Между храмом и библиотекой

Владимир Каев
                Jeder hat Fragen – Biblioteken haben Antworten.

Тряпичная сумка с длинными ручками, удобно носить на плече. Надпись на сумке понимаю – учил же немецкий в школе – "У каждого есть вопросы – у библиотек есть ответы". В библиотеках не только ответы на полках, там и вопросов тьма. Иное дело храмы – вопросы строго регламентированы, ответы не обязательны, довольно покорности, истовой веры, прилежного исполнения процедур, и нечего умствовать, за тебя давно уже подумали. Можно рассказать всем, как ты прозрел, встал на путь истинный, увидел ангелов в небе и чертей в пыльных углах, книгу можно написать, положив на книжную полку ответы на всё сразу.

Сталкиваясь с православием, испытываю неловкость, когда это происходит через человека, особенно через хорошего. Неловко оттого, что сочувствую, но не разделяю.

В пятистенке деда в задней избе была большая подкопчённая икона, в передней – икона поменьше, окна на улицу, но там и бывали реже, больше времени проводили у окон выходящих на сараи. Между задней и передней прихожая со столом у окна в сад и большая русская печь. В задней стены увешаны старыми фотографиями, на них портреты родственников или сцены похорон (гроб, стоящие вокруг, сидящие рядом). Перед иконами горели лампады, за иконами что-то пряталось. И в иконах пряталось то, о чём тогда не думал; столько всего вокруг было…

Через много лет тема религиозности возникла неожиданно. Конец семидесятых. Один из моих студентов (ВМК МГУ) оказался новообращённым. В православие его обратил другой студент, старше на пару курсов. Тот, что обратил, ушёл в Загорскую семинарию, которую и закончил.

У меня физико-математическое образование, взгляды вполне атеистические, а тут молодой математик завершающий университетское образование и вдруг стоит перед иконами… на коленях… удивился, заинтересовался.

На коленях, впрочем, Андрея не видел, а на иконы он крестился истово, в чём была возможность убедиться, когда обедали в упомянутой семинарии, где навещали Константина, обратившего в истинную веру моего студента.

Осмысливая ситуацию, обратился к религиозной литературе, а также ко всевозможным духовным учениям. Жития, Флоренский, Кастанеда и Ошо в полный рост. Сейчас полки книжных магазинов завалены замечательно оформленными изданиями, несть им числа, а тогда всё почти ходило в копиях, ксероксах, иной раз довольно бледных.

Прошёл подпольные университеты духа, в сухом остатке только метафизика да символическая система, в которой традиционная астрология играет роль театральных декораций. Сочиняю концептуальную версию, не без влияния происходящего с искусством, на обочине которого городят огороды концептуалисты.

Что же религия и оккультизм? – Потерял интерес. Литература, психология, история, метафизика – да; обряды, священные тексты, видения иных миров, истина в последней инстанции – нет. Определяясь в отношении к загадкам мира, нашёл храм в себе: пощупал рёбра – вот они, брёвна моей церкви. Купол тоже нужен, желательно, не пустой.

Истинный храм – небо над головой, чудесный купол, особенно в ясную звёздную ночь где-нибудь подальше от городских огней. Фантастическое это зрелище открылось пацану там, где дедов пятистенок в пензенской глуши, где леса да речки, да пруды, да огненные стрелы падающих звёзд августовскими ночами, да серебряный дым Млечного пути.

С происхождением человека и сотворением мира образовалась полная ясность, благо, подробностями можно пренебречь. Метафизика, дальняя родственница физики, внятно объяснила всё и вся, ни на чём не ставя точку, не полагая последнего предела; нет нужды ссылаться на высший авторитет, имеющий на грешной земле обширный штат, облачённый в рясы, оранжевые плащи, в бородах и в рубище.

Должен сознаться, что большего кошмара, чем жизнь вечная, представить себе не могу. Пространство жизни частного человека ограничено, и это очень хорошо. Жить хочется долго и складно, это правда, но если ты живой человек, а не кукла механическая, неизбежно завершаешь своё существование, как и всё живое. Единственная проблема – заснуть последним сном без боли, в состоянии естественной усталости, передавая эстафету жизни детям и детям детей.

Как бы то ни было, христианская литература помогла найти несколько слов, выражающих сущность реальности понятным мне образом. Три утверждения из разных книг, уже не помню, каких, свожу в одно: Бог есть Время, Бог есть Свет, Бог есть Любовь.

