1. Изыскатели. Железные дороги

Тамара Белова
 "Серебряные рельсы"

«Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?...
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе»
Алексей Николаевич Некрасов.
«Железная дорога».

      Собираемся мы в отпуск, и естественно, ищем транспорт. Что может быть дешевле, чем железная дорога? Вошли в вагон, уютно устроились. Постелька мягкая, чай горячий. Книжечка интересная. Соседи приятные. Из окна наблюдаем за природой и погодой. А кто и какими трудами создал нам эту благодать? В ряд ли кому в голову придёт задать себе такой вопрос. И мне, естественно, не приходил такой вопрос в голову. Но вот читаю я повесть Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы». Восхищаешься, удивляешься и понять не можешь, как люди добровольно идут на такие подвиги. Повесть захватывает с первой страницы, а в конце дочитать не дают слёзы. В военное время группа из трёх человек проходит трассу от Саян до Тайшета.
Восточные Саяны, куда Кошурникова, как начальника экспедиции, отправили с целью проложить трассу для будущей дороги «Абакан-Тайшет», всегда считали суровым краем. Холодные и бурные реки, пороги, непроходимая тайга, труднодоступные хребты. Задача перед изыскателями стояла очень сложная. Но каждый из них понимал, на сколько эта трасса важна для страны».

Они плохо снаряжены. В пути преодолевают такие препятствия, что сердце замирает. Не хватило продуктов питания. Одежда вся износилась. От обуви ничего не осталось. Ноги обматывают кусками ткани, оторванной от пол плащей. Последний кусок мяса со спичечный коробок разделили на троих. Выпили солёную воду и двинулись по глубокому снегу дальше. Одного поглотила бурная река Казыр на перекате вместе с плотом под лёд. Второго зашибло об лёд, и начальник партии Кошурников не смог его вытащить из воды. Ни спичек, никаких вещей. Всё поглотила река вместе с Костей. Валит мокрый снег, мороз крепчает. Начальник партии в мокрой одежде, с тряпьём вместо сапог на распухших ногах, продолжает путь. Надо идти. До пограничников 30 километров. Надо донести людям изыскания, где намечен путь для железной дороги. Замерзая пишет последние строки не гнущимися пальцами.   «Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю».

      Последние пять страниц я еле дочитала. Сердце билось учащённо и слёзы, слёзы…
«Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну».

      Это исторический факт об изыскателях написана
            Владимиром Алексеевичем Чивилихиным.
    Родился (7 марта 1928[1][2], Мариинск, Сибирский край — 9 июня 1984[2], Москва) — русский советский писатель, эссеист и прозаик, журналист, известный в первую очередь благодаря роману-эссе «Память». Лауреат Государственной премии СССР (1982). Член КПСС с 1952 года. Сторонник идей большой древности и «арийского» происхождения славян.

     Одним из самых известных произведений писателя является документальная повесть «Серебряные рельсы» — об экспедиции Александра Кошурникова в Восточные Саяны в целях изыскания маршрута железной дороги Абакан — Нижнеудинск (реализован был вариант Абакан — Тайшет).
         Много наград у Владимира Чивилихина и по праву.
Орден «Знак Почёта, медаль «За трудовую доблесть» (06.12.1957), медаль «За трудовое отличие» (04.05.1962), Государственная премия СССР (1982) — за роман-эссе «Память».Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1977) — за книгу «По городам и весям» (1976).премия Ленинского комсомола (1966) — за повести «Серебряные рельсы», «Про Клаву Иванову» (1964), «Ёлки-моталки» (1965).
 Повесть читается легко. Познавательная.

     Многое узнала о тех краях, где никогда не бывать. Преодолевала все пороги и перекаты на бурной горной реке Казыр, которая берёт своё начало высоко в горах Саян. Сколько им пришлось построить плотов с одним топором и пилой «тяни- толкай». Сколько ответственности и мудрости у молодого начальника партии Александра Михайловича Кошурникова.  Да он и сам ещё молод. Погибает в 37 лет.
Делюсь с вами, чтобы могли вы, мои дорогие читатели проникнуться и срочно пошли в библиотеку за книгами Чивилихина. Все его повести, написаны на историях, взятых из жизни. Можно   заглянуть в Викопедию.  Именами Александра Кошурникова, и его товарищей спутников Константина Стофато и Алексея Журавлёва, названы станции, которые я проезжаю всякий раз, когда еду в Забайкалье.

       Не пришла партия изыскателей к намеченному сроку.  Поиски с воздуха затруднены непогодой. Искать пошли по следам. Кошурникова нашли. Дневники прочитали. Памятник – обелиск Александру Кошурникову стоит теперь на месте его гибели. И всем троим памятник на месте их гибели. Там теперь селения- станции. А по бурной реке Казыр смельчаки пытаются пройти их путь, но уже на современных байдарках.
дальше воспоминания об отце и брате.

КОГО ЗАИНТЕРЕСУЕТ   ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, МОЖНО В ВИКОПЕДИИ НАЙТИ. ФОТО ИЗ ИНТЕРЕНА. ВИКОПЕДИЯ.

ПРОЙТИ ПО ССЫЛКЕ
 http://proza.ru/2021/11/20/602