Мамы всякие нужны?

Дарья Михаиловна Майская
Верочке исполнился годик, когда погиб в автокатастрофе её отец.
Мама девочки - Нина, была в отчаянии. Свёкор со свекровью утешали её,
обещали поддержку, но они ещё не стали для неё родными людьми,
и Нина не очень к ним прислушивалась. Её родители после похорон
ушли домой и вообще ничего не пообещали. Отец, было, заикнулся,
чтобы она к ним переселилась - как ей жить одной с ребёнком
на съёмной квартире, но мать его толкнула
в бок и зыркнула при этом так, что он прикусил язык...

И стала Нина ходить в храм. Молится там за своего дорогого мужа
и просит Бога указать: как ей теперь быть? Да и утешение
на некоторое время получала.

Однажды, после службы, батюшка спросил, крещёная ли её дочка?

- Нет, батюшка, с мужем не успели, а теперь у меня и крёстных нет.
- С этим справимся. Возьмём праведных прихожан,- сказал батюшка.

В следующее воскресение девочку окрестили. Мать крёстная
очень понравилась Нине: тихая, добрая, совсем одинокая.
Она так была рада оказанным ей чести и доверию, что сама
всё организовала для крещения. Просила Нину приходить
к ней с крестницей.
Отец крёстный, по сложившимся обстоятельствам, очень скоро
был вынужден переехать с семьёй на новое место жительства.

Прошло некоторое время и за квартиру Нине стало нечем платить.
На работу выходить надо, а дочку не с кем оставить...
И пришла она к своим родителям в домик из двух комнат,
расположенный на самой окраине города.
 
Родители не выразили особой радости по поводу этого пополнения,
но, всё же, выделили дочке диван в горнице, а внучке дед раздобыл
детскую кроватку.
Сами они расположились в первой комнате.
 
Нина вернулась на работу, Верочку оставляла на бабушку
и дедушку. Как они с ней обходились, не знает никто.
Но бабушка была особого склада - она признавала только успешных,
везучих. Дочь-вдова сразу потеряла для неё всякий интерес,
но деваться было некуда, терпела.

Однажды Нина приходит с работы, заходит в коридор и... остановилась
как вкопанная: в доме раздаётся громкий мужской голос, какой-то
надрывный, слова перемежаются рыданиями.
 
- Мама! Папа! Гоните Нинку с её приплодом! Гониииите! Она пришла
к Вам не ради вас! Ей дом ваш нужен!

Родители молчали. А Фёдор - Нина узнала по голосу
своего старшего брата - рыдал, умоляя выгнать её.

- Я сам перееду к Вам с женой, буду ухаживать за вами,
покоить вашу старость! - Фёдор просто в голос ревел,
слёзно плакал, убеждал.

Нина стояла в отупении, не решаясь ни войти, ни уйти.
И тут она подумала о ребёнке - что с девочкой? Почему
её не слышно? Ворвавшись в комнату, увидела Фёдора, стоящего
на коленях перед родителями. Верочка из детской кроватки
в страхе смотрела на происходящее огромными, полными слёз глазами.
При виде мамы, она громко заплакала, слёзы, наконец, обильно
пролились. Нина схватила дочку, выбежала на улицу.
А что дальше-то? Куда идти? Как жить? За ней вышел отец:

- Нина, иди в дом. Корми ребёнка, сама поешь. А с Фёдором я разберусь.

Нина вернулась в дом, занялась своими делами, ни на кого не глянула,
ни единой слезы не уронила, ни слова не промолвила.
Закрывшись в горнице с дочкой, уставшая и разбитая,
она не слышала, говорили родители с Фёдором, нет ли...
заснула тяжёлым, глубоким сном.

Утром Нина встала как обычно, приготовила дочке кашку,
положила одежду, в которую нужно одевать Верочку днём, собралась
на работу. Фёдора, оказывается, уже не было: он уехал, так и не сказав сестре
ни слова.

Жизнь пошла сложившимся порядком. Эту ужасную сцену не обсуждали.
Будто и не было ничего.

Однажды Нина взяла дочку и поехала навестить
своих свёкра и свекровь. И... не выдержала, всё им рассказала.

Свёкры долго молчали. Наконец, заговорил отец:

- Добром это не кончится. Жить спокойно тебе брат и мать не дадут.
У нас жить негде, ты сама видишь. Прими от нас немного денег.
Их хватит только на комнату в коммунальной квартире.
Может родители добавят или ссуду возьмёшь, побольше квартирку
купишь... Будет вам с дочкой свой уголок.

Нина с благодарностью приняла деньги. Успели свёкор и свекровь
доброе дело сделать и скоро мирно почили.

Нина купила в коммуналке комнату, которая была хорошего размера
и в приличном состоянии. Верочка подрастает, с удовольствием
ходит в садик. Налаживается жизнь.

И тут отец Нины, почти в одночасье, умирает. Мать осталась одна.
Крепкая, всегда ровная, спокойная, уверенная, жила одна в своём домике.
А в свою душу никого не впускала. Что в потаённых уголочках её души,
никому не известно. А было у неё тайное желание нового "дедушку"
себе для жизни обрести.

