Blues-философияблюза

Вал Белин
B.L.U.E.S. - Философия блюза

Валерий Белинов 6 мая 2009 в 1:04

bEING - бЫТИЁ
lOVE - лЮБОВЬ
uNIVERSE - вСЕЛЕННАЯ
EATING - ПОЕДАНИЕ
sLEEPING - ЗАСЫПАНИЕ


Валерий Белинов 6 мая 2009 в 1:17
Что такое есть Блюз - простыми словами - это переживание.
Переживание обьединяет людей - также и Блюз
Переживание лежит в основе любого события, также как и в основе любого акта
Песня или музыка - это акт переживания, зафиксированный во времени
Таким образом блюз лежит в основании любой музыки или песни


Валерий Белинов 6 мая 2009 в 23:03
СТЕПАНОВ, Юрий 20.03.2005 11:51

СТЕПАНОВ, Юрий : Blues A La' Russe
Если взять на себя труд вдуматься в название диска, оно может надолго поставить в тупик. Что такое блюз, понятно: 12 тактов, Роберт Джонсон (Robert Johnson), Мадди Уотерс (Muddy Waters), Эрик Клэптон (Eric Clapton), "хорошему человеку плохо" и все такое. Плавали, знаем. "А ля рюс" - это нечто аляповато-расписное, гипертрофированно фольклорное, сделанное на потребу охочим до примитивно понимаемой экзотики иностранцам: по Арбату ходили, на матрешек в буденовках насмотрелись, спасибо. Но "блюз а ля рюс"... Не смысловой аналог классического американского блюза (коим можно с долей натяжки назвать бродяжье-ямщицкие баллады наподобие "По диким степям Забайкалья" - она, кстати, есть в альбоме); не "русский блюз" в исполнении и определении Юрия Наумова; не стилизации и кавер-версии, скажем, Валерия Белинова, где русскость только в фамилиях, но никак не в музыке, - а вот именно "блюз в русском стиле". Что это? Негр, загримированный под барыню-сударыню? "I put a spell on you" на балалайках и гуслях? Крестьянин, страдающий на заготовке маниоки и распевающий о своей тяжкой доле? Нет? Тогда не понимаю! Но одно знаю точно: Юрий Степанов не имеет с этим странным жанром ничегошеньки общего. Хотя, конечно, имеет право называть свою деятельность как ему угодно.
Итак, что имеется по факту: Юрий Степанов, немолодой мужчина, петербургский музыкант, игравший некогда (и недолго) в Мифах, а ныне проживающий в местах, весьма от родины отдаленных, записал и выпустил пластинку в Англии - с полностью англоязычным буклетом, но с абсолютно русскими (и весьма недурными, надо сказать) музыкантами. Поет тоже на родном (кроме "No feeling") - один упомянутый выше отечественный стандарт, одну вещь Юрия Ильченко (который в Мифах тоже играл, между прочим) и 10 произведений собственного сочинения. Сочиняет про сердце, оставленное в Петербурге, бывших дружков из числа мэтров питерского рока (в том числе ныне покойных), бомжа с анамнезом партийного босса (на мотив "Hoochie-coochie man", - наверно, чтобы хоть как-то обосновать название изобретенного стиля), утопически верной жене, одиночестве... то есть по тематике все как будто бы в кассу. Голос тоже подходящий, с эдакой хрипотцой а ля Джо Кокер (ну, или Рекшан, если вспомнить о былых соратниках). Правда, никакой это не блюз, а ритм-энд-блюз (все-таки не одно и то же) с, опять же, балладным оттенком. Ну, еще чуточку, еще капельку - и притянем содержимое к названию!.. А не выходит. Потому что, несмотря, вопреки и как всегда, на выходе получается обыкновеннейший блатняк. Или "русский шансон", если вам больше нравятся эвфемизмы. Никакой уголовщины в текстах и в помине нет, но запах, запах... аромат, амбре, душок-с. А если блюз а ля рюс = русский шансон, то это что ж получается, - блюз равен шансону? Нетушки, господа мои, ни французскому шансону, ни нашему блатняку блюз не равен. Все ж таки давайте жанры различать. Хотя если снова напрячь логический аппарат, то можно найти точку, в которой эти три разновидности музыки (равно как и тридцать три тысячи прочих ее разделов и подразделов) сходятся: в той самой древней, исконной, некоммерческой, корневой, где таятся и рвутся наружу душа и чувство. У Степанова ничего такого и близко нет. Ему не веришь, не сопереживаешь, ему не тянет ни подпевать, ни подхлопывать. Сплошное мимо. В блатняке-то иногда случаются страсти в клочья, а тут... Ни рыба, ни мясо. Не блюз, то есть, и не рюс, а всего лишь а ля. А ля музыка, а ля слова, а ля дружба, ностальгия, любовь... Поэтому и слушать альбом, - несмотря на отличную запись, мастеровитое сведение, качественную игру, правильное пение - совершенно невозможно.

