Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар

Александр Моржов
     Первый раз в загадочный  и северный  Нарьян –Мар  я  должен был  попасть совсем юным  выпускником  мореходки. Кадровик  сразу  подобрал  мне  теплоход, какой   то  «Фантомас» , который   стоял  тогда  на  погрузке в Нарьян-Маре.  Фантомасы - это  была такая серия небольших  судов, прозванная  так  за своеобразные  судовые  краны, напоминающие лысую голову. Но не срослось. Я  на него  просто не успел, что то там поменялось и  уже  на следующий день  мой параходский  куратор- кадровик  Бровков отправил меня  в Ригу , на «Пушлахту», на которой я и проходил потом почти два года. И добраться туда из Архангельска раньше  было проще простого- был прямой рейс,еженедельно летал самолет до Риги,где все говорили по русски.

   Второй  раз  меня пригласили в Нарьян –Мар уже  более основательно, прислав мне и моей жене приглашение на свадьбу к её  двоюродному брату Александру , причем  сделав нам  все необходимые разрешения для этого. Раньше  туда так просто было не попасть - там  была пограничная зона. Этого брата  я отлично запомнил, он к нам  в гости в Архангельск  пару  раз  приезжал , мы с ним  хорошо погуляли  и  попили и  я  его  перезнакомил со всеми своими друзьями.  Поехать  мы  собирались  уверенно, все было  готово, но  в  самый последний момент  серьезно разболелся наш  маленький  ребенок  и  мы с женой не рискнули  его оставить, а с собой брать тем более.
   
    В  третий раз все было ещё более организованно! Начальник Архангельской  таможни  Корняков, где я  уже  дослужился за четыре года  до  главного   инспектора, посылал  меня  в командировку  в  Нарьян –Мар, на встречу с местными пограничниками, обсудить  детали  нашей  будущей  работы  в  морском  порту  этого городка. Я уже имел опыт таких встреч в Коряжме и Котласе и  с  радостью  согласился  на поездку. Я  купил билет на  самолет, взял командировочное  удостоверение , приготовил  подарки для  двоюродного брата жены ,который уже поджидал меня. Вечером  мне  нужно  было  улетать, а с  утра я  все таки  пошел   в  таможню, на работу, хотя  мог бы и не ходить ,ведь я был уже фактически в командировке.
   
    И  на  работе, куда и думал то  зайти минут на 30, начальник повелел мне... сдать билет, так как встреча с нужным  мне  человеком  переносилась на неопределенное  пока  время , потому  что  тот  только что  уехал  из  города  и не сообщил ,когда вернется. Ну  что делать ,пришлось идти и сдавать билет.
   
    Больше  шансов выбраться  в  этот  далекий, заполярный городок, который «не велик и не мал» у меня  в  жизни не было.
   И  самое обидное, что этот нужный мне  для  встречи пограничник, замнальника погранзаставы, что ли  или где  то  близкое с этим, всего то  через день вернулся  в Нарьян –Мар , позвонил  нам в  таможню  и  спрашивал, где там  ваш таможенник, мы  его  ждали и  встречали.
   
   В  общем, недели только через две поехал туда  потом  совсем  другой человек, а  я  через  месяц  уехал  в Удмуртию  организовывать  Ижевскую таможню. Повидал потом  я  очень  много  чудесных  городов  Урала и Поволжья, но вот Нарьян -Мар я так и не увидел.
                2017г