Панацея

Роман Заблудший
     Я с детства не отличался крепким здоровьем, поэтому различные болезни цеплялись ко мне. Ряд из них были вылечены традиционной медициной, а ряд были излечены самостоятельно или не традиционными методами лечения, что побудило меня поделиться имеющимся у меня опытом.
    Ещё в дошкольном возрасте у меня на ягодице образовался нарыв. Хирург, проводивший лечение каждый прием прочищал рану, погружая в неё бинт, пропитанный риванолом, а затем извлекал, вытягиваяя из раны, после чего накладывал повязку, и так до следующего приема. Рана не заживала, доставляя мне боль, я даже начал хромать. Это было зимой. Приехавшая к нам в гости старшая сестра отца с Украины, поинтересовавшись причиной моей хромоты, после осмотра раны, уверенно заявила моим удивлённым родителям:
   - я его вылечу.
   - что для этого нужно? - поинтересовались они.
    - с килограмм речного песка, сковорода и мешочек для песка из плотной ткани.
    Родители согласились, тем более речной песок, для нас, живших на берегу реки проблемы большой не представлял, даже несмотря на зимний период.
     Каждый день после завтрака она ставила на плиту сковороду с песком, который затем ссыпала в мешочек, после чего клала через мягкую ткань мне на ягодицу, укрывая её одеялом, на 20-25 минут до остывания. За три недели, что она у нас прогостила, рана затянулась, оставив о себе след на память.

    Наверное, как и все дети, я любил сладкое. Конфеты в доме были не часто, а кондитерские изделия, такие, как ромовая "баба", обильно политая сахарной лазурью, была частым гостем к нашему столу. И, хотя родители старались ограничивать потребление сладкого нами с сестрой, это удавалось не всегда. В начальной школе за одним ухом у меня  появилось шелушение кожи, которое быстро прогрессировало и к лету превратилось в саднящую рану, беспокоившую меня и моих родителей. Летом мы семьёй отправились в отпуск на Черниговщину,  родину отца, и нас снова выручила папина старшая сестра. Она попросила его насобирать траву живокость и делать из неё отвар, а затем им ежедневно промывать рану. За время нашего отдыха рана зажила. Я полагал, что проблема возобновится, потому как сладкое я ограничивал мало. Однако, она более не проявлялась в течение жизни. Возможно причиной была бактерицидная инфекция, от которой удалось избавиться.

 
   Во время службы в армии, в результате пользования общей баней, у всех моих сослуживцев, в том числе и меня, на пальцах ног появилось инфекционное заболевания - грибок, от которого мы не могли избавиться. Медсанчасть войсковой части не предпринимала в этом направлении никаких действий и мы все свыклись с ним.
  По увольнению из армии, я по пути домой заехал к старшей сестре, получившей распределение в Пензе, в семейном общежитии. После встречи, перед сном, я пожаловался на наличие грибка, не ожидая помощи. Однако она сразу насыпала в таз сухой горчицы налила в него горячей воды, потребовав опустить в раствор ступни. Трёх дней процедур оказалось достаточно для устранения проблемы.

         

     Нарывы довольно частая проблема в быту. Однажды в армии, находясь в составе дежурной смены, у меня загноился повреждённый палец руки. Ехать в городок для оказания медицинской помощи, где все заболевания лечили зелёнкой, не представлялось возможным. Вспомнилось ещё со школы о лечебных свойствах подорожника, который я сорвал на обочине дороги в части. Промыл водой и обмотал им больной палец. К утру нарыв вскрылся.
   Ещё один случай произошел значительно позже. Как-то я натёр палец ноги об нашу обувь. В результате ноготь большого пальца стопы врезался в заусенец и привел его к нарыву. При обращении к хирургу по месту работы, он, не долго думая, взял скальпель и вскрыл нарыв. Боль от вскрытия вскоре утихла. А я тешил себя мыслью, что такое не повторится. Однако, буквально через неделю ситуация повторилась на пальце другой ноги. Был субботний день и я обратился к хирургу по месту жительства. Молодая женщина-хирург, осмотрев палец, заявила, что необходимо срывать ноготь с пальца ноги. На мой вопрос, а нельзя ли просто вскрыть нарыв, как сделал хирург по месту работы, ответила отрицательно. В это время дверь в кабинет открылась и в него, гремя костылями, зашёл молодой парень в сопровождении жены.  Глянув на него, она сказала мне:
    - будешь так ходить месяц!
