Владимир Бобров - свободный человек

Ольга Олевская
Дело было весной 2004-го года: мы пришли в ТЮЗ на спектакль «Маленький принц» Экзюпери. Начинался он так: артисты с музыкантами выходили в фойе и под музыку танцевали со зрителями. Боже! Именно ко мне направляется мужественного вида человек в сером свитере и приглашает на танец. Что делать, все смотрят, ах, ох! Позже я даже рассказ написала о своих переживаниях… Правда, потом спектакль переместился в зал, и я успокоилась и отвлеклась от нечаянного «театрального триумфа».

Проходит месяца два, звоню из редакции «Вологодских новостей» в ТЮЗ: «Хотелось бы написать очерк о ком-то из артистов».
- А вот Володя Бобров рядом, - отвечают мне. – Поговорите с ним.
Ну, прямо сама судьба нас знакомит! Я, конечно, уже знала, что вальсировала именно с Бобровым – исполнителем роли Антуана в том спектакле. Этого артиста я видела не раз на сцене, но иногда просто не узнавала в разных ролях, а одна знакомая даже считала, что в ТЮЗе служат два Бобровых. Один играет милого дряхлого Кутузова в «Гусарской балладе» Гладкова, простоватого Урядника с гусем под мышкой в «Поминальной молитве Горина…. (Кстати, когда впервые Кутузов появлялся на сцене, в зале непременно звучали аплодисменты. Сведения точные: «Гусарскую балладу» я смотрела раз 7.)
А «второй» Бобров был резкий, спортивный, жесткий , такой, как Вожак в «Человеке» из Ла-Манчи» или Костылев в «Чердаке» (по пьесе Горького «На дне»)

Статья о Владимире Леонидовиче тогда, в 2004-м, была написана. Называлась «Входит свободный человек или Такой разный Бобров». В ту пору Владимир был увлечен пьесой английского драматурга Г. Стоппарда «Входит свободный человек» , отсюда и название…

Оказался мой собеседник не жестким, не простоватым, не «милым», а серьезным думающим человеком, немного усталым, но, несомненно, страстно увлеченным своим делом. Он называл имена дорогих его душе творческих людей. Это были Андрей Тарковский, Александр Галич, режиссер Анатолий Васильев, на курсе которого он, к сожалению, не смог доучиться, актриса и режиссер Елена Цыплакова…
Цитирую: «У актера должна быть внутренняя свобода. Я уже давно заметил, что перестал зависеть от каких-то внешних обстоятельств. Даже когда бываю в Москве, то все равно сохраняю свой внутренний ритм, не тороплюсь, не мельтешу. Раньше был другим – более резким, взрывным. Теперь я больше не пытаюсь изменить других. От этого устаешь и упираешься в стену. Я меняюсь сам, мне теперь близки стены Арсения Тарковского:
Я прощаюсь со всем,
Чем когда-то я был
И что я презирал,
Ненавидел, любил…
Я хочу быть свободным человеком».

О своей театральной судьбе Владимир Леонидович рассказал следующее: родился он в Казани, там учился в школе, по настоянию старшего брата Александра занимался музыкой, играл в школьном ВИА. Окончив школу, следуя семейной традиции, поступил в авиационный институт. В вузе, опять же по настоянию брата, который был человеком очень одаренным, музыкальным, пришел в студию пантомимы. А в студии познакомился с артистами казанского ТЮЗА, и открылись ему другой мир и другой путь. В. Бобров поступил в театральное училище при Казанском ТЮЗе и какое-то время учится параллельно в нем и в КАИ. Даже получил диплом инженера, который ему никогда больше не понадобился.

Актерская карьера началась в Кирове, потом продолжилась в Ростове-на-Дону, снова в Казани. Эти передвижения Владимир совершал уже с семьей и, наконец, по приглашению Бориса Гранатова, приехал в Вологду и осел в ней. После шумных больших городов Вологда показалась ему спокойной, светлой, приветливой.

Киров подарил молодому артисту жену Татьяну Борисовну, первую дочку Сашу и первый успех в роли Д Артаньяна.
В Ростове-на-Дону родилась вторая дочь Анечка. В ростовском ТЮЗе Владимир пережил бурный успех, когда на гребне перестройки был поставлен спектакль «Собаки» о «неформалах» - так тогда называли молодежь, плывущую «против течения».
«Мы были очень популярны. В Омске сибиряки нас буквально выносили на руках. С гастролями мы ездили в Европу и тоже имели успех …»

Но начало 90-х было трудным временем – талоны, перебои с продуктами… Бобровы с маленькими дочками переехали в Казань, поближе к родным, жили в цирковой гостинице.
Тогда и пришлось прервать учебу в лаборатории сценической речи при РАТИ на курсе Анатолия Васильева.
Правда, в начале 2000-х году Бобров сам вел такой курс на отделении журналистики в ВГПУ- ничто не проходит бесследно…

Статья вышла, а еще через пару месяцев уже Владимир Леонидович позвонил в редакцию и пригласил меня в театр. Он временно выполнял работу завлита и приглашал журналистов для освещения одного интересного эксперимента.

Тогда коллективы Вологодского я Ярославского ТЮЗов договорились, и режиссер Борис Гранатов поставил пьесу Гольдони «Слуга двух господ» и там, и там. Спектакль назывался «Честный плут». А потом 5 ведущих артистов из Ярославля приехали в Вологду и ввелись в спектакль. А вологжане спустя несколько дней вышли на ярославскую сцену.
Сам Владимир Бобров играл доктора Ломбарди. Вот, что он говорил в тот день: «Видеть рядом новые глаза, новые лица, новые реакции партнеров – все это вносит большую долю импровизации в игру. Но так и должно быть. Ведь спектакль – это не заезженная магнитофонная лента. Он должен меняться каждый раз… Сегодня – праздник и для гостей, и для нас. «

А еще некоторое время спустя настойчивый и убедительный Бобров подбил меня написать первый в жизни развернутый отзыв об этом спектакле и познакомил с Борисом Александровичем Гранатовым, а потом я и сама на некоторое время оказалась в ТЮЗе… Вот такая цепь событий началась после того единственного моего танца в театре.

Конечно, я познакомилась с чудесной женой Владимира Татьяной Борисовной, человеком, преданным театру и знающим все нюансы существования в нем, видела, как растут их дочки и внук. Узнала Владимира как прекрасного семьянина, нежного деда, мастера на все руки… Могла наблюдать, как в процессе репетиций рождались его лучшие работы – Павел Кирсанов («Отцы и дети» Тургенева)), Кулек («Божьи коровки возвращаются на небо» Сигарева), Самсон Силыч ( «Свои люди – сочтемся» А. Островского) и другие… Видела, как принимают спектакли нашего ТЮЗа в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде…

В 2008-м году отметили сотое представление «Маленького принца».
Роль Антуана принесла В.Боброву в 2003-м году первую профессиональную премию имени А.А. Семенова. Потом он еще дважды ее удостоится – за роли Кулька и чеховского Ревунова-Караулова в спектакле «Шампанского!»

Было еще одно совпадение – мы почти в одно и то же время ушли из театра. Владимир начал ездить в Москву, сниматься в кино и клипах. У него довольно большая фильмография: 25 названий.

Периодически мы перезванивались, случайно встречались в городе. Узнала, что он вернулся в театр, потом грянуло известие о болезни… Владимир Леонидович героически боролся с ней и ушел достойно, как настоящий свободный человек.