Вся метафизика как на ладони – Время, Свет, Любовь.

Время есть то, что не подлежит физическим измерениям, принципиально невидимо. Часы с гирями и пружинами, колбы с песком и прочие устройства и приспособления не время меряют, а служат для упорядочения прочих измерений, в конечном счёте сводящихся к пространственным, предметным и образным. Время парадоксально, оно одновременно циклично и линейно, в нём основа информации и структуры; оно и в спирали ДНК, и в камне, лежащем миллионы лет на дне морском.

Свет – по-русски именуется белым светом – материальный мир во всей его полноте. Всё, что либо освещено может быть (глазу доступно), либо исследовано, включено в физическую картину Вселенной (свет знания). Дано в ощущениях. Всё на свете может быть понято и достигнуто… если хватит времени.

Всё существующее познаётся во времени, если есть кому познавать. Через человека мир себя осознаёт, потому что в сознании действует само время. Идеальное проницает в материальное, не становясь им; материальное воспроизводится в идеальном.

Время основа сознания. Осознание – процесс, несводимый к происходящему в нейронах и синапсах. Мышление не биохимия, не электрические поля; мышление отражается на уровне структур мозга, а то, что происходит в нейронах, отражается в мышлении. Убедиться в последнем легко даже без наличия ЛСД, достаточно хорошего застолья. Сознание – пограничная зона между материальным и идеальным, в нём Свет отражается во Времени, а Время выражается в образах (в последнем можно поиграть ударением).

Человек дитя мира материального, но без развитого сознания остался бы обезьяной. В животном мире сознание зарождается, это "детская" его фаза. В человеке сознание становится зеркалом распахнутого мира, а не "местечкового" места обитания, где есть что съесть, равно как и те, что могут съесть тебя. Человек становится человеком только выходя за рамки существа потребляющего. Об этом и религия догадалась; но она может только предложить вернуться в детское состояние ("Будьте как дети…"); вполне естественно для системы, построенной на сказках, мифах, преданиях и прочих танцах вокруг костра знания.

Увлёкся. А время, тем временем, проходит. Займёмся Любовью. Один умный человек сказал, что говорить о любви означает заниматься любовь. Поговорим.

Любовь и есть то, что делает проницаемой границу между идеальным и материальным, между Светом и Временем. Системообразующее начало. Метафизическая гравитация. Распознавание образов. Ориентация, род движения, позволяющий идеальному проникать в материальное, как воздух проникает в воду (иначе рыбам не выжить), и позволяющий образам материальным, теням происходящего в предметном мире, проникать в идеальное, как водяной пар поднимается в воздух.

Религии говорят о праведности и греховности. Суть же дела такова, что способы мышления и стили существования (образы жизни) имеют отношение к миру идеальному; равно как и восприятие идеального, через науку и культуру, имеет прямое отношение к тому, что вполне материально и очень даже ощутимо (практика). Любовь диктует этику и эстетику. Жадность, агрессия, жестокость – разрушают мир. Сюда же относится глупость. Когда мир за пределами дворцов и роскошных яхт перестаёт существовать для человека, перестаёт существовать и он сам, остаётся животное с развитой системой рефлексий.

Без любви ко Времени наступает безвременье.

Рефлекс животного в человеке поднимается до уровня сознания, образуя зеркало мира; животный инстинкт продолжения рода в человеке становится любовью, причастностью миру, воспринимаемому через другого человека.

Любовь продолжает жизнь не только рода людского, но и в каждом человеке продолжает его существование как человека, в его сознании, мировоззрении, в его способности ориентироваться в реальности. Нет любви – нет человека. Похоть и потребление – наследие животного мира; тоже надо, не ангелы же мы бесплотные, но и родственность животному миру может быть любовной, а может быть родом процесса гниения с весьма дурным запахом; последнее лучше оставить бактериям и грибкам.

Искажение реальности возвращает в животный мир.

Кажется, повторяюсь. Кого убеждаю? – Себя.

Через год после окончания института Андрей погиб, его застрелил бандитствующий пацан, сын политработника, как стало известно впоследствии. Причин не было, просто остановили машину в лесу и выстрелили в упор. У Андрея к тому времени родился сын. Время, время…