    На такую процедуру я естественно согласиться не мог, хотя мой товарищ, при аналогичной проблеме, доверился своей сестре-медику и срывал ноготь. Под неблагоприятные напутствия хирурга я покинул поликлинику, вспоминая в памяти мази для снятия гнойных воспалений.
    Припомнилось, как в детстве мне прикладывали ихтиоловую мазь, имеющую неприятный запах, но обладающую хорошим антисептическим действием, как раз для сходящего после ушиба ногтя на пальце руки.  Но я решил попробовать мазь Вишневского.
    Вечером, нанеся мазь на больной палец ноги, наложил бинтовую повязку и лег спать. Утром первым делом я решил проверить состояние пальца. Нарыв вскрылся и сквозь старую кожу поглядывала розовая очищенная рана. Дергающая боль ушла, через пару дней она уже не доставляла мне беспокойства.

   Ушибы не менее редкая проблема в быту и у меня их было предостаточно. Одной из них, казалось бы малозначимой на первый взгляд, я хотел бы поделиться.
  Однажды, инстинктивно отстраняя руку, я сильно ударил её локтем о стену, ощутив непривычно острую боль, которая со временем "притупилась", но при каждом прикосновении к локтю, напоминала о себе вновь. Где-то через месяц, видя, что болезнь приобретает хронический характер, я обратился к хирургу по месту жительства. Однако женщина-хирург первоначально не придала моему обращению должного внимания. Мало ли что бывает, говорили её глаза.
  - Может следует сделать рентгеновский снимок? - последовал мой вопрос к врачу.
  - Выпиши ему направление на рентген - дала указание медсестре врач.
  Предоставив снимок локтевого сустава врачу, вместе с ним рассматривая его, мне бросилось в глаза, что локтевая кость почему-то не круглая, а из неё торчит шип, а вокруг него чёрные точки.
   -Что, это? - спросил я врача.
   - Это соли - ответила она.
  Получается после ушиба образовались соляные отложения, доставлявшие мне дискомфорт. Несмотря на предостережение  медсестры, проводящей физиопроцедуры, что это надолго, а может и навсегда, после седьмой процедуры болезненность устранилась, больше не напоминая о себе.


      Проблема с желудком у меня появились с первых дней службы в армии. Правда к чести фельдшера части, солдата срочной службы, предположившего, что боли у меня были вызваны пониженной кислотностью и, давшего мне два пакетика с порошком аскорбиновой кислоты, мои проблемы с желудком в армии завершились. Однако, после увольнения из армии проблемы проявились вновь, но так как боли не носили острого характера, то я с ними вскоре свыкся, прибегая к советам родственников и знакомых. Тем не менее,  через несколько лет я попал в больницу с обострением гастрита. Там меня подлечили и на какое-то время проблемы ушли, хотя я понимал, что они могут проявиться вновь, тем более соблюдать диету при питании в общепите чрезвычайно сложно, к тому же во время застолий позволял себе принимать спиртное. Поэтому в январе, накануне Московской олимпиады болезнь снова дала о себе знать, а мне на работе выделили санаторную путёвку в Феодосийский санаторий "Восход", размещенный в переоборудованных особняках,  ещё наверное царской эпохи, под корпуса санатория. В методику лечения входил и приём минеральной воды перед приёмом пищи. Поскольку бювет находился в одном из корпусов по пути к столовой, а не в ней, то изначально я ленился носить с собой стакан, не придавая большое значение лечебному свойству воды. Но моё состояние заставило изменить моё поведение. Придя в бювет впервые, я был удивлен, что все принимают одну и ту же воду, независимо от кислотности.
