Понедельник начинается в пятницу II

Александр Николаевич Харченко
 продолжение повести Аркадия и Бориса Стругацких
"Понедельник начинается в субботу"

             Мы рождены, чтоб быль сделать сказкой.

     Глава II. Лучше перебдеть, чем недобдеть

     О замысле столичных магов можно было легко догадаться, хотя они и не сообщали открытым текстом, для чего им нужен был такой заказ - четыреста ковров-самолётов, но не просто с колечками для подвешивания на стене, а с короткими крючочками по всему периметру. Эти умники задумали сделать, видимо, сборный ковёр большой грузоподъемности, а крючки обеспечивали соединение полотен без зазоров встык.
    Ковро-самолетный завод и без того был перегружен обычными заказами, поэтому всю подготовительную работу по изготовлению комплектующих и оснастки для этой небольшой партии руководство завода передало НИИЧаВо, а заодно и поручило контролировать изготовление и отгрузку четырёхсот нестандартных ковриков заказчику.

      Задача была самой простой, и её директор института поручил нашей лаборатории в качестве НИОКР. Бухгалтерия быстренько принялась считать, сколько запросить с заказчика, а мы принялись за дело: изучать иностранные источники, ведь буржуйские маги наверняка уже такое проходили. И верно, действительно откопали чертёжик их крючочка, нужно было только перевести дюймы в миллиметры и оформить по ГОСТу (нормоконтроль у нас свирепствовал, к каждой буковке придирался) поэтому исполнение КД на крючочек поручили самому опытному конструктору. Он блестяще выполнил свою часть работы и чертёж комплектующей детали был отправлен в отдел конструкторов-инструментальщиков. Те тоже успешно справились со своей частью работы, нарисовав штамп для изготовления крючочка, и разработав конструкцию спецнасадки для установки автоматической пришивки сразу всех крючков к ковру-самолёту. Все чертежи конструкторы досрочно отдали в соответствующие подразделения завода и института, где также без задержки изготовили штамп и насадку на станок пришивки. Штамп передали в штамповочный цех завода.

       Настал ответственный момент, надо было подсчитать, сколько крючков нестандартной конфигурации заказать штамповщикам. Казалось бы, задача самая простая: умножить четыреста ковров на количество крючков для одного ковра. Мой непосредственный начальник, маг с многолетним опытом проведений всяких НИР и ОКР тут, как что-то интуитивно почувствовал и предупредил меня:
 - Заказывай с запасом!
Но с каким конкретно запасом, сказать не сказал, сколько я не пытался это узнать у него и других многоопытных коллег и начальников, так мне никто вразумительно ничего не ответил, не их это дело, ведущих магов, думать о таких мелочах.
    Прикинул сам, учитывая процент выхода готовых ковров-самолетов, после операции пришивки колечек, получалось, что процентов трёх запаса будет достаточно. Хорошо, закажем штамповочному цеху крючков на 412 ковров, да ладно, на 420 даже. За глаза хватит.

     И заказал... Очень скоро позвонили: - Забирайте крючки! Готовы.
Как сейчас помню, забрал я у них эти железки и прямо в бумаге завернутые в авоське в лабораторию принёс. Рассыпал на столе, пересчитал - всё, как в аптеке, точно, сколько заказывали, столько и сделали. Начальник посмотрел и снова усомнился:
 - А хватит ли? Пять процентов - не мало ли будет? А, впрочем, если что, и не будет хватать, мы тогда от забракованных ковров эти крючки соберём и пустим опять в работу. Если бы он знал, какими пророческими были его слова...

     Как раз и насадку для станка пришивки изготовили в мастерской института. И вот мы рапортуем заводскому начальству: - У нас всё готово, и комплектующие, и оснастка. Можно устанавливать насадку на станок и прогонять эти 400 ковров.
    Мой  начальник мне говорит: - Теперь главное - контроль, теперь их главное не упустить, а то когда им, заводским, придёт на ум эту насадку поставить и начать их гнать, вдруг в ночь придётся отслеживать, и не дай Бог, если хоть один нестандартный коврик уйдёт не по назначению, шуму потом не оберёшься - не уследили, не проконтролировали!
       И как в воду он глядел! Только опасность подстерегала нас совсем с другой стороны...

     Всё, со всеми заводскими на участках пришивки и окончательной проверки качества ковров договорились, всех предупредили... И всё вроде бы предусмотрели. Но одно мы всё же упустили. Нам аккуратно откладывали все годные проверенные ковры с крючочками по всему периметру, но никто не подумал о таких коврах, которые по каким-то причинам на выходном контроле отказывались летать, их беспощадно выбрасывали в изолятор брака, а вместе с ними и крючочки летели туда, откуда, как показала практика, извлечь их, для повторного использования уже не представляло ни какой возможности, поскольку, как только все крючочки закончились, заводские с чистой совестью сняли опытную пришивную насадку и продолжили выполнять план по стандартной продукции.

     Мы лихорадочно пересчитывали получившиеся годные ковры. Их оказалось только триста восемьдесят два. Да ладно, сейчас извлечем бракованные коврики из изолятора... Раньше надо было думать! Уже они были погребены под слоем брака стандартных ковров-самолетов. И даже если бы мы каким-то чудом всё же отыскали бы их, вряд ли в цехе согласились бы второй раз устанавливать насадку на пришивающий станок, ради каких-то восемнадцати "опытных" ковриков, и неизвестно ещё, сколько бы из тех восемнадцати оказалось годными летать.
  Совсем измотанные этим контролем, мы всё же из последних сил ночью продолжали контролировать упаковку и отгрузку этой партии.

  Нет, отгружали её уже без нас. Достаточно было и того, что мы проследили, чтобы на каждую упаковку с "нашими" коврами-самолётами был наклеен ярлык с указанием правильного адресата.
      Потом, конечно, было возмущение заказчиков, мол, почему они не получили свои четыреста ковров? Но тогда времена какие были? Гиперинфляция, цены изменялись не по дням, а по часам, и мы сослались на то, что пока выполнялся заказ, цена ковра, посчитанная бухгалтерией успела вырасти, так что получили то, что получили по новым ценам.
   Вот такая вышла неприглядная история с этими ковриками, на всю жизнь научившая меня народной мудрости: лучше перебдеть...