История одной фотографии

Виталий Борисович Иванов
Возьму на себя смелость утверждать, что у большинства профессиональных фотографов есть снимки, которые рано или поздно начинают жить отдельно от автора. Их активно используют издатели и сайтодержатели, не допуская даже мысли, что у конкретной фотографии есть конкретный автор. Это как у композиторов – в какой-то момент их музыка становится «народной».
Ну и славно…. Значит, не зря давил на спуск фотокамеры. Это я опять о фотографах.
У меня таких снимков не много – думаю, около трех десятков. Я их встречаю в школах, вузах, библиотеках, на уличных щитах, в оформлении офисов... И чаще всего на них нет надписи «Фото Виталия Иванова».
Обидно? Конечно, обидно. Порой так и хочется «выпрыгнуть из штанов», доказывая всем, что это мое. А с другой стороны, надо ли?
Помню, в Енисейске на одной из художественных выставок увидел картину, написанную с фотографии. Потом слушал рассказ автора о том, как они много дней добирались в труднодоступный горный район. Как он вставал на рассвете, чтобы поймать первый лучик, как много раз переписывал сюжет… Словом, трудился в поте лица.
Уже после встречи, оставшись наедине, я показал ему на компьютере свою фотографию, сюжет которой стал основой его живописного произведения, и пояснил, что это снято совершенно в другом месте. Позже эта фотография была напечатана в одном из фотоальбомов.
Ну, и чего я добился? Живописец собрал свои пожитки и ушел, обиженный, домой.
Тогда я принял решение никого больше не попрекать в подобном. Тем более что, коль художник перерисовывает твою фотографию, значит, ты снял здорово. А он здорово написал. В итоге – два мастера.
Портрет Виктора Петровича Астафьева был сделан осенью 1993 года в березовой роще, что в двухстах метрах от дома писателя. Об этой съемке мы договорились за несколько дней. Но когда я приехал к Астафьеву, его супруга Мария Семеновна сказала, что Виктор Петрович не здоров.
Я собрался было уходить, когда в дверях комнаты появился писатель. Он категорически отказался вернуться в постель, сказав, что не настолько он болен, чтобы не исполнить обещанное. Единственно, попросил не затягивать процесс.
Еще когда я ехал в красноярский Академгородок, то предполагал снять писателя за работой, с книгами, на высоком берегу Енисея и в березовой роще.
Планы пришлось менять мгновенно: дома не получилось, на берегу – ветрено. Остается роща.
И тут были свои идеи: пеньки, проходки, листики... А снял я его у обычной сибирской березки. Сюжет один. Есть варианты: вертикаль – горизонталь, с улыбкой и задумчивый, с рукой и без...
В мир ушел такой снимок: задумчивый Виктор Петрович Астафьев стоит, облокотившись на березку. Стоит с такими глубокими глазами, что в них хочется смотреть и смотреть.
Напомню, в 1993 году еще не наступило время цифровой фотографии. Представьте, с каким волнением я ехал в фотолабораторию, как ждал результатов проявки...  А потом был восторг от него. Съемка удалась.


Виталий Иванов

г. Красноярск
ноябрь 2021 года