Валерий Белинов 6 мая 2009 в 23:11
Steve Сергей Некрасов 20.03.2005 11:26

Блюз в России
"You've got to suffer to feel the blues,
That's why blues lives in Russia, ain't that a news."

"Blues lives in Russia" Сергей Воронов, the Crossroads

В Россию блюз не пришёл и не проник: Блюз в Россию просочился. Капелька по капельке. Блюз в России скрывался в "доме" своего первого сына - джаза. Иногда столь тщательно, что даже иной дотошный музыковед мог с трудом его обнаружить. Дело в том, что вся официальная советская эстрада строилась не по принципу непосредственного общения музыканта с публикой, а с позиции идеологии, что зачастую лишало подобные выступления человечности и напоминало скорее театрализованное представление. В театрализованном представлении нет ничего дурного, но уж слишком много там от ума, когда это касается музыки. Официально в СССР, все новые музыкальные веяния старательно пресекались запретами, "глушилками" западных радиостанций, тотальным контролем деятельности культурно - досуговых учреждений и т.д. И это не спроста. Ещё древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.) писал: "Нужно избегать введения нового рода музыки, - это подвергает опасности всё государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области". Другой вопрос, что дело это неблагодарное и, в конечном счёте, бесполезное. "Можете строить стены, чтобы остановить людей, но музыка всё равно, рано или поздно, пробьётся и через стены. Удивительная вещь музыка: от неё нет защиты. Вспомните хотя бы Иешуа и тот проклятый Иерихон - от него же камня на камне не осталось. И всего несколько труб, понимаете?" (Кейт Ричардс гитарист группы the Rolling Stones) Политические системы могут сменять одна другую, люди же всегда остаются людьми. Погода может меняться, небо остаётся небом, океан океаном, а земля землёй. Джимми Хендрикс как-то сказал. "Музыка - как волны океана. Вы не можете вырезать волну и принести её домой. Она находится в постоянном движении".

Огромный интерес к блюзу в нашей стране неслучаен. Блюз - интернациональная музыка, понятная и близкая любому человеку, независимо от его национальности или социального положения. Широко известные песни в блюзовых тонах на русском языке со времён Марка Бернеса, "Тёмная ночь" из фильма 1942 года "Два бойца" и "Спят усталые игрушки" из передачи "Спокойной ночи малыши" знакомы и любимы с детства. Блюз неизменно присутствует в творчестве питерских музыкантов. Блюзовые композиции всегда можно услышать в программах джазовых концертов. Русские блюзы были созданы и исполнены знаменитыми питерскими рок музыкантами: Майк Науменко группа "Зоопарк", Юрий Ильченко, Александр Ляпин, Борис Гребенщиков группа "Аквариум", Фёдор Чистяков группа "Ноль", и многие другие. Знакомство с традицией блюза, исполняемого русскими музыкантами на языке оригинала, питерской публикой началось с концертов Валерия Белинова группа "Белинов Блюз Бэнд" и Джерома Джеффри "Jerome Jeffrey Blues Project". Их концерты в "Филармонии Джазовой музыки", клубе "JFC" и других питерских клубах непременно были аншлаговыми. Сейчас в Санкт-Петербурге большим успехом пользуется замечательный коллектив, исполняющий чикагский блюз на английском языке Виталия Андреева "BIG BLUES REVIVAL". Намного раньше блюз на английском языке начали исполнять в Москве, такие замечательные коллективы как "Crossroadz" Сергея Воронова, "Blues Hammer Band" Михаила Соколова и многие другие.

В 1992 году в Москве в концертном зале "Измайлово" Елена Карпова (для справки: Лена Карпова, шеф-редактор программы "Земля-Воздух",экс-редактор программы "Антропология" etc.) с Александром Демидовым организуют Первый в России блюзовый фестиваль "Блюз в России", ведущим которого стал известный журналист, большой знаток блюза Андрей Евдокимов...

