Однажды в девяностые

Елена Князева 707
               

          Был 1993 год.  Страна превратилась в международную свалку всевозможного барахла.

           Производство встало, торговля расцвела махровым цветом.  Отныне не было дефицита продукции, был только дефицит денег у простого населения. На кладбище нашего подмосковного города появилась новая аллея. Там лежали молодые люди от восемнадцати до двадцати пяти лет. Они пали в борьбе за чужие деньги.

          Всё . Я обещаю, что не будет всё  так мрачно. Это было весёлое время, я была молода, мне было всё нипочём, и жизнь мне улыбалась.

          Нашу фирму, где я работала инженером, разогнали, по совету добрых людей  я прошла трёхнедельные курсы бухгалтерии, дала объявление в газету, и вот , меня уже пригласили на должность бухгалтера в одну фирму.

Я рассуждала так, раз я была инженером, то всю эту бухгалтерию освою за три дня.

         К моему удивлению, фирмой оказалась винная лавка прямо под нашими окнами , и мы неоднократно с лоджии наблюдали за длинной очередью, метров в шестьдесят, из жаждущих лиц обоего пола.
       К лавке же крепился коммерческий ларёк (комок), где продавалось всё : спирт Рояль, коньяк Наполеон, ликёр Амаретто (подозреваю, что всё это делалось в отечественных подвалах).

         Гвоздём программы в комке была водка Морозко в банке типа пивной 300 мл, с кольцом, с весёлой новогодней тематикой : на фоне синего неба, дед Мороз, ёлка, вокруг пляшут зайцы. Это была очень удобная вещь, идёшь гулять, берёшь банку, открываешь, отпиваешь на ходу, и самый унылый осенний день расцветает всеми красками радуги.

         До сих пор жалею, что не оставила эту банку как раритет. В нашей семье это было невозможно. Винные магазины открылись даже на наших секретных предприятиях, а ведь раньше через проходную было нельзя пронести бутылку даже на субботник. Там работал мой отец, он стал приходить с работы по шафе, мать выходила из себя, а он говорил, что не может отставать от коллектива. Почему-то именно так начинался капитализм в нашей стране.

          Итак, я пришла в винную лавку, через отдельный вход, минуя пьяниц, меня встретила женщина Надежда и провела в нашу комнату.

          Это была комната без окон, с тусклым освещением, отчаянно воняло крысами. Надя оказалась хорошей, добросердечной женщиной. От неё я за 10 минут узнала море информации.

       Бывший директор, сущий зверь, погиб неделю назад в автокатастрофе на безлюдном шоссе в четыре утра, это было всё, что было сообщено всем.

        Отныне директором фирмы стал Роман Валерьевич, бывший компаньон директора,  в 80-х годах был мясником, а ныне стал обладателем винной лавки, комка и ещё гастронома, то что сейчас называют супер-маркет. Надя ведёт винную лавку и комок, а я должна вести учёт по супер-маркету.

       В винной лавке работали ещё два брата Саша и Лёша, они разливают вино и водку покупателям, а также оба служат вышибалами. Саша очень жесток, Надя сама видела, как он бьёт девушку-пьяницу, которая моет полы в лавке за выпивку, и заступилась за неё.

       Оба брата относятся к группировке соседнего подмосковного города. Мне стало обидно за свой город. Почему не в нашей группировке ?  Я спросила - А Роман Валерьевич тоже в группировке ?   - Не знаю -сказала Надя- Староват он, чтобы бегать с пистолетом. Но эти парни, его племянники.

        Ещё она сказала, что Роман отличный мужик, толковый, никогда не повышает голос, закодирован, потому что были проблемы, магазин уже успел переименовать на Ромвал, по своим инициалам, это сейчас модно. - Где документы на магазин?- спросила я.
   
Надя немного смутилась . - Это, как бы сказать, словом, они погибли при наводнении.
       Я недоумённо осмотрела комнату, где  масляные батареи отопления включались в сеть. А Надя протянула мне акт из санэпидемстанции, заверенный всеми печатями. - Ну что ж - подумала я.

- А где предыдущий бухгалтер магазина ? - с некоторой тревогой спросила я.  - Она ушла товароведом в другую торговую сеть.-  И это было правдой, я её потом видела.

           Тут зазвонил телефон, спрашивали бухгалтера магазина, я взяла трубку, какой-то мужик спрашивал меня про какие-то накладные, я раза три переспросила, он сказал кому-то - Тупая что ли, блин- и бросил трубку.  - Ещё не вечер- подумала я.

