Русский - всечеловек по Достоевскому? Смысл и цель

Славен Любомиров
Несколько веков идёт полемика – Россия это Европа, Азия или Евразия? Русские- европейцы или азиаты?

Бессмысленный спор. Аргументов нет для окончательного определения. Почему? Потому, что на самом деле, в силу природной (БОГОМ данной) широты души и высоты духа,  русский человек содержит в себя и европейство, и азиатство, и американство, и африканство, и всё человечество, ибо он - всечеловек.

В нём присутствует образ всего человечества, причём в гораздо более совершенном  виде, чем это есть на самом деле.  Всё духовное, возвышенное, прекрасное в других народах близко и понятно русскому, потому что находит отклик в его душе, ибо присутствует в ней в в своём совершенном виде.

Напомним, первым всечеловеком  был Адам. В нем были все нации и народы во всём своём многообразии.

Вторым Всечеловеком был Иисус Христос, в нём пребывают  святые Божественные образы всех людей.

Русский народ и человек - всенарод и всечеловек в силу своей природы, данной Богом - необыкновенной широты души и высоты духа, но, главное, но, главное, в силу святости Руси и близости и единения крещенного в Православие народа - Христу и БОГУ нашему.

1.Россия (Русь), русский (российский) народ включают в себя этнически разнообразные народы и народности, объеденные   общей историей, культурой, словом, духовно-нравственными традициями и ценностями.

Мы не будем рассматривать этнический аспект, а сосредоточимся на духовно-нравственной стороне вопроса. И в этом случае определения русский и российский  можно считать равнозначными. Не случайно на западе эти понятия не различают, и всех называют русскими. Мы также в рассматриваемом аспекте имеем достаточно оснований так считать.

 Народы, которые когда-то вошли  в Россию, прошли вместе с ней через многочисленные  беды, страдания, радости  и победы. Героическая защита Родины во время Великой Отечественной войны ещё больше всех сплотила, объединила. Все равноправны, уважаемы, ощущают заботу и взаимопомощь, никто не угнетаем, не принижен по национальному признаку, все свои, родные, все – одна семья, все едины, все - один русский народ. И этот русский народ открыт для всего мира.

2. БОГ дал русскому народу обширные земли, широкие реки, бесконечные просторы. Также широка  и раздольна душа русского человека, открытая для БОГА и всего мира.

БОГ дал русским свободный, сильный, высокий,  независимый, героический дух. Свободолюбие, стремление к независимости, освоение бесконечных пространств, героическое прошлое укрепили в русском народе свободный, сильный дух, способный преодолевать любые трудности, восходить до высот жертвенной любви , самоотверженности, подвига.

Бог дал русским восприимчивый, творческий  и  изобретательный ум, множество разнообразных талантов, а также широкое мировоззрения.
Бесконечная широта души, глубина ума и высота духа,  - в совокупности вмещали в  себя образ всего человечества, со всеми его достоинствами и недостатками.  Русский человек  мог явить себя как всечеловек, но для этого кое-чего  ему не доставало. Чего же?

Дело в том, что русский человек, пока был язычником,  совмещал в своей широкой душе  доброту, терпение и бешеные страсти, мог восходить духом  к жертвенному подвигу, а мог нисходить в адские глубины свирепости, жестокости и безжалостности. Такой человек, повреждённый грехами и страстями, обречён на гибель и не может быть полноценным всечеловеком.

3. Всё изменилось, когда на Руси узнали Православие, которое очень быстро распространилось и пришлось по душе русскому человеку. Оно не ограничивало свободу духа и широту души, но стояло на страже их чистоты. И всё  негативное, злобное, недостойное не допускало в душу и сердце человека, направляя дух к свету, к высоким целям, к БОГУ.

БОГ даровал православным благодать и блаженство, а восходящему ввысь духу Святой Дух возвещал Истину и истинную свободу -  свободу от зла, греха и смерти.

Постепенно лучшее, положительное, что было в русском народе укреплялось, а низшее , отрицательное, отсекалось. Православие научило бороться со злом и грехом, показало красоту святости, явило цель и смысл существования человека.

Православный знал ради чего стоит жить и умереть , и как нужно жить, по какому пути идти, чтобы исполнить своё предназначение и придти к цели. Идеалом православного человека, а поскольку практически весь русский народ был православным, то идеалом человека для русского народа стал ХРИСТОС, идеалом жизни – святость. Русский православный человек стал всечеловеком, уподобляясь святым и ХРИСТУ.

4. Какие же черты  характерны для русского православного человека? Что делает его всечеловеком?

1) Всечеловечность, всеотзывчивость, всемирность, всеоткрытость. Нет на земле страдающего народа, о котором не болела бы душа русского человека.

2) Он – защитник слабых, спаситель, герой, самоотвержен, смел, мужественен, никогда не сдаётся, бьётся до конца, патриотичен, готов отдать  жизнь за Отечество, пожертвовать собой ради спасения людей. Всегда  готов защитить слабых, угнетаемых, несправедливо  обиженных.

