Быть могли б покруче кручи

Владимир Калуцкий
    Десять лет прошло.
    Десять лет с того дня, как я выставил на книжную полку четвертый номер журнала "Белые кручи". Это номер венчал собой задумку из серии книжек,  расцвеченных обложками  под времена года . Уже, перед тем.  по разу в год,  вышли зелёный веченний, синий летний и багряный осенний номера.
И в декабре 2011 года родился зимний журнал,
     В последнелет тридцать лет, как размкнулись челюсти партиной цензуры, у нас в области выходили и выходят, можно сказать, множество журналов. и художественных  и отраслевых,и специальных.
    Но стала ли от этого лучше наша литература?
    Не скажу так. Но именно то настоящее, что отличает русскую литературу, проявилось именно  в альманахах "Белые кручи". Это было нечто настоящее. Крепкое и здоровое, как и коллектив авторов.
Конечно, журнал - детище Владимира Ивановича Бабина. Только с его творческим запалом можно было замахнуться на большое дело. Почти с нуля - без базы, без денег, без посторонней помощи. Этот человек сварил, сваял, сварганил настоящее чудо. Я говорю не только о журнале. Он собрал удивительную редакционную коллегию, куда входил стихотворец-фронтовик Леонид Кузубов, поэты Татьяна Лапинская, Виталий Волобуев, Николай Грищенко.  Художник Сергей Расковалов  придумал удачное оформление и те самые разноцветные обложки.
   А созваездие авторов!
   Там я впервые познакомился с прозой Александра Оберемка. Это был прорыв в иную прозу, еще неведомую в наших краях. Ира Шведова разразилась здесь мудрыими стихами, похожими на народный узор:

"Эх, судьба, разменяна на грош!
Ты уйдешь - иль я, как это лето,
Так зачем - не зная , и живёшь,
Тая в волнах солнечного света"

   Здесь Михаил Машкара поэтичен уже в заголовек своей подборки "Я черной кошке перешёл дорогу", Здесь стихи Татьяны Лапинской. Такой  настоящей, что от её красоты начинало ломить зубы.
   А вот самм Бабин представлен скромно, и в самой малоприметной середине. Я не заметил, чтообы в жизни он отличался особой скромностью. Но тут речь надо вести не о скромности,а о чуткости к другим именам. Он помнил, что создавалл журнал не для себя, а для всех.
   Я изнутри  знаю, как нелегко издавался альманах. О нём писали пасквили, на него подвали  ябеды губернатору . Из-за такого сопротивления вообще удивительно, как вышли четыре номера. А мы ведь мечтали сделать журнал на постоянной основе.
 Не вышло. Сегодня редчайшие номера "Белых круч" можно найти лишь в немногих библиотеках и частных собраниях. Об альманахе не пишут статей  критики и библиографы. Но это лишь потому, что практика замалчивания превосходной литературы все ещё не потеряла инерции. Я думаю - пройдет время, и "Белые кручи" будут изучать на филологических факультетах. Потому что настоящее не исчезает никогда. И даже, может статься, ныне здравствующий и пишуший Владимир Иванович Бабин стряхнет пыль с издательской лицензии и объявит сбор товарищам по перу.
      Я готов.