Валерий Белинов 6 мая 2009 в 23:12
В то же время появляется самый авторитетный в Российском интернете блюзовый сайт WWW.BLUES.RU, освещающий блюзовые события, как в нашей стране, так и за рубежом. "Десятилетиями блюз в России почитался то, как первобытный недоджаз, то за африканскую песню свободолюбивых американских негров, то просто подстатейной пропагандой западного образа жизни. Клише по осени опали, а блюз остался тем, чем был, - необъятной вселенной сложнейших музыкальных взаимосвязей, отражающей реальность печалей и радостей обыкновенного человека. В свое время блюз - простой и сложный по своей природе - в походе на Восток покорил всю Европу, приостановившись у российских ее пределов. Теперь он двинулся дальше" (Андрей Евдокимов один из организаторов первого в России блюзового фестиваля "Блюз в России" в 1992 году, в Москве)

В 1995 году в Петербурге на радиостанции "Катюша" появились замечательные передачи, посвящённые блюзу, которые создал и вёл Никита Вострецов. В 1997 году телекомпания города Пушкина проводила несколько фестивалей "Пригородный блюз". В 2000 году в Петербурге появилась радиостанция "Эрмитаж", открыто заявившая "В Петербурге время блюза". 2001 год ознаменован яркими блюзовыми событиями в культурной жизни нашего города, прошли аншлаговые концерты суперзвёзд блюза Эрика Клэптона (Cream), Марка Нопфлера (Dire Straits), Глена Хьюза (Deep Purple), а также проведён Первый в Санкт-Петербурге блюзовый фестиваль "Дельта Невы". В июле 2002 года состоялся Второй Международный Фольклорный Блюзовый Фестиваль "Дельта Невы", который длился почти месяц. В нём приняли участие свыше 20 коллективов из разных городов и стран.

"Когда ты страдаешь, ты чувствуешь блюз. Поэтому блюз живёт в России. И это не новость" Сергей Воронов "Blues lives in Russia"

Валерий Белинов 7 мая 2009 в 3:25
fratrum 11.03.2005 20:25

У меня, к слову, недоумение вызывает сам жанр - "русский блюз".
(Reply to this) (Thread)

Русский Блюз
einevonzlopop
2005-03-07 06:42 (link)
Жанр ещё не состоялся, но этот человек к эстетике блюза в существующих уже рамках на сегодня не имеет никакого отношения, он сочиняет свои стихи, он исполняет их под гитару, он обладает шармом, как артист со своим оригинальным видением, он имеет свою аудиторию.
Но А.Пушкин с большим основанием мог бы назвать себя родоначальником русского блюза или Есенин,Некрасов,Блок и даже Маяковский (блюз про Ленина, скажем " Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше"), а Вознесенский, а блюз группы "Поползновение" на слова А.Ахматовой!?
Господин же Наумов не удосужится даже в Гугл зайти, да на два слова "Русский Блюз" - помедитировать.Он сегодня у нас смел, как:
-"А пока на этот вопрос я отвечу нагло, как Гете про немецкую литературу. Русский блюз - это я!"
В этом русский мужичок всегда типичен, он всегда в первых рядах, впереди планеты всей.Уж больно, видать, стать классиком парню захотелось.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Русский Блюз
fratrum
2005-03-07 08:03 (link)
Амбиции это как раз нормально, если они потом оправдываются. Помните, Есенин с Хлебниковым учредили должность Председатель Земного Шара? Так сказать, по мерке костюмчик. А потом эта должность перешла Григорию Петникову, который сейчас известен больше специалистам.
Наумов, боюсь, относится к последней категории, даже для самоопределения он не нашел ничего оригинальнее, чем процитировать Гете. И то для него это "наглость". У Гете, кстати, это была гордость.
(Reply to this) (Parent) (Thread)

Валерий Белинов 7 мая 2009 в 3:26
Re: Русский Блюз
einevonzlopop
2005-03-07 18:03 (link)
К сожалению, я не столь опытен в истории русской поэзии и не слышал про Григория, но мне понятна амбициозность блюзмэна,скажем из под Сан-Франциско, когда он говорит,что любит всех девчонок,не старше 19 и что он самый крутой в мире.Когда он заявляет об этом, у него уже за плечами гастролей на пол-мира, да и история собственной деревни.Но даже никто из этих ребят не рискнёт сказать -" а вот я то и есть весь этот Американский Блюз".Блюзмэны славятся своей ортодоксией и почтением к памяти творческих отцов и матерей, а вот панки,да ещё и русские, тут уж никто до него не рождался, да и после него никого не останется,даже трава не вырастет "...Зелёная,зелёная трава"
(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Русский Блюз
fratrum
2005-03-07 18:09 (link)
Аминь.
(Reply to this) (Parent)