    Однако мне заметили, что это не так, а принимается она для больных с разной кислотностью за различное время перед едой. Так мне, с моей повышенной кислотностью она рекомендовалась за пол-часа до еды. Неожиданно для себя я через время почувствовал облегчение, а уезжал уже без болей.
  Как-то во время прохождения процедур, стал свидетелем разговора работниц манипуляционного кабинета, обсуждавших недовольство одного из пациентов, хотевшего лечиться в Сочи, а не в какой-то захолустной Феодосии. На моё замечание, что даже в Феодосию мне досталась путевка только на январь, отреагировали ходящей у них в обиходе поговоркой:
    - Весной к нам едут стиляги, летом -деляги, осенью -работяги, а зимой - доходяги!
   Этого лечения мне хватило на довольно продолжительный период, несколько лет, но лет через шесть снова желудок начал беспокоить. Поехать в санаторий снова не позволяли семейные обстоятельства. В результате у меня снова появились сильные боли, а в период их обострения начинало сводить скулы. Мне предложили сделать гастроэндоскопическое обследование, начавшее входить в практику. Используемый  эндоскоп был достаточно толстым и не мог пройти двенадцатипёрстную кишку. Гастроэнтеролог дал заключение об эрозии стенок желудка при входе в двенадцатипёрстную кишку, прописал принимать  стрихнин, рекомендованный в то время для лечения заболеваний ЖКТ. На удивление, боли после обследования стали меньше и постепенно вернулся к нормальному образу жизни, но отметил, что мой желудок очень остро реагирует на жирные продукты животного происхождения.
      Прошло ещё несколько лет, наступил постперестроечный период выживания, с ограниченным и однообразным рационом питания и мой желудок снова дал о себе знать. Появились острые ночные боли и мне снова пришлось обратиться к врачебной помощи. Проведенное следующее гастроэндоскопическое обследование уже более совершенным тонким эндоскопом позволило проникнуть в двенадцатипёрстную кишку и обнаружить на ней рубцы старых язв. Вопреки бытовавшему мнению, что язва одна, которая периодически воспаляется, а затем заживает, свидетельствовало об ошибочности этого мнения. После проведенного в дневном стационаре лечения, основным лекарством на тот момент был викалин и викаир, удалось устранить боль в желудке и я снова вернулся к обычной жизни, правда исключив питание в общепите.
  Прошло ещё несколько лет, так как мне не удавалось обеспечение диетическим питанием, проблемы с желудком стали накапливаться, а во время поездки к родственникам, обострились до крайности. Моё очередное обследование желудка показало стеноз (сужение) выходного отверстия двенадцатипёрстной кишки, вследствие его сжатия рубцованными язвами.
    Заключение гастроэнторолога гласило:  - проход есть, можно обойтись без операции!
       В качестве лечения, для снижения кислотности, он посоветовал мне понимать Париэт - разновидность омепразола, как оригинального продукта, по сравнению с последним, хотя и существенно дороже. При помещении в стационар, молодая врач, делая назначения для лечения назначила Омепразол, а на мою поправку назначения париэта выразила удивление, отметив, что они ничем не отличаются. Но я выбрал Париэт, в надежде на авторитет гастроэнторолога, хотя понимал, что он не может повлиять на появившуюся патологию.
     Курс терапии в стационаре, несколько улучшил моё состояние, но качественные патологические изменения отразились на работе желудочно-кишечного тракта в ночные часы. Под утро Я стал ощущать перистальтику работы желудка, не приносящую мне особого дискомфорта, и я стал свыкаться с ним.
        Однако, через пол-года, во время семейного застолья, перегрузка привела к срыву. Я снова обратился к гастроэнторологу по месту жительства  за помощью. Он посоветовал мне сделать УЗИ внутренних органов, вместо гастроэндоскопии желудка, уверяя в исключительных возможностях аппаратуры УЗИ, способной "разглядеть" сетчатку глаза. Во время обследования специалист УЗИ отметил отсутствие серьезных патологий внутренних органов, а на мой вопрос, что меня интересует прежде всего желудок, ответил:
   - а, желудка, то я, как раз и не вижу! Аппарат УЗИ это не позволяет!
