Санта Клаус и лабиринты Ала-Тоо

Замир Осоров
Санта Клаус был добрым волшебником, и он решил  помочь Кыргызстану, чтобы эта страна тоже превратилась в нового экономического тигра в самом центре евразийского субконтинента.
Он сразу же понял, что для такой страны для этого в первую очередь следует связать железной дорогой Китай и Европу путем строительства  железной дороги  на юге этой страны, которая будет проходить аккурат по самой главному и короткому участку Шелкового пути, которую несколько тысячелетий контролировали  предки кыргызов - гораздо более умные, решительные и способные к стратегическому мышлению, чем их современные потомки.
Проект был несложным  и даже пустяковым с технической точки зрения при существующих уже технологиях и опыте: следовало провести  железную дорогу протяженностью в 170 километров - и тогда бы уже замкнулись железнодорожные сети Китая и Европы, и Кыргызстана стал бы мировым транспортным хабом, получив огромные преимущества транзитной страны.
Однако с самого начала Санта Клаус  встретил в этой стране  глухое непонимание значительной части граждан. Оказывается, очень многие жители страны не хотели, чтобы Китай и Европа были связаны посредством железной дороги через Кыргызстан, хотя все они поголовно хотели ездить в Китай, Японию, Европу, но не хотели, чтобы остальные делали тоже самое. Им казалось, что Китай и Европа просто растопчут Кыргызстан, если появится такая дорога. Многие мужчины, естественно, опасались,что  женщины и даже их жены смогут убежать от них, если появиться такая возможность  - сесть в поезд и уехать подальше, куда-то в Европу, Японию и даже за океан.   
Но Санта Клаус упорно работал над повышением грамотности дикокаменных кыргызов, толерантности,чтобы они стали менее эгоистичными и затырканными, и в конце концов более половины граждан страны все же пришли к пониманию, что строить железную дорогу, выводящую в большой мир, необходимо.
Но демагоги, регионалисты и трайбалисты коими эта земля была так богата издревле, стали чинить новые препятствия и трудности на пути реализации этого великого проекта.   
Лидеры Кыргызстана и те, кто курировали этот проект, решили максимально нажиться на нем, раз Европа и Китай так нуждаются в нем, несмотря на то, что эта дорога была нужна в первую очередь жителям Кыргызстана, чтобы они перестали быть наконец-то дикокаменными, тупыми, малообразованными и экономически неграмотными  в своей массе.
Так вот лидеры решили: раз эта дорога нужна миру, то следует предложить инвесторам такой мудреный и сложный генплан маршрут  железной дороги внутри Кыргызстана, чтобы поезда ездили через всю страну - через самые непроходимые горы и ущелья  и только после этого могли могли выйти за пределы страны. Короче вместо транзитной трассы  предлагался настоящий лабиринт,  войдя в  который уже очень трудно было выбраться живым и здоровым.
Поскольку Санта Клаус был могучим волшебников, он смог бы выполнить и такую непосильную задачу. Однако это страна, населенная представителями 40 кыргызских родов, двух разделенных друг от друга регионов и свыше 40 районов, никак не могла договориться относительно маршрута железной дороги, которая, проходя через Кыргызстана связывала бы Китай с Европой и давала возможность кыргызам и другим народам Центральной Азии выйти на весь мир.
Сначала вроде бы все договорились,что трасса будет  идти от Китая  через пост "Торугарт" через Ак-Тала и Казарман выйдет  в город Джалал-Абад,где уже была железная дорога. Этот маршрут уже был чрезвычайно трудным, в отличие от самого короткого и выгодного маршрута через пост "Эркештам", на юге страны, через Алай в город Ош. Последний маршрут можно было построить в течение одного года, тогда как реализация вариант через Торугарт в лучшем случае требовались десять, а то и двадцать лет.