Re: Русский Блюз
ilya_verhovsky
2005-03-09 06:14 (link)
Знаете, там всё проще с Наумовым. Я его давно знаю и люблю. И камнем преткновения для многих оказывается именно его заявление о Русском Блюзе. На самом деле он -ЮН сформировался под влиянием Лед Зеппелин, и блюзовая (или околоблюзовая составляющая его творчества) - оттуда, т.е. опосредована. Чёрных музыкантов он не знает и никогда не слушал. Выстроил свой достаточно оригинальный акустический звук (дальние аналоги - блюзмены-пьемонтцы: Блайнд Блэйк, Блайнд Бой Фуллер, из современных - Йорма Кауконен и Хот Тьюна; но в отличие от них Наумов никогда не играет медиатором). Вообще у Наумова три "ипостаси" - акустик-психоделия, баллады и собственно околоблюзовые дела. А сам он говорит просто: Русским блюзом я называю СВОЮ МУЗЫКУ.
Так что, по-моему, он великолепный музыкант и поэт, но живущий несколько в своей Вселенной, т.е. вне традиции. Поэтому это "наумовский блюз". А сам его он называет русским. Хотя он вообще-то еврей:)

ББ, - спасибо вам ещё раз за пластинку. Надо же - как совпало - вчера в ночь на кухне пил кофе, курил и - проваливался, спасался в "Блюз для Роберта ДЖ." и в "Блэк Мэн блюз".

Дай вам Б-г и дальше музыкой людей лечить:!)
(Reply to this) (Parent) (Thread)

Валерий Белинов 7 мая 2009 в 3:27
Re: Русский Блюз
einevonzlopop
2005-03-09 17:39 (link)
Спасибо, Илья!
Просветили.Я в принципе очень хорошего мнения о творчестве ЮН, просто слух режут такие громкие высказывания.И на сегодня,мне кажется,что принимать трансформированную в творчество боль надо научиться на любом языке.Б-г для того и разделил народы, чтобы потом через понятные и близкие всем слова соединить.Истоки и корни чёрного блюза многим сегодня ясны - это лекарство, которое возникло благодаря соединению их сердец в годы тяжёлых страданий и молитв, и, благодаря их генетической любви к солнцу, ритму и врождённой музыкальности,а также невозможности обучаться музыке профессионально и способности слуха слышать другие интонации.Они создали свою систему темперации, определили свою уникальную музыкальную фразеологию и повлияли на ход музыкальной истории конкретным и прямым образом:музыка ХХ века изменилась до неузнаваемости.Благодаря им музыка стала действительно народным достоянием и, как я думаю, перестала быть музыкой в обычном смысле этого слова - она стала молитвой, мантрой, заклинанием и наконец оружием.
Сегодня, для меня чёрный блюз - это наука, это язык, который я изучаю и стараюсь понимать буквально.Эмоциональная сторона также совибрирует во мне и преображается в мои интонации и творчески сопрягается с моим даром восприятия музыкальных частот.
Блюз - открыл мне глаза на многое, но самое главное, он просветил меня как личность, которая может потеряться сегодня в безумном мире современной информатики, он определил формы моего вкуса и освободил меня от культ-массовых шлагерных повинностей и траты времени впустую.
Я очень рад, что в вашем лице я получил великолепного и пристрастного ценителя моего творчества.Это - лишний раз подтверждет верность избранного пути, в котором Всемирный Блюз занимает достойное место.

Валерий Белинов 7 мая 2009 в 3:28
Old ship bar 06.03.2005 11:22

К сожалению, я не смог взять интервью у госпожи Верни из-за её весьма преклонного возраста и плохого здоровья. Поэтому здесь, ниже, я почти полностью воспроизвожу текст её письма ко мне, написанного в 1975-ом году. Письмо посвящено выходу единственного альбома Дины Верни - "Блатные песни".