   - Вот, те, и новость! - разочаровался я в исследовании.
     По результатам исследования, он настоятельно посоветовал мне оперироваться, чем поставил меня в сложное положение.
     На мой вопрос:
- какой прогноз?
   Уверенно ответил:
   - положительный!
      Правда это не очень вдохновило меня, а поставило перед выбором, так мне мне были известны различные результаты подобных операций, имевших разные исходы. Если бы желудков было два, то можно было попробовать сначала на одном, а при положительном исходе - на другом, но он один. Моё окружение разделилось на сторонников операции и её противников, что ещё более усложнило мой выбор. После долгих колебаний я принимаю решение на обследование в институте неотложной хирургии, с последующим оперативным лечением. Оказавшись в помещении палаты, я попал в окружение подобных мне. При мне кто-то готовился к операции, кто-то уже проходил реабилитационный период после неё. Пожилой мужчина сокрушался, что ему по удалению желчного пузыря была проведена полосовая операция, а его однопалатнику - лапароскопическая, который уже выписался, в отличие от него.
   Атмосфера в больнице действовала на меня успокаивающе. Приехавшая за две тысячи километров ко мне на поддержку моя старшая сестра, к сожалению не ставшая медиком, но хорошо знающая медицину, что ей позволяло в определенные периоды даже читать курсы экологии и санитарии в медакадемии, встретилась с лечащим врачом и от моего имени проводила с ним все консультации.
    После проведенного обследования, я уже стал вычитывать день операции, однако на проведенном консилиуме она задала вопрос:
   -какой план операции? - поставивший медиков, работавших по отработанным схемам, в затруднительное положение.
  После непродолжительной паузы последовал ответ, что можно обойтись и без операции, терапевтическим лечением, что сняло вопрос об операции.
     При проводимом терапевтическом лечении, она поинтересовалась, почему в назначениях не используется Солкосерил? Мне назначили капельницы с Солкосерилом, обладающим заживляющим действием. Моё состояние улучшилось, и я выписался из института оздоровлённый и вдохновенный. Хотя и не были устранены факторы, влияющие на так называемый "комфорт" жизни, с которыми мне пришлось смириться и свыкнуться, но позволили мне решить вопрос по дальнейшему образу жизни.

   

     Сердце, вроде бы меня в детстве не беспокоило, но уже в старших классах, однажды после кросса, у меня появилось недомогание со слабостью, лёгким головокружением и  сладко-приторным вкусом во рту, в течение всего последующего дня. А в десятом классе, после простудного заболевания, мне неожиданно был поставлен диагноз - ревмокардит. Однако это не избавило меня от службы в армии в частях Московского округа ПВО, где кроссы были одним из основных видов физической подготовки. Памятуя  случай в школе, я не выкладывался по полной, что позволяло мне не перегружать свой организм. Тем не менее, однажды я всё-таки выложился по максимуму, а на финише в изнеможении сразу лег на траву. К счастью моё школьное состояние не проявилось в полной мере, но наблюдавший за соревнованиями полковой врач сделал замечание моему командиру подразделения:
   - ему бегать нельзя!
   -Так дай ему освобождение - потребовал мой командир.
    - Мне такие освобождения придется дать половине личного состава, я тебя ставлю в известность!
   На этом разговор и закончился.