        Там всё оказалось не так уж и сложно. Отчёты из магазина мне приносила товаровед. Моё дело было разнести их в специальную книгу.  Ещё поручения в банк, их надо было печатать на пишущей машинке в шести экземплярах, я умела печатать, но нельзя было ошибиться даже в одной букве, в таком случае, всё надо было выкинуть и начать снова.

          Так что печатала за две фирмы Надя, зато я умела делать баланс, этому научили на курсах. Делала и для Нади. Жили душа в душу.

          Как-то днём услышала шум, проверка, неслось по коридору, я вышла , хотя меня это  не касалось, там стояли девушка и парень и какой-то пацан с ними.

 - В чём суть? - строго спросила я.  - Ваш продавец в комке продал водку подростку- ответили они. - Мальчик ваш ?- спросила я.  - Мальчик наш, но поверьте, нам не пришлось бы долго ждать, чтобы продавец продал водку любому пацану.

- Ещё бы- подумала я. Окно в комок так заставлено сигаретами, жвачками, чипсами, что продавец не видит ничего кроме тарелки с деньгами.  Я знала ,что штраф за это огромный, просто невероятно огромный.

          Тут вышел Роман и провёл их в свой кабинет, достаточно быстро все вышли оттуда весьма довольные. Кроме Романа. Он почесал голову и сказал- Нет, так дальше нельзя, это, конечно, не штраф, но всё-таки. Пора разгребать окно. Пусть продавец видит.


         Как-то вышибала Сашка сказал мне - Вот вы, Алла Викторовна , ходите на рынок (большой рынок находился сразу за нашей лавкой), а у нас тут есть точнейшие весы, проверяйте, пожалуйста.
 
        Я в тот день купила две курицы и при помощи Сашки проверила всё на весах. Не хватало 300 грамм. - Пойдёмте, Алла Викторовна- сказал Сашка. Мы прошли на рынок, при виде Сашки, продавец затрепетал, мы не успели сказать и слова, как он уже сунул мне ещё одну курицу, а Сашке какую-то денежку. Его все там знали.
 
        Все , да не все. Как-то Сашка купил много цыплят, он собирался их жарить с друзьями на природе, взвесил на весах, лицо его налилось свинцом. - Что там, Саша?- спросила я.   Он, молча вышел из лавки.

        Потом люди рассказали, Сашка подошёл к продавцу, и не говоря ни слова врезал замороженным пакетом ему по физиономии, тот, утирая кровь,  выложил ему на стойку всю выручку за день.

      - А чего Роману, бывшему мяснику, не быть добродушным с такими помощниками-подумала я.
       Роман , действительно был неплохим мужиком, рассказывал про свою семью, хвалил наши обновки и даже прислушивался к нашему мнению, что надо для правильного учёта. Приносил нам иногда бутылку шампанского, сидел с нами, болтал, но не пил, был закодирован.

        Я никогда не работала в торговле , и мне было удивительно, как все уважали бухгалтерию, видимо, эта привычка была у них ещё с времён социализма.

        Уж не знаю, как было раньше, но нынче от нас абсолютно ничего не зависело, мы были просто пешки , ведомости по зарплате показывали какие-то гроши, сколько на самом деле получали люди я не знала, да и знать не хотела.

        Тем не менее бухгалтерию уважали, особенно мой магазин Ромвал, я так и не побывала в нём ни разу, а что я там не видела, ну, стойки с продуктами, ну, касса с кассиром, ну, продавец с весами.

        Нам дарили великолепные подарки (мне и Наде) на праздники, особенно, мой Ромвал.

         Я застала только два праздника, если не считать мой день рождения, это были ,конечно, цветы и пакеты битком набитые марочными винами и всем тем, что ранее считалось дефицитом.

         Мои родители были в восторге. - Ну что тебе всегда не нравится- говорили они, особенно отец, до сих пор считавший себя коммунистом- Ты только посмотри, как тебя ценят, работай , дочка, старайся, не ленись, делай, что скажет начальник.

        Милые, наивные родители, они  знали про девяностые годы, только то, что им показали по телевизору.

     И вот однажды ближе к вечеру мне сказала Надя -  Сейчас в твоём магазине проверка обнаружила гирю -пустышку.
 Я не знала, что это такое, Надя объяснила, это , когда в гире высверливается снизу граммов  7-10 металла, вроде немного, но при регулярном использовании , весьма эффективно.

     - А мне-то что ?- подумала я.  Но оказалось, что завтра Романа вызывают в ОБХСС к 10 утра, а меня в 13.00 со всеми документами по бухгалтерии.

