В деревне

Анатолий Чарушин
         В году  1961, летом мы с отцом  решили  навестить деда в деревне Залесина Кировской области. Я тогда кончил седьмой класс в школе. Жил он в семье младшего сына Дмитрия в родной деревне, но уже не в своем доме.
       Дело в том, что ранее большая деревня, практически исчезла. В деревне осталось только две семьи. Мой дядя решил перебраться в деревню Большая Ворона, которая располагалась ближе к райцентру. Сруб родительского дома он разобрал и уже перевез и почти собрал. Семья, а это кроме Дяди -его отец (мой дед),б жена и две дочки жили пока на старом месте, но в соседском пустовавшем доме. Сеновал родного дома трогать не стали.
        Доехали мы с батей на поезде до города  Котельнич и оттуда на автобусе до поселка Вишкиль, где жила одна из сестер отца - Мария. Всего на тот момент времени у отца оставались в живых 5 сестер и два брата. Он был старшим из них. Я был поздним послевоенным ребенком в семье. Первый ребенок - девочка умерла в 1932 году. Тогда родители жили еще не в Москве.
      Мария была одинокой, бездетной пенсионеркой. У нее мы пробыли два дня и затем на рейсовом теплоходике  отправились вниз по  течению реки Вятка.
      К вечеру мы сошли на какой-то пристани. У берега стоял двухэтажный дебаркадер, где мы и заночевали в комнате для приезжих. Поужинали мы ушицей, которую для нас сварил смотритель пристани.
     На следующий день  на берегу  довольно скоро нашли попутку, которая направлялась в нужном нам направлении. Ехали полями и перелесками. Вокруг ни души.

     Когда я стал писать эти строки, то вспомнил эпизод из своей полевой жизни в 1971 году.
Ехали мы как - то на гусеничном тягаче (АТЛ) по подобной местности в Вологодской области. Впереди показался бортовой КРАЗ буровиков. Мы пристроились за ним. Проехали так минут 10.
      Вдруг машина впереди резко затормозила, наш водитель нажал на тормоза, но тормоза были слабыми и мы правой частью кабины врезались в высокий борт грузовика. Женщина, сидевшая  рядом  с водителем, едва успела запрыгнуть на колени нашему водителю. Но кабина оказалась изрядно помятой.

                Но, продолжим.
     Маршрут водителя не предполагал  проезд через нужную нам деревню, и остаток пути мы прошли пешком.
      Так мы встретились с нашим отцом и дедом.  Я увидел его впервые, если не считать, что через некоторое время после моего рождения он приезжал в Москву к нам и крестил меня в церкви Рождества Христова в Измайлово .   
       Был он уже в весьма преклонном возрасте, очень худ, плохо видел и слышал. Старшего сына он сразу не узнал, но потом признал, а глядя на меня протянул  руку, опустив ладонь к своему колену. говоря этим, что видел меня совсем маленьким.
      Двоюродные моим  сестрам, Наде и Любе не было тогда и 4 лет. Валя, жена моего дяди  уже носила  третьего ребенка, в последующем названной Верой.
       Спать мы легли на сеновале под пологом.  Одной торцовой стены не было и внизу почти вплотную колосилась рожь.
      Утром мы втроем с небольшим бреднем отправились на речку. Была она мелкой, но местами были омуты. После того, как мы упустили щуку, она выскользнула в  заросли высокой прибрежной травы, Митя сходил домой,  принес косу и насколько мог, скосил эту траву. В итоге щуку мы поймали.
   Надо сказать, что у Мити были проблемы со зрением и работать механизатором он не мог. Всю жизнь  работал со скотиной.
Еще помню с Валей ходил в лес по малину.
       Погостив, отправились в деревню Большая Ворона. Там еще жил средний сын деда. Звали его Михаил. На тот момент времени он жил со второй женой и двумя дочерьми. Они на несколько лет были младше меня. Дети от умершей первой жены давно уже жили отдельно. Дядя Миша работал трактористом в колхозе. Он, как и мой отец был участником Великой  Отечественной войны. Трактор МТЗ - 5 стоял около дома и я на нем прокатился по деревне. Этот реликт был без кабины и весьма тяжел в управлении.
      С отцом в один из дней мы отправились по очереди пасти стадо коров жителей деревни. Занятие  скажем прямо скучноватое.
     С двоюродными сестрами в один из вечеров отправились в поселок Шембеть на танцы.
      Помню только едва освещенную керосиновыми лампами большую комнату клуба и звуки мелодии песни "Я иду по Уругваю, ночь хоть выколи глаза ...", извлекаемую гармонистом .
     Посетили мы и младшую сестру отца - Зину.  Она жила с семьей в соседней деревне. Муж ее Кузьма работал на тракторе МТЗ - 50. Вполне приличный колесный трактор с  удобной кабиной.
Обратно в Москву до станции в Котельниче мы ехали уже на автобусе по Яранскому тракту.