Закон противодействия

Елена Конюшкова
На фото: монумент на площади Бастилии в Париже на месте разрушенной тюрьмы

Земные цивилизации, как известно, существуют многие тысячелетия. Одни рушатся и погибают, другие создаются и развиваются. Они все разные и по языку, и по укладу жизни, и по уровню развития науки и техники. Но всегда, как я полагаю, был насущным один вопрос – о свободе и рабстве индивидуума.

Правители, склонные к демократии, встречаются не так уж часто. Чем дольше человек у власти, тем больше хочется ему ее удержать. Это понятно, добравшись до верхушки, потерять затем президентскую должность большинством воспринимается как неудача, унижение, потеря значимости. Только некоторые способны относиться к этому с видимым спокойствием и продолжать жизнь, посвятив ее другим делам. Эти люди вызывают, в частности, у меня глубокое уважение.

Но чем дольше человек удерживает власть, тем больше, как правило, у него проблем с обществом, бунтующим от такой узурпации власти. И начинаются репрессии, стремление любой ценой подавить любую оппозицию, превратить общество в послушное стадо. Ведь так гораздо комфортнее править и легче удержать власть.

Все это повторяется многие века. Даже царская власть, так сказать, от Бога не освобождает правителей от периодических бунтов, порой сметающих всё, в том числе, эту власть. Потом начинается новый цикл. И так всю историю.

Известно, что человека делают две вещи: унаследованный генотип и воспитание, в том числе, образование. Ну, на самом деле, пожалуй, три – еще несомненное значение имеет его собственный организм: как он выглядит, насколько он здоров, какие в нем желания, как он себя чувствует, как мыслит. Но в данном контексте последнее не столь важно.

Всю историю большинство людей загоняют в рабскую жизнь той или иной степени тяжести, заставляя жить там поколениями. Казалось бы, генотип, вбирая эти установки из реальной жизни, давно должен был принять это рабское состояние как норму. И люди, согласно генотипу и воспитанию от таких же рабских родителей, должны проживать свою рабскую жизнь, даже не пытаясь бунтовать. Ведь относительно свободных правителей единицы, а народных масс – миллиарды. Свободные единицы просто теряются в массе прочих. Вроде все сходится: человечество должно стать рабским стадом.

Но на практике не срабатывает! Века идут, а человечество все так же бунтует и порою побеждает. В чем закавыка? Рабский генотип, рабская жизнь, рабское воспитание … А дети у рабских родителей вдруг рождаются свободными! И посылают на хрен такую жизнь, рано или поздно делают очередную революцию и, тем самым, начинают новый цикл, который когда-нибудь придет к тому же.

Как это объяснить? Значит реальное восприятие, складывающееся в картину жизни, порою бывает важнее всех установок заданных как генами, так и воспитанием. Но в реальности в обществах, тяготеющих к тоталитаризму, обычно правит пропаганда и странные, подавляющие естественную жизнедеятельность, порядки. Однако это не работает столь глобально, как ожидалось властью. А нередко работает наоборот.

Я считаю, что дело в наличии реальной свободы воли. Свобода воли, как показал еще гениальный немецкий философ позапрошлого века Эдвард Гартман, есть сама по себе оппозиция установленному порядку. Всё в индивидууме говорит: делай как все, так выгоднее, это веками проверенный уклад. Не высовывайся, будет хуже. А субъект вдруг заявляет: а катились бы вы все на хрен вместе со своей выгодой! Посмотрел я на вашу жизнь, хватит с меня!  Я не хочу так жить! Это моя жизнь, и мне решать, как ее прожить.

И чем больше давление среды, тем больше порыв к свободе. Чем ужаснее бытие, тем более закономерно противодействие. Не у всех и не в каждый момент.  Судя по всему, происходит какое-то накопление впечатлений, которое достигает критической точки и фонтанирует бунтом. Причем далеко не всегда эти личные бунты заметны посторонним и приводят к какой-то общей организации и реорганизации. Но в конце концов, это происходит. И гены, и воспитание вбивают модель поведения, но все это перестает иметь значение, когда дошло до критической точки.

Если бы в человеке не возникало в какой-то момент этого ощущения и этой мысли, что он свободен, что он хозяин своей жизни, этого парадоксального чувства свободы, то общество давно бы и непоправимо стало рабским стадом. Но по самой природе, а точнее сказать, согласно тем технологиям, которые и образуют самого мыслящего человека на базе его организма, это чувство становится закономерным для человеческого существа.

И потому, сколько ни бились бы поработители всех времен и народов, человечество никогда не превратится в целом в обществе рабов. Это бывает лишь местами и периодами. А конец всегда один – освобождение. Этот вывод радует.

Проблема заложена в самой технологии образования человека, как я уже сказала. Свобода воли появляется как программа противодействия тем бессознательным программам, которые и регулируют работу нашего организма и отчасти поведения незаметно для нас. Фокус в том, что появление новых программ, в том числе, программы противодействия, заложено на уровне технологий изначально. Это не специально, это лишь для того, чтобы человек мог приспосабливаться к разнообразным условиям существования и выживать в них. Но побочным эффектом оказалась свобода воли, не позволяющая человечеству скатиться к скотскому состоянию навсегда.

Подробнее говорить про эти технологии говорить здесь не хочу, у меня масса других статей об этом на этой странице, желающие могут вникнуть глубже. Здесь же я хотела сказать лишь об этом неожиданном для меня самой выводе о непобедимости стремления к свободе, опирающемся на природу человека.

Вот такой парадокс в истории цивилизации неожиданно оказался закономерным. А иначе невозможно объяснить, почему вектор движения к рабству регулярно разрушается. И получается, будет разрушаться всегда. С чем я всех и поздравляю. «Темницы рухнут, и свобода вас встретит радостно у входа …» - как сказал великий поэт. Ну, может не вас, но встретит кого-нибудь. Все равно приятно.