Интервью с Николаем Мальцевым. Ноябрь, 2021

Анастасия Рейфшнейдер
ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛ ФУТАРК. НОЯБРЬ, 2021
Хороший человек и талантливый автор - интервью с Николаем Мальцевым.
С этим замечательным автором я когда-то давно познакомилась на просторах литературного сайта «Изба-Читальня». Николай по моему мнению хороший человек и,безусловно, талантливый автор, с большим жизненным опытом и правильными моральными принципами.
Думаю, многие из читателей уже знакомы с его рассказами, «Футарк» регулярно их публикует. Надеюсь, интервью с Николаем приоткроет завесу тайны о его жизни и творческом пути.
1. Расскажите о себе?
Я родился в 1956 году в средней полосе России. Да, скоро стукнет полных 65, Хрущёва и Гагарина помню. Вырос в семье офицера, и поездить по свету пришлось. Бо;льшая часть детства прошла в Сибири, затем жил в Саратове, где окончил медицинский институт. В 1980 году, вместе с женой, приехал работать в один из райцентров Пензенской области. Здесь обрёл свою последнюю, и, пожалуй, самую настоящую родину.
2. Когда Вы начали писать рассказы? О чем было первое произведение?
Разные интересные (и не очень) истории сочиняю столько, сколько помню себя. Регулярно рассказывал друзьям и родителям истории о крокодилах в местной речушке, инопланетянах, оживших динозаврах, кладах и всякой нечисти. Обожал пересказывать прочтённые книги. А поскольку за чтением моим никто не следил, в начальной школе я уже познакомился с Конан Дойлем и Гербертом Уэллсом. Их произведения в моей редакции обрастали совершенно немыслимыми подробностями, которые сами авторы по непонятной мне причине пропустили.
Самая первая попытка что-нибудь записать случилась лет в семь. Вдохновлённый каким-то фильмом, я сочинил короткий рассказ о Великой Отечественной войне и вписал его печатными буквами в
блокнотик собственного изготовления. С собственными иллюстрациями. Родители вежливо похвалили…
Потом, конечно, были и другие попытки, включая неоконченный (а скорей, едва начатый) роман про индейцев, навеянный чтением Фенимора Купера и Майн Рида. Но более-менее серьёзные упражнения относятся годам к шестнадцати. Тогда я написал несколько коротких рассказов в духе социалистического реализма и послал их в Саратовскую газету. Мне вежливо ответили, что получилось неплохо, но нужно работать дальше. Чем я и попытался заняться.
Однако учёба в старших классах, а затем в институте оставляла мало времени для творчества. Первые более-менее серьёзные вещи я написал, уже работая в районной больнице. Это были в основном сказки. Я не преминул отправить их в литературные издательства, и тут впервые столкнулся с профессиональной критикой во всей её беспощадности…
Скорей всего, на этом моя литературная карьера и прекратилась бы. Но судьба свела меня с профессиональным писателем – Олегом Максимовичем Лукьяновым (не путать с современным Лукьяненко, автором знаменитых «Дозоров»), который меня поддержал, многое мне объяснил и многому научил. Впрочем, к тому времени меня уже захлестнули работа и бытовые заботы. В творчестве наступил длительный перерыв. Пока, наконец, уже где-то в девяностых один из рассказов в жанре фэнтези всё-таки не прорвался наружу и не повёл за собой всё остальное.
3. В каком жанре Вы предпочитаете писать?
Я пробовал свои силы в различных жанрах, любимые – фэнтези и фантастика.
4. Как ваши родные относятся к вашему творчеству, читают ли?
В своих родных я всегда имел надёжную точку опоры. Всё, что написано, обязательно читает жена – мой первый рецензент. Далеко
живущие родственники и друзья посещают мою страничку на литературном портале.
5. В какое время суток предпочитаете творить?
Для меня время суток не имеет значения. Главное – наличие свободного времени, которого катастрофически не хватает - несмотря на то, как ни странно, что я уже не пенсии. Приходилось писать на ночных дежурствах по больнице и сидя на вокзале в ожидании поезда.
6. Ищите ли Вы информацию чтобы описать какие-либо нюансы в произведении или все берете из собственного опыта?