'Каждый русский человек испытывает ностальгические чувства, когда звучат эти песни. И как только выпьет рюмку-другую - он поёт их. Откуда он их знает? Без сомнения, они звучат повсюду, и никто не испытывает страха, распевая их. Так я и услышала их в Москве. Каждая песня на этой пластинке пришла из лагеря или тюрьмы. Большинство из них сочинены именно в этих местах. Некоторые, такие как "Товарищ Сталин", "Окурочек", "Колыма", "Свадебная лесбийская" и "А ты хохочешь" написаны в Сибири настоящими поэтами [автор почти всех этих песен - Юз Алешковский - С.Ж.]. Слушая их, я вспоминала Франсуа Вийона. Другие - о любви, а также блатные песни достойны пера Аристида Бриана. Песня "И вот опять сижу в тюрьме" написанная неизвестным заключённым в одной из тюрем, странным образом напоминает мне Бертольда Брехта. Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключённого, сидящего далеко-далеко. Но его песня летит подобно ласточке, преодолевая огромные расстояния...'

Блатные песни
1975
Эту странную маленькую русскую я встретил в середине ушедшего века в Париже, в компании Анри Майоля и Анри Матисса. Первому она была женой, а со вторым просто иногда спала. Сумасшедшее время, сумасшедшие события. Мы с двумя художниками пили коньяк и курили опиум, а Дина играла чокнутые русские песни под одну расстроенную двенадцатиструнную гитару. Это было то, что сочиняют заключённые в сибирских тюрьмах, умирая от холода. Это был дикий русский блюз, в котором сердца разбиваются ещё страшнее. Дина никогда не была в тех местах, о которых она пела, и практически всю жизнь прожила в Париже. Она была очень богата и безумно красива. С той нашей незабываемой встречи я Дину Верни никогда больше не видел и долгое время ничего о ней не слышал. И каково же было моё удивление, когда в захолустном Марсельском порту мне предложили купить со скидкой её только что вышедшую пластинку. "Блатные песни" - альбом, записанный человеком, вообще никакого отношения никогда не имевшим к этим песням. Но при всём при том ни один современный исполнитель "русского шансона" не добился той глубины искренности и выразительности, той интонационной правильности, которой смогла достичь Верни. Я ставлю эту пластинку в нашем баре - только для себя, в смутные утренние часы, когда последние посетители разбредаются по домам и я остаюсь совершенно один. Я не понимаю слов, но её голос не требует знания. "Kogda s toboy my vstryetilis', cheryomuha tsvela...". О, эти ненормальные русские!

Валерий Белинов 11 мая 2009 в 20:07
Не увижу Миссиссиппи
Андрей Евдокимов

Был год 1974, вечер танцев в рядовом институтском ДК. В качестве ревербератора (скажем так, приспособления для "задержки" звука) приглашенный ВИА использовал простенький магнитофон-приставка "Нота". Пленка на нем прокручивалась туда-обратно уже десятки раз, осыпаясь, истончаясь и претерпевая "механические повреждения". И вот тот концерт стал ее последним. Ее не выбросили, оставили "как-нибудь послушать"… И на антресолях или в шкафах она пролежала четверть века, чудом не потерявшись при переездах. На свет ее извлекли, только когда появилась идея альбома "Весь Этот Наш Блюз" - "Не Увижу Миссиссиппи…". Для меня это было открытием! Интересно только, отдавала ли себе отчет публика, что присутствует на концерте мирового уровня? Четверть века назад, в застойных 70-х, на институтских танцульках играла группа выдающегося исполнительского уровня, с колоссальным энергетическим напором и редкой уверенностью самостоятельных творческих идей. При понятном техническом убожестве эта запись выдерживает сравнение с "живыми" записями, например, "GRAND FUNK RAILROAD", группы того же времени и довольно близкой по музыкальному направлению: блюз-рок… И радостно, и печально. Радостно, что хлипкая эстрада и рифмованные банальности рок-подполья тех лет не была единственным, что можно вспомнить. Уже тогда умели играть, если не мешали, система на всякий случай стригла все, что растет. Проявив уникальный запас жизнестокойсти, "УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ" выдержало борьбу за существование. И существует и теперь. (В отличие от системы)... А запись, приведенная в качестве дополнения, дает хорошую историческую перспективу собранию записей последнего десятилетия лучших российских блюзмэнов: "ВЕСЬ ЭТОТ НАШ БЛЮЗ - Не увижу Миссиссиппи…."