   После армии больших физических нагрузок у меня не было и сердце редко напоминало о себе. Однако, ближе к 30-ти годам, однажды, в казалось бы довольно спокойной обстановке я почувствовал учащенное сердцебиение с дрожанием рук и тела. Через десять минут это состояние исчезло, оставив меня в недоумении о прошедшем. Через некоторое время ситуация повторилась на работе, носила более затяжной характер, и я обратился за помощью к терапевту по месту работы, молодому врачу из недавних молодых специалистов.  Тот приложив мне к груди фонендоскоп и, глядя на секундную стрелку наручных часов, неожиданно быстро поставил диагноз: приступ параксизмальной тахикардии, неведомой ранее мне. Прописал принимать одно из доступных на то время лекарств - анаприлин, отметив при этом, что он всё-таки незначительно будет снижать и без того моё низкое давление. Так прошли годы, а анаприлин был моим постоянным спутником, хотя и малоэффективным. Иногда приступ был кратковременным, пока подключали кардиоанализатор - он заканчивался. Однажды приступ затянулся, и приехавшая бригада скорой помощи проконтролировала его с помощью кардиографа, подтвердив диагноз. Контролируя пульс на одной моей руке, внутривенно стали вводить какой-то препарат в другую руку до восстановления частоты пульса до нормальной. По прибытию в кардиологическое отделение больницы, дежурный врач в приемном отделении предупредила, что лечение в стационаре вряд-ли избавит меня от приступов.
   - зачем же мне тогда ложится?  Возможно можно лечиться и амбулаторно? - спросил я.
     - Это ваше право - ответила она и продолжила - при наличии направления вы можете лечь в стационар, когда посчитаете нужным.
       Я согласился с ней и по дороге домой заехал к кардиолога по месту жительства. Посмотрев мой эпикриз, она поинтересовалась:
     -Как вы купируете приступы?
    Вопрос был для меня новый и я попросил её разъяснить его.
    Она ответила, что это методы его предотвращения, один из распространенных  это нажимание на глазные яблоки. Мне он был неприемлем, поэтому я попросил её назначить мне какой-нибудь медикаментозный препарат. Она выписала ряд препаратов, среди которых Кордарон должен был работать, как "скорая" помощь, в случае приступа. Пройдя курс лечения им, я стал применять его профилактически, для предупреждения возможных приступов тахикардии.
     Так продолжалось несколько лет, пока подходя к дому неожиданно проявился приступ тахикардии, который оказался продолжительным и потребовал экстремальной помощи.
   Приехавший врач поинтересовался, что принималось для снятия приступа. Услышав от меня:
    - Кордарон.
  Поинтересовался:
    - помог?
    - нет.
    Посоветовавшись со своими коллегами по телефону,  получил рекомендацию ввести верапамил.
    Меня волновало, как он один будет контролировать моё состояние при вводе препарата, поэтому я предложил на другую руку установить полуавтомат, на что он согласился. При вводе препарата предупредил, сейчас возможно будет жарко, потерпите. Однако при вводе препарата горячая волна, поднявшаяся из брюшины в голову, невольно заставила меня сесть.
     -Тихо, тихо - он свободной рукой уложил меня снова в постель.
     После снятия приступа стало легче, а я придя в себя решил посмотреть аннотацию на  данный препарат и нашел его полное предназначение в лечении параксизмальной тахикардии. В последствии я обнаружил, что работает, как "скорая" помощь позволяющий мне в экстремальных случаях обходится без экстренной помощи.
 
   

      С проявлением радикулита (остеохондроза) впервые я столкнулся после командировки в Среднюю Азию в летний период года. По стечению обстоятельств мне достался малодоступный в те годы номер с кондиционером, избавлявший меня от изнурительной жары. Так я провел неделю, а по возвращению домой неожиданно почувствовал боль в пояснице, которая ограничивала возможность стоять и выполнять работы, связанные наклонами. 
     Проведенное лечение ментоловым мазями постепенно вернула меня привычному образу жизни.
     Прошли годы, и, как-то во время ходьбы я почувствовал боль в районе ягодицы.  Боль постепенно усиливалась, и мне пришлось искать ответ на неё. Выяснилось, что это синдром грушевидной мышцы, а причиной является сидалищный нерв, идущий от поясничного отдела позвоночника до кончиков пальцев ноги. На моё обращение к невропатологу, мне были назначены физиопроцедуры, предназначенные для электромассажа грушевидной мышцы, Если режим постоянного тока, разогрев мышцы, переносится достаточно хорошо, то подобрать режим переменного тока для массажа оказалось на более сложным. Сила тока получалась либо слабой, либо чрезмерной. После каждой процедуры я еле тянул ногу. После третьей я решил от них отказаться. Сестра в разговоре со мной отметила, что действие массажа проявится со временем. Действительно дней через десять моё состояние улучшилось, что я забыл о болях.
