Джазовый алфавит. Ю

Валентин Трушин
Ю


ЮБЕНКС Кевин
Юбенкс Кевин – Eubanks Kevin
р.15.11.1957 в Филадельфии, шт.Пенсильвания
амер. гитарист, композитор, рук. анс. / пост-боп
Родом из той же музыкальной семьи, что и ст. брат – тромбонист и клавишник Робин Юбенкс. Практически вся семья Юбенксов играла джаз, правда, мать – композитор, доктор (PhD) Вера Юбенкс (Vera Eubanks) защитила диссертацию в области классической музыки); дядья Кевина – известные пианист Рей Брайант и контрабасист Том Брайант (Tom Bryant).
Как и все его ровесники, Кевин, конечно, увлекался ро-ком; начиная с 1970, его кумирами были Джон Маклоклин и его “Mahavishnu Orchestra”, однако примерно в 22 года он стал все больше слушать Уэса Монтгомери. Юбенкс получил солидную музыкальную подготовку в школе Беркли в Бостоне (где своим нетрадиционным подходом к игре на гитаре он порой шокировал преподавателей).
Выступал со многими известными мастерами джаза, в том числе (в 1980-81) с Артом Блейки и его “Jazz Messengers” (ранее Блейки не включал гитару в состав своего анс.) – попасть к Блейки Юбенксу помог его приятель Брэнфорд Марсалис. Впоследствии Юбенкс играл с Роем Хейнсом и “Слайдом” Хэмптоном, Сэмом Риверсом (приобретя у него неоценимый опыт импровизаций в стилистике фри-джаза), Майком Гиббсом (турне по Великобритании в 1983) и Дейвом Холландом. Начиная с 1983, Юбенкс выступает также и со своим собственным анс. Считается одним из наиболее универсальных гитаристов современного джаза.
В к. 80-х он сотрудничает с ф. “GRP Records”, записывая в её студиях несколько ставших весьма популярными альбомов в стиле фьюжн (в этот период в его творчестве возник определенный крен в сторону чистой коммерции, хотя были и подлинные музыкальные удачи). Перейдя в 1990-х на ф. “Blue Note”, Юбенкс гораздо больше внимания начал уделять акустической гитаре.
Среди музыкантов, повлиявших на музыкальные пристрастия Юбенкса, были также Джордж Бенсон, Андрес Сеговия, Оскар Питерсон, Густав Малер и Бела Барток.
Альбомы: “The Guitarist” (1982), ;“Face To Face” (1986), “The Heat Of The Heat” (1988), “Shadow Prophets” (1988), ;“Promise Of Tomorrow” (1989), “Extensions” (с Д. Холландом; 1989), ;;“Turning Point” (1991), “Spirit Talk” (1993).

ЮБЕНКС Робин
Юбенкс Робин – Eubanks Robin
р.25.10.1955 в Филадельфии, шт.Пенсильвания
амер. тромбонист, клавишник / пост-боп
Родом из той же музыкальной семьи, что и его мл. брат Кевин. В доме звучали классика и джаз, но Робин с упоением слушал также Фрэнка Заппу и “Лед Зеппелин”. В 1980 будущий тромбонист приезжает в Нью-Йорк, где его учителем становится “Слайд” Хэмптон. Довольно быстро юный музыкант становится в буквальном смысле слова виртуозом своего инструмента.
Р. Юбенкс играл в коллективах своего мл. брата, в орк. Сан Ра, три года работал на Бродвее, гастролировал со Стиви Уандером, был музыкальным руководителем “Jazz Messengers” Арта Блейки. Его муз. пристрастия поистине безграничны – от бопа до фри-джаза: Юбенкс играет в биг-бэнде своего земляка Маккоя Тайнера, а через некоторое время выступает с выдающимся орк. Дона Грольника.
Альбомы: ;;“Different Perspectives” (1988), “Dedication” (1989), “Karma” (1990), “Metal Images” (1994).

