Юбилей А. С. Пушкина

Лариса Гречаниченко
            Еще до ухода на пенсию по своей основной специальности инженера-строителя-проектировщика, я на волонтерских началах проводила беседы об искусстве на классных часах в школе №12, где учились мои внуки (6 и 3 класс), к большой радости их классных руководителей.    С самого детства знала много стихов, любила музыку (Папа был музыкантом). У нас дома была гитара и домра. Мы ходили в театры и музеи, уже в студенческие годы я читала книги по искусству и, как оказалось, много. Прав был Сократ: "Знания за плечами не носить". Детям нужно рассказывать интересно, иначе они слушать не будут. У нас дома было много интересных материалов: календари "В мире прекрасного", альманахи "Круг чтения"", альбомы с репродукциями. Я начала надоедать своим сотрудникам, приятелям, просить, что у них есть интересного. И они откликнулись. Со временем у меня образовался обширный архив и я, как "скупой рыцарь”, сидела над большим ящиком и почти безуспешно пыталась что-то систематизировать (опыта ведь не было никакого). В девяностые годы появилось нововведение -школы стали переименовывать в гимназии с дополнительными кружками: экономики, журналистики, искусствоведения и т, д. В гимназии, которую как школу №46 окончил мой сын, случайно узнали о моей работе в школе у внуков и предложили быть руководителем кружка искусствоведения, по штатному расписанию с зарплатой, которой хватало на оплату бассейна.   Это были крохи, но все-таки...Чтобы не ограничивать количество учеников только кружком, директор гимназии попросила меня проводить эти занятия на классных часах 1 раз в месяц в каждом классе на мой выбор. (С 6 по 11 класс). И я начала методом проб и ошибок, без программ, без надзора администрации. Рассказывала детям то, что знала и любила сама. Ребятам нравилось. Они меня всегда радостно встречали. Классные руководители меня тоже хорошо приняли, без ревности. Им самим было интересно, с некоторыми из них я подружились. В то время, о котором я хочу вспомнить у меня уже было несколько "накатанных" программ.
         Июнь 1999года - 200 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Россия очень торжественно отмечает этот Юбилей. В Украине еще не были сильны антироссийские настроения, гимназия №46 имени Ломоносова, была еще “русская”, хотя сильно сокращены уроки русского языка и литературы – всего три урока в неделю. Младшая сестра моей студенческой подружки Люды Земенко Инна (учительница химии) работала завучем в ПТУ (Профессиональное училище), ученики после 8 и10 класса. И она пожаловались Люде, что не может "раскрутить" своих учителей провести Юбилей Пушкина.  И Люда ей сказала: "Попроси Лару". Мы с Инной договорились. И накануне я у нее спросила: “А какой   это будет класс 8 или 10?“ А она мне отвечает, что будет всё училище - 300 человек. (ПТУ!) Я растерялись, но мой муж меня подбодрил.  Была у него такая особенность - на все мои волнения сказать одну фразу - и я успокаивалась.
        Я взяла все свои иллюстрационные материалы: портреты Пушкина, Натальи Гончаровой, фото памятников, картины, к которым писал стихи Пушкин и еще много интересного. Когда я увидела этот зал, мне стало страшно. Инна Васильевна меня представила, ребята помогли разместить на стенде мои интересные материалы, и я понемногу успокоилась. Они сидели очень тихо и внимательно слушали. Я рассказывала, читала стихи, очень увлеклась, вошла "в раж”. Никто меня не прерывал. Через какое-то время почувствовала дикую усталость, глянула на часы – прошло почти 2 часа (урок 45 минут). Я испугалась, что я такое говорю, что они так слушают?  И я закончила словами: Ребята, любите Пушкина, читайте Пушкина, объясняйтесь в любви стихами Пушкина. Зал аплодировал. Их учительница русского языка и литературы очень тепло меня благодарила (Еще бы, ведь я сделала за неё её работу, правда сделала с удовольствием). Мне вручили огромный букет красных пионов. Ребята помогли снять со стенда мои материалы, но не расходились. У них продолжалось "мероприятие"- вручали грамоты победителям олимпиад и спортивных соревнований. Инна Васильевна пошла меня проводить. Когда мы с ней шли по проходу через зал, я смотрела на лица ребят и вдруг один очень красивый взрослый мальчик (после 10 класса), с которым я случайно встретилась взглядом, очень четко сказал: "Спасибо, было очень интересно ". Я улыбнулась и ответила: “Я очень старалась ". Это была моя минута славы и моя скромная дань Пушкину. Я тешила себя мыслью, что кто- нибудь из них придет домой и откроет томик Пушкина.