    Тем не менее, через два месяца боли появились снова и я обращался к невропатологу назначить назначить более щадящие процедуры - магнитотерапию. Они оказались абсолютно безболезненными, а в результате боли ушли и я вернулся к обычной жизни. В случае проявления болей я планировал пройти эту процедуру снова.
     Курса магнито-терапии хватило почти на год, но к весне боли повторилось и я решил повторить его снова, однако он уже оказался неэффективным и мне нужно было искать альтернативу электромассажу, к которому я прибегать не хотел. Мне посоветовали обратиться к услугам массажиста. На приеме массажист отметил наличие у меня сколиоза, а затем, сначала мягкими движениями рук прошёлся по телу, после чего неожиданными резкими движениями, развернул одну руку в плечевом суставе, а затем в другом. Мне показалось, что о таких действиях массажист должен предупреждать пациента во избежание возможных травм. Затем он установил мне на поясничный отдел электромеханический массажёр. После процедуры он пожелал жить полноценной жизнью и не жалеть себя. По возвращению домой я не чувствовал облегчения и снова пришлось обратиться за помощью к неврапатолога. На вопрос о возможных причинах моих болей медсестра заявила;
     - а может у вас межпозвоночная грыжа!
     - а откуда у меня может быть межпозвоночная грыжа? У меня нет избыточного веса! - возвратил ей я.
      - Это ничего не значит, нужно сделать компьютерную томограмму (КТ) поясничного отдела позвоночника- отреагировала она и мне  дали направление на обследование, которое подтвердило наличие межпозвоночной грыжы между 4 и 5 позвонком поясничного отдела позвоночника. Мне назначили  уколы с релаксалантами, но эффективности не было. И я снова вспомнил об амплипульсе. Тщательно контролируя ощущения во время процедуры, мне удалось подобрать режим, после которого я сразу стал чувствовать облегчение, а через десять сеансов, проблема ушла. Я снова вернулся к обычной жизни, лишь изредка вспоминая о проблеме. Однако к весне следующего года проблема напомнила о себе вновь и я планировал решить её с помощью амплипульса, предварительно записавшись на приём к невропатологу. В связи с подготовкой к ремонту в квартире потребовалось перемещение секционной мебели. Понимая небезопасность для себя этой процедуры, я всё-таки решился на неё. Привычным движением приподняв с сыном секцию шкафа, я сразу опустил её, почувствовав острую боль в пояснице. Сразу же вспомнилась Евклидова механика с её механизмами. Сместив секцию шкафа на катки, мы без особых усилий переместили её, но я слёг, и моё движение было ограничено.  Я осознал, что попасть на прием к врачу я смогу только на такси. Я с трудом передвигался по квартире, но вспомнилось, что в таких случаях рекомендуется выполнять висовые упражнения, к чему я и прибегнул с помощью турничка, вмонтированного в проем двери. Действительно, после этих упражнений часа через два я почувствовал облегчение, позволившее мне самостоятельно явиться на приём к неврапатологу, у которого я попросил направление на амплипульс, процедуру которого незамедлительно прошел. Однако после него я с трудом добрался домой и слёг на несколько месяцев. Я понимал, что ситуацию спровоцировала процедура, но каким образом. Муж старшей дочери, спортивный инструктор, сразу дал заключение - спазм мышцы. Мне в это мало верилось. Возможно, но он же не может тянуться днями, неделями и месяцами. Начались тяжёлые месяцы восстановления. Назначенные обезболивающие и релаксанты не снимали болей, что свидельствовало об их малой эффективности.   
