А Сапиенс ли Хомо?

Александр Таубин
За долгую жизнь я неоднократно убеждался, что по отдельности каждый из нас, прямоходящих, может неплохо рассуждать. Некоторые достаточно глубоко и логично. Но, когда сбиваемся в толпу, то действуют иные законы и раздражители.
Толпа, коллектив, народ, страна – самостоятельная общность с сильнейшим воздействием на составные элементы. Эта общность вырабатывает общие правила, и идеологию поведения для членов и всегда осуждает отступления от установленных правил.
    Нельзя считать, что эта общность обязательно носитель высокой морали. Например, монгольская общность времен Чингисхана прошлась по миру грабя и убивая почти всех подряд, и это вполне укладывалось в мораль любого из членов этого варварского сообщества. Зато свод законов «Яса» этого же правителя обязывал бережно относиться к соплеменникам и к вдовам погибших войнов. По справедливости делилась и награбленная добыча. Аналогично можно судить о немецком народе времен 3 рейха. Мораль сугубо односторонняя, только к своим и нулевая к остальным унтерменшам. Такая извращенная мораль, но она принималась большинством. 
     Человек – существо общественное. Ему комфортнее и безопаснее плыть в общей струе, стараясь не задумываться, куда плывёт. Это общее положение. Поэтому рядовых солдат вермахта трудно осуждать. Их призвали. Такой ход действий cоответствовал меинстриму всего общества. За отказ, между прочим, лишали прав и даже расстреливали. Тоталитарная пропаганда не смолкала. Если все время говорить, что черное это белое и наоборот, голове это придется принять. С волками жить – по-волчьи выть. По-другому не получается. На недалёких в большинстве своём и  простодушных немок пропаганда действовала особенно действенно. Им за легковерность пришлось жестоко поплатиться при разгроме рейха, когда всё вокруг них внезапно провалилось в тартарары. От нацизма Германию лечили бомбами, и в немецкие дома вошли чужие солдаты. Вот и доплыли по течению.
      Далее следует разделять мировосприятие мужчин и женщин. Мы очень разные из-за разных социальных ролей, истории, генетики и часто полностью противоположны друг другу. Мужчинам женщин в значительной степени не понять, равно как и женщинам мужчин.
 С древнейших времён женщины сидели в пещерах, землянках, избах, домах и были заняты выращиванием детей. Это была их главная забота. Поэтому выбор подходящего мужчины, благополучие детей и собственное благополучие на первом плане в их восприятии жизни. Остальное для них второ- или третьестепенно. Мораль, кстати, тоже. Женщины сотканы из эмоций. Они им часто затмевают тот разум, который у них имеется. Особенно по молодости. Достаточно падки на любых негодяев, лишь бы тот занимал высокое положение. И пропаганда на них действует особенно эффективно. Внушаемы в высочайшей степени. Причем любой ерундой внушаются с готовностью. Запреты тоже эффективно действуют. Друг дружку не любят. Особенно, когда есть элемент соперничества за нужного, по их мнению, мужчину. Есть и выдающиеся способности у прекрасного пола. Любые мелочи ухватывают в единстве. В этом они сильны, и мужчинам с ними в этом соревноваться невозможно. Интуиция развита, но часто их же и подводит. Центр злости у них в головёнке неслабый. Весьма коварны, когда очень разозлятся. Не все, но многие.  Пусть меня поколотят, но это так.  Делаю оговорку. Исключения есть. И приятные исключения. Они вызывают неподдельное чувство изумления. Трудно даже поверить в реальность. Но, однако, убеждаешься, что не сон.
     Для мужчин с каменного век и и по сей день основные мотивы – это позиционирование в обществе, борьба за привлекательных женщин, защита своего сообщества. Так как обычно конкуренция за место и за этих самых женщин почти всегда высокая, мужчинам приходится брать на себя лидирующие роли и проявлять большую активность. Аморальные общества типа разных каннибалистских долго не живут. Разваливаются, либо остаются в жалких дикарских обликах. Для развития сообществ нужна хоть какая-то мораль и порядок. Если каждый будет тянуть одеяло только на себя, проку не получится. Отсюда нужны признаваемые всеми правила поведения, и исторически родилась мораль и кодексы честного поведения, придуманные мужчинами. Внушаемы они в меньшей степени, чем женщины. Запреты тоже действуют, но в меньшей степени. Насколько мы законопослушны видно на любой улице невооруженным глазом. Эти свойства тоже идут от животного мира. Когда старый вождь ослабевал, молодые не особо тянули с его отстранением. То есть достаточно часто осуществлялись небольшие революции в некотором смысле. По части пропаганды более критичны, чем их подруги. Более способны к аналитическому рассмотрению событий и поступков. Тоже далеко не ангелы. Часто можно ждать от них подлых поступков в соперничестве за посты или за женщин.
     Страх, самая сильная эмоция и она, конечно, присутствует и у сильной половины. Но жизнь заставляет его преодолевать. Он часто преодолевается, но боязнь общественного осуждения – это страх непреодолеваемый. Этим умеют хорошо пользоваться властьимущие. Вот такая характеристика. Пусть опять меня поколотят и те и другие, но это так.
     Таким образом, всякие общества – это котлы, в которых кипит человеческий материал и в которых личные предпочтения и желания обычно подавляются диктатом коллектива. И разум часто отъезжает так далеко, что его и не разглядеть.
     Теперь посмотрим, что натворили все вместе. А натворили немало.
Сожгли то, что копилось сотни миллионов лет за 2 столетия. Как всем хочется покататься на авто! Вот вам и результат.
      Слой воздуха – то тонюсенький. На 2 км заберешься уже дышать тяжело и давление резко сниженное. Гипертоникам нельзя. Удар обеспечен. На 5 км только особо тренированные. Выше нужен кислородный аппарат.
     И в это слой бездумно закачали миллиарды тонн парниковых, как говорят, газов. А теперь не знают, что делать. Они оттуда не уходят. А кто из вас с уверенностью скажет, что процесс потепления обратим. Это не знает никто.
     Все мировые религии поощряют неограниченное размножение. А куда дальше-то? Итак, почти 8 миллиардов. Я каждую неделю несу на мусорку увесистый пакет. А сколько воды, электричества уходит на каждое рыло? И таких рыл семь с гаком миллиардов.
      А съедаю я, как и каждый из нас тоже немало. То есть ресурсов тратится немеряно. Планета когда-то казалось гигантской. А как разобрались, она оказалась очень даже маленькой.  Почти крохотной на такую ораву.
      Теперь не знают, что будет. Потепление идет. А остановится ли? Может, необратимое. Среди климатологов разноголосица не слабее, чем у докторов по части ковида, прививок, вакцин и последствий этих прививок. Может, хвосты у всех повырастают через год? Это не страшно. Тогда тот, кто без хвоста, будет считаться уродом.
      К чему я клоню. Планету дружными усилиями разумники загадили. Океаны тоже. Животный мир сократили жутким образом. Несчастные животные! А на них ещё и охотятся. И депутаты в в этом деле первых рядах.
      Кто сказал, что Хомо является Сапиенсом? А... - это сам Хомо сказал. Тогда всё понятно!