Мастер по безделушкам. 15

Иннокентий Темников
15

 «Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна»,- беседую с семиклассниками о вкладе россиян в науку и технологию. Начал с Ломоносова. Хочу рассказать о русских корнях телевидения, Зворыкине. Рассчитываю быстренько «пробежать», что в моём детстве любой пацан знал: Кулибин — знаменитый мастер, отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз, Можайский - самолёт, Менделеев — составил периодическую таблицу элементов, Циолковский - теоретик космонавтики, Попов — изобрел радио. Надеюсь что кто-нибудь вспомнит о Петрове, Яблочкове, Ладыгине (в пятом классе сам о них рассказывал). Конечно не обойдёмся без слов о Королёве, Курчатове, Калашникове. Многие славные имена можно назвать. Россиянам есть кем гордиться!
 Не тут то было. Мозги моих учеников девственны, как воспитанницы иезуитского колледжа на первом свидании. Потихоньку накаляюсь, но тяну рассказ от электрической дуги к лампочке накаливания, от ракет к ядерной бомбе, надеюсь, что уж про изобретателя автомата они мне расскажут — у многих тетради любовно расписаны «АК 47». Толсто намекаю, мол АК 47 — что это значит, уж это-то вы знаете?
 «Это рэп-группа такая!», — объясняет мне Юра Б.
 Мне хочется всех убить. Нелестно отзываюсь об умственных способностях молодых поколений. «Балбесы, бестолочи,- бушую я,- берите ручки, пишите: Михаил Тимофеевич Калашников — советский и российский конструктор стрелкового оружия; Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор ракетно-космических систем… Диктую имена, фамилии. «К следующему уроку знать, чтоб от зубов отскакивало! Каждого спрошу!» - давлю на детей. Долго не могу успокоиться.

 На перемене слышу разговор. «Они там все такие прикольные!»- захлёбывается восторгом поклонник рэпа Юра Б, и без запинки называет имена и фамилии всех участников «Дома-2».
 «Разве мальчишка виноват в том, что его мозги напрочь засраны низкопробными передачами, или мы взрослые за это в ответе,- думаю я с горечью,- почему государственное телевидение не может интересно рассказать о лучших людях страны, в чём смысл дебилизации населения?»
 Часто кажется, что у Родины крыша поехала: гордимся ПОБЕДОЙ, 7 ноября проводим военный парад и стыдливо загораживаем мавзолей перед которым шли войска, чтобы защитить Москву; на государственные деньги снимаем фильмы против этого государства. Забалтываем всё: проблемы образования и воспитания, патриотизм, экологию. Временами всплывают странные проекты: медведевские энергосберегающие лампочки, теперешний «зелёный переход» и борьба с карбоновым следом, электроавтомобили, солнечные панели. Подсчитай полный цикл трат на производство, эксплуатацию и утилизацию всех этих якобы «чистых» технологий и поймёшь, что тебе бессовестно в карман лезут! А куда делись озоновые дыры, которыми недавно всех так пугали? Населению навязали дорогую технологию, получили сверхприбыль и замолчали. То же и с «зелёным переходом» будет.
 Слова не воспитывают. Воспитывают дела. Чтобы вокруг было чисто, надо не речи говорить, а убираться! Зачем бороться с мусором, если его можно меньше производить? Потребителю нужен товар, а не красивая коробочка к нему.

 После успехов в конкурсе начальники из меня делают «героя, зарабатывающего собственным умом» и садят во все президиумы, а мужики-трудовики с радостью избирают председателем методического объединения. Каждый знает — нет ничего лучше, чем спихнуть занудные обязанности на другого.
 В районе два города — Байкальск и Слюдянка. Байкальск — город при целлюлозно-бумажном комбинате. Там чистые улицы, ухоженные дома, большие школы, совсем другое снабжение. Байкальчане смотрят на нас как на бедных родственников, но трудовики там классные. Думаю, нам есть чему друг у друга поучиться.
 Проводим метод дни, олимпиады, обмениваемся опытом. Меняем школы, один методический день проводим в Слюдянке, другой в Байкальске. Жизнь бьёт ключом, есть ощущение движения: мы учимся, развиваемся.
 Печально, что наш предмет сильно зависит от материально-технического обеспечения. Если в мастерской нет инструментов, их нигде не достанешь и не купишь. В хозяйственных - шаром покати! В присказке: «Где колхоз, там голод» много правды. Когда идеология бежит впереди экономики, всегда дело плохо кончается.

 Районное начальство продолжает о нас «думать и заботиться», на смену одному конкурсу художественной самодеятельности идёт другой. Когда за уроками света божьего не видишь, а собственных детей накормить не можешь, ничего кроме раздражения это не вызывает.
 Со стихами у меня никак. То есть, конечно, я могу зарифмовать несколько строк, но это всегда для меня процесс долгий и мучительный. Лишь однажды муза задела меня крылом.

 Мы после шести уроков на сцене. Я даже не успел пообедать. Районовское начальство в зале. Снисходительно оценивает учительские таланты, объявляют, что через месяц конкурс частушек. Так мне стало тошно и горько смотреть на их физиономии, что я тут же выдал в зачёт будущего конкурса:
«Полюбила меня власть,
Да не может зарплату дасть,
Полюбил б её и я,
Силы нету ни буя,
В сей политический момент
Власть любить я импотент!»
 «Почему всегда мы Вас веселим? Почему не наоборот? Почему Вы не на сцене, а мы не в зале? Я бы тоже иногда с удовольствием повеселился на Ваши таланты глядючи!» - закончил я своё выступление.

 Конкурс частушек не состоялся. Мой недолгий роман с властью закончился.
 Чёрт, опасно выпускать голодного мужика на сцену!