        Впоследствии выяснилось, что одноклассник и друг Романа (а кто в 80-х не хотел дружить с мясником), начальник ОБХСС в это время лежал в больнице. Роман, не вынеся такого удара судьбы , напился вдребезги, несмотря на код, дважды в ту ночь ему вызывали скорую (это сообщила жена Романа Наде, они дружили), но утром он всё-таки пришёл в ОБХСС, а в 13.00 туда пришла я.

        Мне было неспокойно, по отчёту, проданные товары абсолютно не сходились с чеками по кассе.

 
        Я зашла в кабинет следователя ОБХСС.  Рыженький, невысокий парнишка нервно ходил по комнате взад вперёд, на щеках его горел румянец.
 - Молодой специалист- подумала я - Хочет показать себя в отсутствии начальства.

- А ваш шеф  всегда такая пьянь ?- бросил мне он через плечо. 

- Роман Валерьевич абсолютно не пьёт- сказала я.

- А кто же утром здесь дышал как Змей Горыныч ? Да так, что мы даже боялись закурить ?

- Он очень удручён произошедшим инцидентом - сказала я

- Так, ложь, сплошная ложь и ни слова правды - он вдруг хитро прищурился, совсем как Ленин на портрете сзади его.

- А знаете что,  Алла Викторовна,  я даже не буду проверять ваш отчёт по магазину, ведь у такой прожжённой особы, как вы, всё тютелька в тютельку. Так ведь , Алла Викторовна ?

- Естественно - сказала я. У меня отлегло от сердца.

- Повезло вашему шефу-пьяни с такой,  как вы.

 - Также , как твоему с тобой - подумала я

Он вдруг широко улыбнулся - А вот скажите, Алла Викторовна, ваши люди торгуют по всему городу с лотка краковской колбасой. Неужели вы хотите сказать , что всё это отражаете в своём бух. учёте ?

    Нет, Роман, просто гений в торговле, именно потому, что по всему городу, у всех на виду, торговля краковской колбасой была просто идеально отражена везде и в бухгалтерии тоже. Конечно, там всё было не так, но доказать это было уже невозможно.

        Я, молча протянула ему пачку документов. Минуты три он просматривал их, улыбка сошла с его лица.

- Вы свободны, Алла Викторовна, ещё увидимся- сказал он зловеще.

А я подумала, что с этим парнем при других обстоятельствах, я вполне могла болтать на всякие интересные темы, а теперь мы по разные стороны баррикад.

        Потом вышел на работу начальник ОБХСС, друг Романа, и всё уладилось.
 
        Через некоторое время Роман сказал, что хочет закрыть магазин Ромвал , он убыточен и вообще, я уволилась и нашла себе другое место - это был городской бюджет в нашем же городе, там было всё правильно, по крайней мере, мне так тогда казалось.

        Надежда пока ещё оставалась при винной лавке и сообщила мне , что Роман уничтожил все документы по Ромвалу, и есть отличный акт от пожарной инспекции, что всё сгорело при пожаре.

      Я спокойно работала, когда однажды в мой кабинет вошли два братка, я их впервые видела, бритые наголо, одеты в чёрную кожу, на могучих шеях толстые золотые цепи.

- Проедем с нами, Алла Викторовна- сказали они - Это недалеко , в налоговую инспекцию.  Я вышла, нас ждал чёрный мерседес.

      Мы ехали, мысли крутились как колёса -   Так,  Ромка уничтожил всё, остались отчёты в налоговой инспекции, что может быть не так, что ? я ничего не помню, прошло уже полтора года, документов нет, так что не так ?

      Я прошла к инспектору,  молодая девушка задала мне вопрос, который задают во всех налоговых  инспекциях мира:  Почему вы уменьшили прибыль магазина на такую - то  сумму?

      Сумма была большая, я не могла её поставить просто так, снова закрутились колёса в голове, зачем мне рисковать, никто не заставлял, была причина, чему только учат на этих курсах,  и вдруг в голове всплыло- это электроэнергия, затраты на которую сразу уменьшают прибыль без всяких разговоров.

      И я монотонно начинаю: по федеральному закону номер такой-то......... слышу голос девушки - Вопросов больше нет.

      И вот меня уже везут братки в мой чистый непорочный гос. бюджет, где нет крутых мальчиков, нет пьяной очереди, нет крыс в коридоре, нет гирь-пустышек , и я пока ещё верю, что там всё правильно.