Кстати, почему имя реки написано неправильно? Ребята! В эпоху возвращения исторический национальных названий Кыргызстану и Тааллинну, будет неправильно писать "Миссисипи", как при коммунистах. Большевики украли из названия целых две буквы. Наша задача - вернуть их великой блюзовой реке! VIVA MISSISSIPPI!!

В ХХ веке мир стать чуть меньше. И музыку одной деревни стали чаще слышать в другой. Слышна стала даже музыка из самых дальних деревень, на другом конце земли... В уходящем столетии мода на локальные народные музыки не раз прокатывалась по всему шарику. Танго, босса-нова, ломбада, даже казачок - вдруг словно весь мир начинал танцевать под них, далеко от тех мест, где их придумали в народе. Но всегда это было лишь коротким поветрием, иногда возвращающимся, как любая мода. С блюзом - не так. Музыка подвального этажа американского общества обладает цепкой жизнестойкостью репейника. И такой же приспособленностью к случайным дальним путешествиям. Блюз, приходя иногда как мода, оставался, как мировоззрение - не только особый музыкальный лад, но и свой взгляд на любовь и нелюбовь, на труд, на отдых, на радость и горе, на жизнь во всем ее многообразии. Житейская поэзия и поэзия жизни - это суть блюза. А музыка его основана на смешении европейской, азиатской и африканской культур. И поэтому по всему миру он отчасти -"чужой", но отчасти - "свой". И русские "страдания" тоже что-то подарили блюзу.

Валерий Белинов 11 мая 2009 в 20:08
Первый мировой блюзовый бум прохлопали в угаре НЭПа. Три месяца 1926 года в СССР гастролировала "негритянская оперетта" "Шоколадные Ребятишки"(THE CHOCOLATE KIDDIES) - причем "Известия" сочли шоу "недостаточно горячим и вовсе не эксцентричным". Хотя сцена выступление этого варианта министрел-шоу, вошедшая в авангардный фильм Дзиги Вертова "Одна шестая", говорит, что это было энергичное и малопристойное представление. Как бы то ни было, блюз пришел в Россию грустной пьесой из репертуара танцевальных джазовых оркестров… Впрочем, и весь цивилизованные мир, включая белое общество Америки, долго полагал блюз - маленьким подразделом джазовой музыки… Но Большая Советская энциклопедия (1950г.) была абсолютно права: "Блюз (англ. уныние) - лирическая песня американских негров в медленном темпе с обильными синкопами, (смещениями ритмических ударений). Счет на 4-4, 2-4. Форма Б. и некоторые его ритмические, гармонические и интонационные особенности использованы в искаженном виде в американской джазовой музыки, где Б. превращен в песенно-танцевальный жанр упадочно-сентиментального характера (медленный фокстрот)"… Правда, темп не обязательно должен быть медленным…

Под конец 30-х в репертуаре оркестра Леонида Утесова появился "Блюз безработного". Не смотря на идеологически верный текст, слово "блюз" было расценено как идеологическая диверсия по внедрению американизмом в речь советского человека, и на пластинку была записана "Песня американского безработного" (обработка А.Островского - В.Стенич). Возможно, первая блюзовая запись в СССР… А, может, и не блюзовая вовсе. Запрет на слово сняли многократные гастроли американского певца Пола Робсона, видного борца за мир, лауреата международной ленинской премии (1952г.). Оперным баритоном он пел блюзы, спиричуэлсы и "Широка страна моя родная" и при каждом поводе и не дожидаясь оного утверждал, что блюз - это великая культура его народа… Казалось бы, блюз будет оправдан и перейдет в репертуар особого рода ансамблей, выступающих с песнями протеста на комсомольских собраниях… Блюз - действительно песня протеста. Но не для официальных протестующих.

Тут в СССР начал проникать вирус рок-н-ролла. В своей основе это был тот же блюз, только без джазовых изысков и без оглядок на "упадническо-сентиментальный характер". И так же, как блюз был первым пособием для отечественных джазовых музыкантов, наши первые рокнролльщики джэмовали "блюз в ля-мажоре". И снова история повторялась. Только прежде блюз казался частью джаза, теперь он был неотделим от рок-музыки. Вот одно из странных свойств блюза. Он родился "этнической" музыкой беднейшего и лишенного всяких прав населения южных штатов Америки на исходе ХIХ века. Те, кому эта музыка было родной, жили словно в ином от прочей Америки мире. Здесь были свои законы жизни, своя экономика и свои развлечения. От большой эстрады блюз отделяла, казалось бы, непреодолимая социальная стена. Но он пробил ее и вышел к большому миру, сначала - через посредников, через музыкальные жанры, обязанные ему своим рождением. Первым из потомков блюза, покоривших мир, был джаз. Потом пришли рок-н-ролл и рок-музыка. Теперь - рэп… И любопытно то, что всегда среди поклонников этих жанров находились те, кого тянуло к истокам, к чистому блюзу.

