Он полетает. Режиссёр А Вехотко

Марина Бойкова-Гальяни
; Интересная работа у режиссёра. Подразумевает встречи с разными людьми. Кинозвёздами, писателями, музыкантами, учёными, космонавтами, конструкторами.
; Не понял, дорогая.
; Ну, где ты в обычной жизни встретишь космонавта?
; Мариночка, что космонавт? Расскажу одну простую историю. Снимал я тогда картину «Разрешите взлёт». Там был эпизод, когда у самолёта не вышло шасси, и он садится на одно. Я прихожу в НИИ Гражданской авиации, ну, ой, это картинка маслом. Вхожу в дверь, и встаёт…чудо! Я моментально влюбился! В пилотке, в майорских погонах: «Анне Васнецова ; стюард замминистра. Что вы хотите?» Я мямлю: «Мне, нам начальник НИИ назначил». «Присядьте. Кофе, коньяк?» Я сижу и думаю, зачем же, дескать, такое бывает?
; Нам Анатолий Иванович нужен.
; Минутку, ; сама по связи, ; Анатолий Иванович, когда вы примете?
Он ей:
; Да я сейчас полетаю.
Мы сидим, выпиваем. Я спрашиваю:
; Что, значит, полетаю?
; А вы знаете, что Анатолий Иванович,  дважды герой соцтруда, герой Советского Союза, лётчик-испытатель, начальник НИИ Гражданской авиации. Он немножко полетает. На Сахалине недавно был случай, когда самолёт приземлился на воду, Анатолий Иванович сейчас повторяет этот полёт.
; Как повторяет?
; Очень просто. ; Пояснила она, ; если случается, что-то необычное, например, самолёт садится на одно шасси, а в данном сахалинском случае, на воду, мы должны всё это повторить и написать инструкцию для пилотов, что делать в таких случаях. Посидите, он прилетит через два часа. 
; Вообще, ; Толя улыбнулся, ; с одной даже этой картиной столько всяких историй маленьких и больших, на целый роман хватит.
; С Бугаёвым и то целая эпопея вышла, ; кивнула я, ; а жаль, лучше бы не видел он её раньше времени. Невезуха.
; Кстати, Бугаев ещё возмутился, что герой Семёна Морозова на химических работах по пояс голый. Бесполезно было доказывать, что химикаты, попадающие на одежду, разъедают кожу. А так, взял, облился водой, и всё. А Бугаёв, дескать, не положено по уставу. Монтажницы ездили по кинотеатрам и вырезали эти кадры.
; В картине представлено большое количество самолётов Ан-2. Я уточнила на сайте авиационной истории :
Ан-2Р СССР-02460 заводской номер 1Г123-05

