Простите нас

Екатерина Делюкина
Вспомнились школьные годы. Как давно это было, так давно, что имена и фамилии некоторых одноклассников стали стираться из памяти. Не забывается только общая атмосфера, царившая в те времена в школе. Лишь теперь, сравнивая, сопоставляя и анализируя, могу с уверенностью сказать, что это было высококлассное и всестороннее образование, воспитывающее и раскрывающее лучшие грани человеческой личности. Живы еще те, кто нас учили. Недавно на почте повстречала завуча и преподавателя химии из моей школы. Милейшая женщина. Старенькая уже, но все такая же интеллигентная и красивая с седыми до голубизны волосами. Помню ее класс, где проходили уроки химии, эту огромную таблицу Менделеева, сконструированную из разноцветного пластика и висящую прямо перед нашими носами, подчеркивая, тем самым, ее первостепенную значимость. Помню портреты с которых на нас смотрели знаменитые ученые, прославившие науку. Помню огромное количество наглядного материала, горелки, эти прозрачные и хрупкие цилиндрики, мензурки, мерные стаканчики и колбочки различных форм и объёмов, в которых происходили химические реакции с окрашиванием растворов во все цвета радуги, выбрасыванием пара или бульбушек. Сложная наука, спору нет. Если бы мы тогда знали, что вся наша жизнь, по-большому счету, подчинена таблице Менделеева, может быть более серьезно относились бы к этому предмету. Все давали, разжевывали и клали нам в рот бесплатно, причем, абсолютно. На, бери, учись, просвещайся, образовывайся, только не ленись. Глупые были, порой дурачки, но хорошие и добрые дурачки. Не понимали тогда, что может быть совсем по-другому. Оказывается, может.
Медленно приблизившись к учительнице, я с почтением поздоровалась и поинтересовалась, не помнит ли она меня. Лицо ее озарила улыбка. Пристально вглядываясь в мои глаза, она вежливо ответила, что помнит. Я все понимаю. Сколько таких девчонок и мальчишек прошло на ее пути и даже если каждого пропускать через собственное сердце, разве возможно упомнить всех? Вспомнили тех, кто отложился в ее и моей памяти, а, заодно, и то далекое и прекрасное время. Не знаю почему, но на моих глазах навернулись слезы. Последнее, что получилось выдавить из себя было следующее: "Я просто вам хочу сказать спасибо за все: за наше детство, за отношение, знания, внимание и заботу." Мы простились и я направилась к выходу. Ухватившись за дверную ручку, я оглянулась, чтобы еще раз посмотреть на нее. Не знаю, услышала ли она вдогонку мое внутреннее и беззвучное: "Простите нас".