ЮРОП Джим
Юроп Джеймс Риз (Джим) - Europe James Reese (Jim)
р.22.02.1881 в г. Мобил, шт. Алабама; ум.10.05.1919 в Нью-Йорке (Бостоне?)
амер. пианист, рук. орк., антрепренер, автор песен / танцевальная музыка, рэгтайм
Джим Юроп был одним из пионеров рэгтайма и джаза. Он также прославился, как активный организатор музыкальных клубов и концертных программ для чернокожих артистов. Он был одним из организаторов National Association for Advancement of Colored People (NAACP) – Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, а также профсоюза черных музыкантов Clef Club (руководителем которого Юроп был до самой своей смерти).
В 1905 Юроп переезжает в Нью-Йорк, где его орк. вскоре становится известным не только среди черной, но и среди белой публики. В годы Первой мировой войны он рук. армейским орк., который с успехом исполнял не только военные марши, но и рэгтайм, и музыку, “предвещавшую” джаз, и в 1918 вместе с амер. войсками оказывается в Париже, где дает концерт, прошедший с оглушительным успехом. Следующий год Юроп начал со столь же успешных гастролей по США, но во время концерта в Бостоне, шт. Массачусетс, один из музыкантов нанес ему ножевое ранение, которое и привело к смерти.
Вклад Юропа в становление той музыки, которая получила название “джаз”, можно оценить по немногим сохранившимся записям, таким, как “Too Much Mustard” и “Down Home Rag” (1913), “Darktown Strutters’ Ball”, “That Moanin’ Trombone”, “Memphis Blues” (1919).

ЮЭЛЛ Дон
Юэлл Дон - Ewell Don
р.14.11.1916 в г. Балтимор, шт. Мэриленд; ум.09.08.1983 в г. Дирфилд-Бич (по др. источн. в расположенном неподалеку г. Помпано-Бич), шт. Флорида
амер. пианист, рук. анс. / новоорлеанский джаз, страйд
Получив классическое музыкальное образование по классу ф-но, Юэлл с юных лет увлекся джазом, в особенности музыкой первых мастеров новоорлеанского джаза. И это тем более примечательно, что в сер. 1930-х, когда начиналась его профессиональная карьера (Дон организовал тогда в Балтиморе свое первое трио), ранние формы новоор-леанского джаза уже не пользовались популярностью – их полностью заслонила коммерческая волна Свинга. Юэлла это, тем не менее, не испугало: он уверенно следовал своему пристрастию, и позже, в сер. 40-х, с успехом выступал – на волне возрождения новоорлеанского джаза - с легендарными новоорлеанцами “Банком” Джонсоном и Джорджем Льюисом, а затем с “Маггси” Спаниером, Сидни Беше и (в 1953) с ветераном “Кидом” Ори. В стилистическом отношении на него оказали влияние такие непохожие пианисты, как “Джелли Ролл” Мортон, Эрл Хайнс, “Фэтс” Уоллер и Джимми Янси.
Иногда, говоря о ветеранах возрождения новоорлеанского джаза, Дона Юэлла называют рядом с Рейфом Саттоном. Строго говоря, это не слишком корректно, поскольку в сер. 30-х, когда Юэлл уже активно музицировал в Балтиморе и окрестностях, Саттону было всего лишь 12-13 лет, и его профессиональная деятельность началась лет через восемь. Кроме того, оба мастера черпали вдохновение из разных источников: если Саттон учился у Уоллера и Байдербека, то кумирами Юэлла, как уже отмечалось, были старые новоорлеанцы типа “Джелли Ролл” Мортона.
В 1956 началось интересное сотрудничество Юэлла с Джеком Тигарденом, которое в 1964 оборвала смерть тромбониста. После этого Юэлл переехал в Новый Орлеан, где и проработал почти до конца своей жизни. И в эти годы он много гастролировал (часто – по Европе), иногда – в составе орк. или анс., иногда - дуэтом с, увы, дряхлеющим Уилли “Лайэном” Смитом, но чаще всего в качестве солиста. Одна из последних гастрольных поездок Дона Юэлла была вызвана необходимостью оплатить дорогостоящее лечение его дочери, болевшей раком. К сожалению, спасти её не удалось, и Юэлл в каком-то оцепенении продолжал выступать вплоть до самой своей смерти от сердечного приступа в 1983.
Великолепный пианист, мастерски владевший зажига-тельным архаичным стилем баррелхаус, Юэлл мог столь же блистательно исполнять тонкую, изысканную музыку.
Альбомы: “Don Ewell Plays King Oliver Creole Band Tunes” (1952), ;“Music To Listen To Don Ewell By” (1956), ;“Don Ewell Quartet” (1957), “Grand Piano” (с У.Л. Смитом;1967), ;“Live At The 100 Club” (1971), “Take It In Stride” (1974), “Don Ewell Quintet” (1986), “In New Orleans” (1986), “Don Ewell And His All Stars” (1988).