Валерий Белинов 11 мая 2009 в 20:08
И в Англии, и на своей родине, в Америке, блюз широкая публика открыла для себя через посредников : джаз и рок-музыку. Для периода 60-х трудно переоценить заслуги "Роллинг стоунз", "Энималз", "Ярдбердз", а затем и "Лед Зепплин" в деле пропаганды блюза. Их хитпарадные успехи посветили многих в эту вечную тайну за семью печатями - блюз. И при том, насколько извращенным путем развивался рок в СССР, здесь повторилось все то же, что в Англии и США. Юные гитаристы 60-х слушали первые блюзы в исполнении "роллингов" и других блюз-роковых британцев. Только для вооруженные они были усилителями-радиоприемниками, и гэдээровскими (в лучшем случае) электрогитарами со струнами "толщиной с мизинец" (как вспоминает участник "Удачного приобретения" А.Микоян), При том, что большинство из этого поколения услышало пластинки Мадди Уотерса много позже, а записи Роберта Джонсона - только на CD, удивительно, что в наших местах вообще появились любители блюза. Но видимо, вирус его настолько силен, что блюз подхватывается и опосредованно. Правда, унаследован был и рок-подход к исполнению блюза - неизбывная беда российских блюзмэнов!

Доступ к зарубежной информации был определяющим для наших музыкантов-прозападников. Неудивительно, что один из первых блюз-рок-бэндов репетировал в подвале "Дома на набережной", построенного Сталиным для содержания своего политбюро, но разболтавшегося, когда поводья отпустили. И играли в подвале бастиона ком.идеологии пареньки со всемирноизвестными фамилиями: два Микояна и один Орджоникидзе.

Следующий блюзовый бум пришелся на канун 90-х. На этот раз и в России его было кому встретить. Блюз играли ветераны, вроде "Удачного приобретения", и новые группы, уверенно набравшие силу, вроде "Лиги Блюза" и "Кроссроудз". Слава Горби, времена изменились. Фирма "Мелодия" вдруг выпустила альбомы Мадди Уотерса, Хаулин Вулфа и других дедов блюза с краткими, но емкими аннотациями музыковеда Д.Ухова. Со снятием запрета на англоязычную музыку в эфире появились и блюзовые радиопрограммы (и первым был "Весь этот блюз" на Первом еще Всесоюзном, первым в FM появился "Блюз-Бэг", а затем " Доктор Блюз"). В Москве и Ленинграде в крупнейших институтских залах с успехом проходили фестивали блюза и рок-н-ролла ("в одном флаконе"!). В январе 1992-го в большом московском концертном зале "Измайлово" собрал аншлаг трехдневный фестиваль "Блюз в России", и стало окончательно ясно, что блюз в России существует как широкое и разнообразное движение, в котором работает множество музыкантов, и которое поддерживает слушатель.

Прошедшие десять лет были важнейшим этапом. Не все из радужных надежд сбылось. Но блюз перестал быть уделом горстки энтузиастов. Открывались и закрывались блюзовые клубы, возникали и исчезали блюзбэнды. Некоторые из потерь были закономерными, другие - тяжелыми и обидными. Поветрие моды на блюз вызвало существование множества групп, состоявших из музыкантов-ремесленников - из больше нет, и это хорошо. А вот демократичного "Арбат-Блюз Клуба", с 1993 года ставшего эпицентром московской блюзовой общины, сегодня очень не хватает. (Клуб не закрыт, но временно прекратил свою деятельность). Формулируя совсем коротко, именно в 90-х возникло и окрепло наше блюзовое сообщество, объединяющее достаточно широкий круг почитателей этой музыки и музыкантов, исповедующих достаточно широкий выбор блюзовых стилей. То есть, если писать учебник, то "первый этап развития отечественного блюза успешно завершен". Подытоживая дела отечественного блюза 90-х в альбоме "Весь Этот Наш Блюз - Я не увижу Миссиссиппи…", собственными ушами убеждаешься: есть, что послушать.