Во многих случаях достоверная информация просто необходима. Конечно, если речь идёт о придуманном мире, всё можно отдать на волю авторской фантазии (одна из причин популярности жанра фэнтези). Но если речь идёт о чём-то конкретном или хотя бы условно-конкретном, точность нужна. Адекватному читателю неприятно будет наткнуться на откровенные «ляпы».
Я сам в подобных ситуациях, если не располагаю опытом и достаточной информацией, обращаюсь к книгам и интернету. В интернете, конечно, быстрее и проще, но иной раз сведения из него бывают не вполне корректны. Однажды, ради достоверности, я раскопал даже «Сатанинскую Библию» и апокрифическую «Книгу Еноха».
7. Что Вас вдохновляет?
Трудно сказать. На собственно написание произведения, чаще всего, наличие свободного времени. А вот на появление замысла…
Сюжеты буквально кишат вокруг нас. Любой бытовой эпизод, любой фильм, любая книга уже несут в себе возможную тему. Например, попадаешь в очередь. Вот и фантастический сюжет: аппарат для распугивания очереди, который заодно пугает и продавца, и своего обладателя. На сказки вдохновить могла
крошечная детская табуреточка, плюшевый медведь с солидным именем «Трофим», одинокое облако в небе.
Или, к примеру, вторая часть фильма о Гарри Поттере. Там меня «зацепил» блокнот с чистыми страницами, отвечающий на вопросы. А если развить эту тему и посмотреть, как поведёт себя владелец? Получит ли пользу? И пусть не обязательно это будет блокнот… А василиск, тысячу лет сидящий взаперти! О чём он мечтает, как встретит первого посетителя? Может быть, вовсе не будет его убивать, а обрадуется живой душе? И так далее.
Прочтя книгу, которая понравилась, начинаешь задумываться: а что, если бы… А что будет потом… А как разовьётся вот этот крошечный эпизод… Если книга не понравилась, непременно подумаешь, как бы сам развил её тему. Это не плагиат – избавь Бог! Как искры от костра могут разжечь новое пламя, так же полученные впечатления становятся основой новых произведений. Это было всегда. Сколько авторов пропело свой вариант «Песни о Нибелунгах»! А «Ромео и Джульетта» - это переработанная средневековая новелла, гораздо более жестокая, чем трагедия Шекспира. Трагедию знают все, а новеллу благополучно забыли.
Сюжетов вокруг нас гораздо больше, чем мы в состоянии написать. Я взял себе за правило самые интересные кратко записывать, чтобы потом, при наличии времени, разработать. Материала хватит уже на всю жизнь.
8. Что порекомендуете читать писателям для развития творческого мышления?
Пожалуй, посоветую читать просто как можно больше. И как можно разнообразней. Писатель должен быть знаком и с современной литературой, и – обязательно – с классикой. Вот у кого поучиться стилю! То, что кажется чтением скучным, иной раз пользы приносит гораздо больше. Хотя бы ради ознакомления советую заглянуть в древнюю литературу – в эпос, античных и средневековых авторов, священные писания разных религий.
Если то, что прочёл, понравилось – это научит, как надо писать. А если не понравилось – поймёшь, как писать не следует. И ещё вопрос, что полезней.
9. Ваше мнение о современной литературе в России?
Мне трудно судить о современной литературе в России в целом, я не большой её знаток.
Что касается фэнтези и фантастики, то перестройка принесла им огромную пользу. Российское фэнтези, собственно, тогда только и появилось. Отмена жестоких рамок советской критики освободила колоссальный авторский потенциал, и, что самое главное, он в основной своей массе пошёл не по проторённому западному пути, а создал свой собственный, своеобразный и более интересный.
Огромный пласт современной российской литературы составляет интернетовский «самиздат» - явление неоднозначное и весьма интересное. Безусловно, на фоне свободы публикаций в этой среде хватает откровенного «мусора», но гораздо больше работ по-настоящему талантливых. Здесь, среди авторов «не маститых», особенно виден огромный потенциал нашей литературы.
На мой взгляд, современной российской литературе иной раз вредит коммерциализация, в угоду которой талантливые авторы начинают заниматься «штамповкой», теряя в итоге самих себя.
10. Ваши пожелания авторам “Футарка”.
Всем авторам хочу пожелать творческих успехов, интересных сюжетов и прекрасного стиля, ответственного отношения к своим публикациям и адекватных рецензентов!