Ан-2Р СССР-06357 заводской номер 1Г69-30

Ан-2Р СССР-06375 заводской номер 1Г70-08

Ан-2Р СССР-25585 заводской номер 1Г61-11

Ан-2Р СССР-33275 заводской номер 1Г58-43

Ан-2ТП СССР-35027 заводской номер 1Г109-33

Ан-2П СССР-35516 заводской номер 1Г114-28

Ан-2ТП СССР-40547 заводской номер 1Г83-50

Ан-2Р СССР-41392 заводской номер 1Г67-10

Ан-2* (?) СССР-85927

; Много.
; Толя, а как снимали крушение самолёта? Там видно, что самолёт, реальный самолёт, в самом деле, разбивается.
; Да. Самолёт Ан-2 подвесили под Ми-10К, и сбросили. Мы год готовили этот восемнадцатисекундный эпизод.
; А где снимали?
; Шереметьево. Ми-10К на тот момент была новейшая, совершенная конструкция вертолёта. Ан-2, конечно, взяли старенький, списанный и разрезанный на части автогеном. Его собрали, заклепали для последнего полёта. Лебединая песня…   Полётом руководил по рации заслуженный пилот СССР, Валентин Андреев. Снимали семью камерами. И, заметь, без дублей.
; Понятно, ведь самолёт надо разбить.
; Итак, представь: красавец вертолёт с прицепленным к нему АН-2 медленно поднимается в небо. Кольцо зрителей, машины, автобусы ; все замерли. Замерли и семь кинокамер. Я, затаив дыхание, впился глазами в  Валентина Андреева с рацией. Вертолёт делает несколько кругов над полем и начинает снижаться. Над камерами и рацией подняли флажки: «Внимание, мотор! Начали!».
 А люди на экранах увидят последний рейс комэска авиации, пилота первого класса Василия Селезнева. Помнишь, один из трактористов выбегает на поле под садящийся самолёт, прямо под шасси. Селезнёв резко поднимает машину вверх, но карбюратор неисправен, и самолёт теряет скорость. Вертолёт ведёт заслуженный пилот Георгий Дробышевский. Его задача по команде Андреева за несколько секунд отцепить свой груз. А зрители увидят гибель самолёта. Я столько раз обсуждал эту затею в НИИ гражданской авиации. Но никто не мог дать гарантию, что пустой самолёт не начнёт планировать, что лопасти вертолёта не разорвут его на части, и что Ан-2 не свалится прямо на нас. Вычисляли по сложной формуле, но риск невозможно исключить.
Сцена падения самолёта вышла точно по сценарию, он перевернулся, ломая крылья и лопасти винта.
; И этот ключевой момент не пришёлся по вкусу Бугаеву.
; Не только это. Там целый список: и Сахно (плохо видит) пилот первого класса, и Соломенцев разгильдяй, и Азанчеев, которого из военной авиации списали. Всё не так!
 
Незадолго до смерти мужа я сообщила ему, что прочитала в интернете такой отзыв. «Именно этот фильм в начале 80-х прошлого века помог мне с выбором прекрасной профессии пилота ГА (тогда просто Аэрофлота ; других не было)» ; писал некто из Москвы на своей страничке в Живом Журнале.
Толя улыбнулся:
; Если мои фильмы до сих пор помогают людям выбрать путь, жизнь прожита не зря. Но самая дорогая оценка, это отзыв моих близких. Вас, любимые.
; Толя, ты рассказывал о визите в НИИ Гражданской авиации. Почти сразу после гибели Ан-2, возникает ситуация с Ил-14, когда при посадке не выходит шасси. А там, как?
; Ил-14 везёт медиков в Вершинино, и при посадке заклинивает правую стойку шасси. Сахно, который теперь работает в диспетчерской, руководит посадкой самолёта крылом на кузов едущего Зил-130. Азанчеев и Соломенцев, рискуя жизнью, сажают самолёт.
; Ириша, Толя, представляете, 1972 год, мне восемнадцать. У нас на Дибуновской был кинотеатр Юность, куда мы все, естественно, ходили. Как сейчас помню: утренники в выходные и каникулы по десять копеек, вечерние сеансы от тридцати до пятидесяти копеек, в зависимости от места. Мы с подругой, Викой, пришли на «Разрешите взлёт!». Перед фильмом была встреча, угадайте с кем?
; Я часто ездил по кинотеатрам…
; С режиссером Вехотко. Представляете? А сегодня мы близкие и родные люди. Но, что мне запало больше всего ; как Сахно (Папанов) учил таблицу по зрению. Почему-то этот эпизод  поразил моё воображение. И, достаточно было Ольге Калиш, говоря о «Разрешите взлёт!» намекнуть о Папанове, учащем таблицу, передо мной ясно всплыла картина.  Тогда я только познакомилась с Толей.
Подруга детства, Вика. была заядлой киношницей в школьные годы, поэтому, узнав по прошествии десятилетий, что я встречаюсь с режиссёром Вехотко, она сначала не поверила, а потом воскликнула:
; Мы же с тобой были в кинотеатре «Юность» на двух его премьерах: «О тех, кого помню и люблю» и «Разрешите взлёт!». Он был молодым, высоким и красивым, и выступал перед показом.
; Он и теперь высокий и красивый, твоя мама его видела.
; Да, уж, хвалила его фирменную курицу в соусе!
Разговор с Викой проходил по телефону, когда я звонила Нине Фёдоровне.
; А как получилось, что к нашей с тобой встрече подругой стала не Вика, а её мама, Нина Фёдоровна? ; Спросил Толя.
; Там трагическая история, после которой Вика несколько замкнулась.
 