Живёт Нина, растит дочку, уже школьницу. Спокойная размеренная жизнь
благотворно отражается на её внешности - молодая красивая,
цветущая женщина.
И появился у Нины очередной воздыхатель. Всех прежних гнала от себя,
но этот был особенно настойчив, убедителен:

- Нина, любовь моя, прими моё предложение руки и сердца!
Моя рука будет тебе всегда поддержкой, а моё сердце будет
всегда наполнено любовью к тебе.

Нина, млея от таких слов и счастья, с улыбкой сказала:

- А я думала - руки просят...

- И я прошу твоей руки, чтобы на пальчик надеть колечко!
Нина, я сирота. Никакой родни! Твоя дочка станет и моей,
она будет у нас, как... игрушка, для радости.

И Нина сдалась. Брак был зарегистрирован. Григорий, так звали
теперешнего мужа, вселился в комнату.
С месяц он кое-как терпел присутствие Веры, а потом заявил:

- Нет. Не могу больше! Идти домой не хочу. Не буду скрывать:
видеть эту... твою... не могу. Куда хочешь девай её.

- Но ты ведь знал, что у меня дочь, что я была замужем! Чем она
тебе помешала? Прости, но комната эта на деньги её дедушки
и бабушки куплена... Говорил, что будешь любить её!

- Говорил. А теперь говорю - выбирай: я или она.

Побежала Нина к матери:

- Мама, возьми Верочку к себе! Я буду продукты приносить,
одевать её, как положено. Не хочет Григорий даже видеть
Верочку... Что же мне, опять одной оставаться?

- А с ним лучше? Он же тебе враг! И горницу я закрыла, чтобы
не отапливать. Натащила в неё абы чего.

- Мама... У меня ребёнок будет!

- Что ж ты такая... слабо подпоясанная?
В кого?.. Ладно, пусть Вера у меня на сундуке спит.
Не сказала - живёт, понять дала, на время разрешает.

Стала жить Верочка у бабушки. 
Утром собирается Вера в школу, а бабушка ей:

- Нет у меня еды. К матери зайди, она ещё на работу не ушла.
Покормит тебя.

Верочка бежит, спешит: к матери совсем не по пути в школу,
на занятия не опоздать бы.
А мать, завидев дочку из окна, машет ей, чтобы мимо шла,
не заходила.

Так и живёт, бедняжка: где голодная, где холодная,
всегда неприкаянная.

Как-то ввечеру, к бабушке гости явились.

- Вера, - говорит бабушка строго, - иди домой к матери.
Дай мне с людьми побыть!

- Бабушка, уже поздно! На улице темнеет, дождь заходит,
гроза вот-вот разразится. Страшно... Я тихонько посижу,
никому не помешаю, - чуть не плача, просит девочка. - Мама никогда
не зовёт меня к себе, может и не впустить.
А отчим просто рычит, если я к ним прихожу, сразу кричит:
"Что заявилась? Марш отсюда!" - даже выталкивал не раз.
А мама молчит, не перечит ему никогда.

Но бабушка непреклонна:

- Иди, я сказала! Да хоть недельку у них поживи или подольше!
Дай отдохнуть от тебя!

Вера медлит, а вдруг бабушка передумает, оставит её?
Но, не дождавшись спасительного "оставайся", выходит.

Ветер треплет её волосы, первые капли дождя больно и холодно
ударили по лицу, открытым рукам.
Взгляд девочки отрешённый, кажется, бессмысленный. Но мысль
у неё есть. Она зародилась в ней, живёт и крепнет: "Бабушка думает,
что я у мамы, мама думает, что я у бабушки, а я нигде и ни у кого...
Боженька! Если я нужна тебе, возьми меня к себе!.."

И тут её окликают:
- Вера! Верочка! Куда же ты на ночь глядя в такую непогоду?
Что-то с бабушкой случилось?

- Здравствуй, крёстная,- тихо, без красок в голосе
промолвила несчастная,- ничего с бабушкой не случилось.
Гости к ней пришли и она выпроводила меня...

- Так ты к маме идёшь?

- Нет, не к маме... Она меня не пускает к себе.

- Вот почему моё сердце рвалось на части! Беспокоилось о тебе.
Я не удержалась и побежала к бабушке твоей, узнать, как ты,
хорошо, что с тобой встретилась,-
рассказывает крёстная и слёзы не мешают ей говорить.

Крёстная одела девочку в свою куртку, укрылась с ней под зонт и повела
к себе домой. После ванны две одинокие души ужинали, говорили,
плакали, не могли наговориться.

- Мне было так плохо,- говорит девочка,- так одиноко, что я попросила
Боженьку: возьми меня к Себе.

- Ты будешь у меня жить, моя доченька. Всё у нас с тобой теперь
будет хорошо, - тихо и ласково говорит крёстная.

И стала Вера жить у своей мамы крёстной. И ни родившая её мама,
ни бабушка, родившая её маму, не были против. Да и узнали они об этом
очень не скоро...