 Постоянные непрекращающиеся боли, не дававшие покоя ни днём ни ночью, требовали решения вопроса. По совету обратился к специалисту в институт ортопедии. Тот посмотрев мои предыдущие снимки потребовал их обновить их на магниторезонансном томографе. Однако я оказался не в состоянии его пройти, в результате скованности своего тела и ортопед выписал наркотическое обезболивающее, которое должно было решить проблему обезболивания. По возвращению из института ортопедии, по пути домой, зашёл с дочерью в частный ортопедический центр для консультации. Врач центра, ознакомившись с моими предыдущими снимками КТ, спросил:
   -вы, что, молочко любите?
   - я бы не сказал, но по утрам ем овсянку на молоке, а что?
    Да у вас косточки пустые, в них кальция нет! - подытожил он. На удивление, я прошел под контролем инструктора первое занятие на тренажёрах, сам в это не веря. А когда решил оплатить несколько занятий, для их оценки, то выяснилось, что необходимо оплатить весь курс, что меня не устраивало в силу неопределенности его потребности.  Одновременно выяснил, что противники использования в питании молочных продуктов, руководствуются своей теорией, согласно которой, несмотря на то, что молоко и молочные продукты богаты кальцием, последний не только не усваивается организмом, а наоборот способствует выводу его из организма.
    О том,что это мнение ошибочно, я обнаружил случайно, уже после излечения, через пару лет, когда снова стали проявляться симптомы болезни и я стал задумываться о возможных проблемах. В своём рационе питания, кисломолочные продукты, с учётом имеющегося предупреждения об их вредности, я не использовал. Но в оговоренный период обострения заболевания я ввёл в свой рацион питания сырковую массу, к которой имел "слабость" с детства. Неожиданно  заметил, что намечавшиеся боли исчезли. Но это было уже позже, а тот момент категоричное заявление врача и соответствующая информация повлияли на моё мнение о вреде молочных продуктов.
     Болезненное состояние требовало поиска решения в лечении, поэтому не смотря на неё я решился на обследование на магниторезонансном томографе. К сожалению наркотическое обезбаливающее не избавило меня от боли в пояснице во время обследования, но добавило головокружение и тошноту. Однако, преодолевая боль, мне удалось пройти обследование, в обширном заключении которого я увидел много патологий в поясничном отделе позвоночника, не зная, какая из них является причиной моих проблем.
       Ортопед, ознакомившись с результатами МРТ, заключил:
       - нужно сделать "блокаду".
 Хотя я уже знал, что блокада не решает проблему, а лишь на некоторое время снимает боль, постоянные боли, усиливающиеся к ночи, вынудили меня на её проведение. Я представлял, что это будет один укол в зоне поясничного отдела позвоночника, как было изображено на снимках, с которыми мне удалось ознакомиться. В действительности она существенно отличалась от представляемой мною. После пробы на лидокаин, я отказался её проходить, так как пообщался с больной, пришедшей на вторую блокаду, что подтверждало о временности её действия, но под влиянием сопровождавшей меня дочери, решился на её прохождения. Вопреки моим представлениям, я почувствовал не один укол, а последовательно несколько, не менее трёх, после которых был сделан ещё один укол в область сидалищного нерва. Это сразу почувствовалось пронзительной болью от поясничного отдела до большого пальца ноги.
      - Попали, теперь потерпи - попросил ортопед, производивший блокаду - я должен ввести лекарство.
      После блокады мне действительно стало легче и я поверил в её эффективность, хотя на самом деле это было временное обезболивающее действие лидокаина. Полагая, что это моя встреча с врачом-ортопедом последняя, я решил попросить у него рекомендаций на будущее. В процессе короткого общения он высказал своё мнение о причинах моих болей:
      - причина не в межпозвоночной грыже.
      - а, в чём? - незамедлительно прозвучал мой вопрос.
       - не знаю! - откровенно глядя мне в глаза произнес он.
      Я остался снова наедине со своей проблемой.
        Просматривая перечень услуг предоставляемых лечебными учреждениями, натолкнулся на лечение остеохондроза методом иглорефлексотерапии. И хотя я уже знал, что она не признана на своей Родине -Китае и использует эффект Плацебо, все-таки решил попробовать. Прибыв в медицинский центр, зарегистрировавшись и оплатив консультацию, дожидаясь приема врача. Излагаю ему свою проблему с предоставлением имеющихся результатов обследования.