На фото статья А. Брагинского, посвящённая фильму «Разрешите взлёт!». (Советский экран ; 1972-13-03)
 
 

 
Фильм поставлен по книге Владимира Кунина «Пилот первого класса” и его же киносценария. Вначале и вышел на экраны под этим названием.  Когда министр авиации Бугаёв сделал замечание по поводу «слабовидящего» Сахно, название картины срочно заменили на «Разрешите взлёт!». Неспешная жизнь степного аэродрома прерывается появлением нового сотрудника, летчика Димки. Димка становится вторым пилотом, стареющего Сахно. Вскоре главый герой фильма, Сергей Hиколаевич Сахно (артист Папанов), расстаётся с кабиной пилота и переходит на диспетчерскую службу. Сразу же после сдачи должности в небе происходит неожиданная ситуация, справиться с которой может только опытный летчик. Глядя эту картину, восклицаешь: Высший пилотаж! Душевное кино, реалистично отражающее трудности в работе авиаторов, аварийные ситуации и происшествия. Игра актёрского состава великолепна. Песня, рефреном прозвучавшая в этом фильме оставляет в душе светлую грусть... По глубине переживаний и достоверности изображения мира авиации фильм 'Разрешите взлёт!' можно отнести к одной из лучших картин того времени.
Пилоты любят фильм за то, что там точно переданы не только человеческие взаимоотношения, но и тончайшие технические нюансы:  звук тормозов на рулении или хлопок створок маслорадиатора. «Разрешите взлёт!» первый фильм с таким количеством спецэффектов и трюков. В сети можно найти информацию, что для комбинированных съемок использовался макет ИЛ-14 размахом около трех метров. И этот макет, созданный преподавателем авиамодельного кружка из Дворца Пионеров Анатолием Федоровичем Кузнецовым, говорят,  всё ещё жив.
Да, кстати, Владимир Кунин был лётчиком и сам летал на Ан-2.
Анатолий Вехотко умер в 2016 году, и впервые после его ухода я, вспоминая мужа,  посмотрела фильм «Разрешите взлёт!». Актёры не играли, а жили, и вместе с ними жила я, делила радости и неудачи, улыбалась весельчаку Соломенцеву (актёр Семён Морозов), сочувствовала Сахно (актёр Анатолий Папанов).
Меня не покидало чувство, будто мой муж жив, и вместе со мной смотрит картину. Я одобрительно кивала и говорила, присаливая большой палец, перфразируя слова его любимого поэта:
; Ай да Толя! Ай да кошкин сын!
Помню, несколько лет назад, моя реакция на картину была спокойной: хорошее, качественное кино. Но часть души творца осталась в ней, и теперь  тревожила. Фильм заиграл новыми гранями.  Однажды, это было давно, на мой день рождения муж принёс несколько dvd дисков со своими фильмами:
; Я дарю не просто записи фильмов, я дарю то, что не всякий может подарить любимой женщине: труд и нежность, удачи и провалы, любовь и озарения, надежду. Если бы я встретил тебя раньше, то снимал бы для тебя, и сценарии писал бы про тебя и с мыслью о тебе.
И вот, на днях приятельница, поэтесса Елена Бабошина, была потрясена, узнав, что её с мамой любимый фильм «Разрешите взлёт!» поставил мой муж.
; Марина, мы с мамой каждый год по пять раз наслаждаемся любимой картиной, а режиссер оказывается твой муж. Это невероятно!