3) милосерден, великодушен, справедлив, терпелив,

4) открыт, доверчив, искренен, честен,

5) неприхотлив, не жаден, не мелочен, не стяжателен

6) презирает трусость, ложь и лицемерие

7) иронизирует над гордыней, самомнением, тщеславием, кичливостью, спесью

8) стремится к истине, к духовному возрастанию, к совершенству

9) почитает и отстаивает традиционные ценности

10) остро чувствует свою неправоту, греховность и страдает от этого, искренне раскаивается в грехах

11) религиозен, почитает святыни,

12) Православие – вера, которая полностью соответствует психотипу русского человека, она даёт максимальную свободу, но велика и ответственность, она даёт идеал человека – ХРИСТА и почти недостижимую цель – оБОжение. И многие русские её достигают.

13) Русская православная душа красива и гармонична. Она тонко чувствует неправду и несправедливость,  и сопереживает всем и всему страдающему.  А её порой грубость, греховность – внешняя и временная, которое уходит с покаянием.

14) Русские – не от мира сего, их невозможно удовлетворить ничем земным, всё  суетное им быстро надоедает, наскучивает. Не имея высокой, БОГОМ данной цели, подвига, они впадают в тоску, пьянство или преступления. Именно поэтому Достоевский неоднократно повторял мысль: «Русский без православия дрянь, а не человек».

15) Среди русских изредка попадаются либерал-прогрессисты (либерасты)-западники,  которые ненавидят Россию, русский народ и, по-холуйски, лижут сапоги и заискивают перед западом. Достоевский называет их «вышвырками» русского народа. Вряд ли их можно назвать русскими.

5. В русский православный народ как во всечеловека входят  образы всех милосердных, добрых, героических, прекрасных людей, ибо истинно православный русский сам есть «положительно прекрасный человек», по определению Ф.М. Достоевского.
То есть  русский православный человек является как бы ступенькой к человеку святому – Христоподобному, в котором образы всех людей святы.

Всё горделивое, кичливое, злое, водимое тёмными силами,  ненавидит Россию, лжёт и клевещет на неё. Потому, что чувствует свою духовную и нравственную ущербность. Зло не может войти в положительно прекрасного  русского всечеловека. Ибо что общего у ХРИСТА и велиара? Но есть люди, которые не желают служить злу, и они будут с русскими.

Русский всечеловек примиряет и объединяет все национальности, все религии, все слои общества, всех мыслящих и нравственных людей в стремлении к совершенству и святости.

6. Каждый человек в той или иной степени несёт в себе всечеловека, но, как не из каждой клетки можно вырастить органы человека, а в будущем и всё тело человека, так же невозможно из любого «всечеловека», в силу его непроявленности, ущербности, повреждённости  или ограниченности  взрастить человечество, которое способно рождать людей, устремлённых к  совершенствованию, святости и оБОжению. Это – плоды человечества,  а бесплодное  человечество БОГУ не нужно.

Сотворённый БОГОМ  Адам был первый всечеловек, и в нём пребывало всё человечество, в том числе и будущие святые. После Всемирного потопа из семьи праведника Ноя, как из всечеловека,  можно было взрастить человечество ,  способное исполнить БОГОМ данную миссию.

7. Но пришло время, когда не отдельные люди, а целые народы должны были пойти по Пути   веры, совершенства, святости и оБОжения.

Ради этого БОГ воплотился в человеке Иисусе ХРИСТЕ, который  родился как Богочеловек – Истинный БОГ и истинный Человек. И, как Человек совершенный,  он являл собой совершенного Всечеловека,  то есть все образы людей в нём были совершенны и святы.

Но, чтобы иметь возможность мирских реальных людей очистить от греха, Христос берёт на себя все грехи мира, и побеждает их. Подобно  врачу, который заражает себя опасной болезнью, побеждает её в себе и даёт противоядие от этих болезней страдающим людям, исцеляя их, так  и Христос  победил все человеческие грехи  и впредь - каждый, кто обратится к нему за помощью в Таинстве исповеди исцелится, очистится от греха.

А после Своего Воскресения, в Таинстве Святого Причастия ХРИСТОС  через духовное Тело и Кровь Свою соединяет человека с его совершенным, оБОженным образом, который есть во ХРИСТЕ как Всечеловеке. И православный с каждым Причащением  всё более освящается и оБОживается.

8. Создав Святую Церковь свою, ХРИСТОС  создал народ свой, способный к Святости и оБОжению. И этим  народом стал по Воле Божьей – преимущественно русский народ, потому что нет на земле более многочисленного православного народа как русский, и нет народа, давшего более святых, чем русский народ.

Русский народ как житница пополняет Райские обители святыми.
Первые святые – Св. Ольга, Борис и Глеб, князь Владимир и бесконечное их число на Святой Руси – мученики, святители, благоверные, праведники, несть им числа.

Миллиарды русских святых пребывают в Райских обителях и помогают нам оттуда, как имеющие любовь к Отечеству, людям  и силу от БОГА.

В годы войн, смут и революции взошли к Богу миллионы мучеников и героев, пострадавших и убиенных за веру и Отечество.

А Великая Отечественная война освятила весь русский народ – от героев-воинов, от узников, умерщвлённых  в конц. лагерях, от людей, умиравших в блокадном Ленинграде до измождённых тружеников тыла, день и ночь из последних сил делавших всё для фронта.
Военное поколение можно с полным правом  считать поколением святых. Более 100 млн. героев – святые.

9. Русский православный народ духовно высок, прекрасен и имеет многократный опыт святости. Его идея – Святость и оБОжение, его миссия – освятиться и войти в Вечную жизнь Царства Небесного всем народом, и своим примером приблизить мир к святости и совершенству.