     - Так вы хотите на иголки? - спросил он меня
     - Да - ответил я.
     - К сожалению врач будет только через пару дней. Надо подумать чем вам помочь, может пригласить мануального терапевта?
      - Нет, не надо! - категорично возразил я, уже имея негативный опыт.
    Однако в этот момент в кабинет заглянул кряжистый мужчина среднего возраста в хирургическом костюме и врач попросил его зайти.
     Что-то обговорив с ним, врач попросил меня пройти с вошедшим, оказавшегося мануальным терапевтом. С некоторой опаской я лег на массажный стол. Взяв мою больную ногу, он поднял её вверх, в сторону, а затем резко сжав её в колене, прижал к телу.  Раздался звук вышедшего воздуха. Болезненности я особой не почувствовал, а терапевт высказал, что похоже удалось найти проблему. Когда он взялся за вторую ногу, то я уже был готов к процедуре и смягчил воздействие на неё. Мои опасения оказались не напрасными, дома я убедился, что своими действиями мануальный терапевт подвывихнул мне больную ногу в ягодице.
      Я снова остался наедине со своими проблемами. За это время ознакомился со многими материалами, касающихся лечения поясничного остеохондроза. Врачи различных направлений доказывали преимущества именно их метода лечения. Хирурги - оперативного,  - мануальные терапевты - консервативного, спортивные инструкторы - методами кинезотерапии. И у каждого из них была достаточно убедительная база. Так противники оперативного лечения обосновывали свои убеждения тем, что после оперативного лечения всё равно потребуется реабилитация организма.
     Оперативное лечение меня пугало своей непредсказуемостью и отдавал предпочтение консервативному. Однако ни обезболивающие уколы, ни процедуры мне не помогали. Сестра по телефону посоветовала прикладывать лопух, но как его прикладывать - непонятно. Оказалось, что прикладывать его необходимо внутренней стороной через слой растительного масла. Однако я лишь единственный раз почувствовал обезболивающий эффект. Я снова обратил своё внимание на рефлексотерапию, кабинет которой был оборудован в клинике по месту жительства, несмотря на недоверие. Уже на первой процедуре у меня возник вопрос об определении  акупунктурных точек - наугад? После первого сеанса я облегчения не почувствовал, после второго - ухудшение. После третьего сеанса врач  отметила, что прошлась по всем полюсам и теперь все зависит от Всевышнего.
      - Или от организма - поправил я.
   После третьей процедуры у меня повысилось давление и далее я их не проходил.
       Тем не менее по симптоматике заболевания, выражавшегося в наклоне тела вперед и болезненности, из информации полученной из предоставленных источников, мне удалось определить, что вызвано наличием заднелатеральной грыжи 4 и 5 позвонков поясничного отдела позвоночника, указанного в числе других патологий в исследовании МРТ, при котором наклоны вперёд вызывали наибольшую болезненность, а вертикальная растяжка уменьшала их. В конце концов я вспомнил о спазме трапециевидной мышцы.  Ну не мог же он быть беспрерывным в течение четырех месяцев полагал я. Тем не менее постепенно стала "вырисовываться" картина болезни. Корешки трапециевидной мышцы бедра компрессировались в зоне заднелатеральной грыжи 4 и 5 позвонка приводя к спазму мышцы, который в свою очередь увеличивал компрессию корешков, создавая таким образом триггерный эффект. Стал вопрос о способах снятия спазма мышцы. Поиск в информационной сети дал ответ - горячими компрессами. 'Неужели так просто?" - подумал я. Но простота процедуры привлекала и я решил попробовать. После первой процедуры эффект был очень малозначительный, но с каждой последующей увеличивался. Вот я заметил, что тело стало расправляться, приобретая вертикальную осанку.Я стал меньше пользоваться при ходьбе тростью, стали уходить боли и, где-то через месяц, я почувствовал, что болезнь начинает отступать, возвращая меня к прежней жизни.