 Но кыргызстанцы никак не могли прийти к общему решению и согласию в отношении генплана проекта: каждому лидеру и депутату непременно хотелось,чтобы эта трасса прежде всего служила "интересам народа Кыргызстана"(понимая под этим  свои интересы и кучки людей, которые стояли за ним), а потом уже учитывали интересы других народов мира.
Санта Клаус никак не мог приступить к началу строительства железной дороги - из-за постоянно возникающих новых споров  и проблем.  Министр транспорта Кыргызстана, который был родом из Кочкора, решил сделать так,чтобы трасса непременно проходила мимо его населенного пункта, в результате длина первоначального проекта, которая и без того была в 400 км., удлинилась еще на пару сотен километров.
А потом уже и новый президент страны захотел еще сильнее  усложнить трассу, поскольку он был родом из самого восточного края республики, в километрах 100 в горы от Каракола, столицы Иссык-Кульской области, то он предложил, чтобы из Кочкора трасса извивалась дальше, обогнув все озеро Иссык-Куль и даже была проложена отдельная ветка к его  малой родине,где он решил основать новую столицу под названием - Поднебесье. 
Одним словом трасса, рождаемая в головах инженеров  и проектировщиков  этой страны-лабиринта стала длиной чуть ли в 2 тысячи километров, и при этом она проходила по самым трудно доступным районам страны, извиваясь и закручиваясь, как этого непременно хотелось трайбалистам и региналистам во власти страны. Естественно, что даже Санта Клаус  стал колебаться  над воплощением такой идеи.
А тем временем власть в стране снова сменилась и новый президент страны  Урус Кучум Кильдибаев непременно захотел, чтобы железная дорога заглянула в его родное село Уч-Эмчек, в долине Кызыл-Суу, которое находилось в  таком далеком и труднодоступном уголке страны, куда не только на автомобилях, но даже верхом на лошадях и ослах было очень трудно попасть - и на многих картах этот район даже не указывался, как будто его не было. Естественно, новый президент решил основать именно  у себя "на малой родине" новую столицу страны.  В результате  проектируемая трасса железной дороги была вынуждена сделать двойной или даже тройной круг вокруг всей страны, к ней были пририсованы множество ответвлений, тупиков, непонятно для чего предлагавшихся,  прежде чем, пройдя через все эти ходы, побывав во всех тупиках и местами даже выпадая за карту страны, в конце концов  можно было наконец-то  выбраться за пределы такого лабиринта.
Одним словом Санта Клаус потерпел полное фиаско в этой стране, которое считается  его родиной и столицей и железная дорога, которая выводила бы кыргызов в Европу и Китай  так и не была построена - этот проект так и остался в головах  специалистов Кыргызстана нереализованным, потому что кыргызы никак не могли  определиться  с окончательным  вариантом.
Вместо поездов гордые люди этой страны  продолжали  использовать для передвижения и бизнеса автомобили, самосвалы, камазы, а кое-где и лошадей и ишаков. Но и здесь отсутствие  магистральных железных дорог  подводило их - жители этой страны просто не могли приобрести современную и новую технику,которая производилась в Европе,  Японии  и за океаном, потому что не было транзитных железных дорог.
Но Снегурочка, которая встретила раздосадованного и потерпевшего тяжелое поражение Санта Клауса или нашего дедушку Мороза, когда он пришел в свои ледяные хоромы на вершине горы Бабаш-Ата, откуда как на ладони была видна вся солнечная долина, успокоила его:
-Не переживай, дедушка Мороз, надо было сперва растопить лабиринты в  головах людей и тогда бы они быстрее догадались, как выбраться из этого каменного лабиринта, в котором они все живут. Скоро они снова обратятся к тебе за помощью - ведь на Землю наступает глобальное потепление,  и вместе  с таянием ледников, начнут таять и замороженные мозги и совсем уже отмороженные сердца и души этого народа, и тогда их  лидеры и эксперты  снова обратятся за помощью к тебе.