Табуретки

Сергей Никоненко
   
    Осенью 1992 года на  нашу улицу  Крупской  из самых благоприятных для Казахстана – южных мест, из- под Алма-Аты  приобретя большой двухэтажный дом, переехала семья пенсионеров, дяди Гриши и тети Фроси. Соседи были дружелюбные и общительные. Со двора постоянно неслись песни на украинском или русском языках, исполняемые вживую дядей Гришей, без музыкального сопровождения и исключительно с таким сопровождением  под баян по субботам и воскресеньям. Дни, когда соседи топили баню и принимали многочисленных родственников. Веселый нрав дяди Гриши и сдержанная, приветливая вежливость тети Фроси, пришлась  нам, их соседям по душе и мы быстро сдружились.  Дядь Гриша не переставал удивлять нас своими баснями – прибаутками на всякий случай жизни . Он так умело вставлял их в любой разговор , по любому поводу , что они вливались в речь словно ручейки в полноводную реку. Как это ему удавалось  до сих пор остается загадкой.
       В эту субботу к нам неожиданно нагрянули гости и у нас – молодой семье, не хватило стульев. Недолго думая, я поспешил за помощью к дяди Гриши и тети Фроси. Открыв калитку дубовых массивных ворот, я смело вошел во двор и услышал зычный голос тети Фроси.
- Гриша, Гриша! Кричала она, стоя в углу двора, - ты, смотрел чепчик, он полный?
 Тетя Фрося подпирала себя с боков обеими руками, всматриваясь себе под ноги. Увидев меня она вопросительно вскинула голову .
- Тебе чего Сережа?
-Теть Фрось, у нас гости, вы табуретки нам не одолжите?  И что за чепчик у вас полон?
-  Да я с магазина пришла, пошла  курам дать, смотрю чепчик полный по- моему.
 - Теть Фрось, а что у вас за «чепчик» и почему он полный?»
«Чепчик»? А черт его знает! А как он называется? Ну, куда вода из дома сливается?
- Вы имеете ввиду септик, догадался я
- Ну «септик», так «септик», безразлично ответила тетя Фрося. Вытерев уголком платка губы, она продолжила,
- Ты  по табуреткам к деду моему зайди, он, наверное, внизу сидит,   или   «телевизир» смотрит наверху, да скажи что септик полный, пусть идет, смотрит. Тетя  Фрося развернулась и бесстрастно отправилась к курам.  Проводив ее взглядом и почесывая затылок, озадаченный набором не понятно, откуда взявшихся в услышанной речи слов, я отправился к дому. Открыв дверь холодного коридора, соединяющего два этажа дома, я крикнул,
- Дядь Гри- ша!
   Никто мне не ответил, и мне пришлось еще несколько раз повторить попытку докричаться до дяди Гриши. Наконец я услышал какое – то шевеление, доносившееся с первого этажа дома. Набравшись терпения, стал ждать. Через минуту  , другую, тяжелая утепленная   дверь открылась, и внизу я увидел смуглое и веселое лицо дядь Гриши .
- Тебе чего, Сергей?
 - Здравствуйте, дядь Гриша, тетя Фрося просила передать, чтобы вы посмотрели септик, он, наверное, у вас полный.
- А ты здесь причем, ты септики теперь чистишь что – ли? Смеющиеся лицо деда Гриши сменилось озабоченностью.
- Да, нет, дядь Гриша я пришел за табуретками. Вы нам табуретки  сегодня не одолжите?
Лицо дядь Гриши озадачилось, так сильно, что я даже начинал жалеть, что вообще пришел у них что- либо просить. Опершись о распахнутую дверь и прищурив один глаз, как опытный стрелок за бойницей крепости,  он спросил.
-Какие это еще  таблетки? Голос его звучал снизу как то приглушенно и расплывчато.
  Введенный дедом Гришей в полное замешательство, я наскоро анализировал ситуацию. 
-Наверное, давать не хотят! У стариков  часто так, не хочется ничего отдавать с дома. Бояться чего - то что – ли? Ну, отступать все равно было неохота и я, собрав волю в кулак спросил:
- А на чем это вы сидите?!
Сосед опять недоуменно посмотрел на меня и почти раздраженно возразил,
- Что мы на них сидеть будем, нам это не нужно. Мы еще с моей бабкой и без них можем обойтись !
- Как без них?! Я развел в недоверии руками. А как вы едите?
- Как все, обычно!
В душу начинало закрадываться сомнения:
-Может я чего – то не понимаю, может быть, дядь Гриша в очередной раз балагурит, а я никак не могу понять его шутку?  В чем здесь прикол? Стучало у меня в голове. В слух я произнес:
-Дед Гриша, так что не одолжите, что – ли?
- Так были бы у нас, почему не дать, а так не сидим  мы на них и все тут.
   Мой взгляд соскользнул ниже  силуэта деда Гриши, попал на кухонный стол и замер в изумлении. У стола стояли, по крайней мере, три добротных, скроенных видимо старым столяром, табуретки. Они словно говорили: - «Вот они мы, а попробуй, возьми!»
   Мне стало как – то обидно, я никак не ожидал такой жадности. На глазах разрушался, так удачно закрепившийся образ  отзывчивых соседей – пенсионеров. У которых постоянно собирались большие компании родственников. С которыми всегда было приятно перекинуться парой слов на улице и которым всегда хотелось помочь бескорыстно. Мозг  как – то лихорадочно стал забрасывать импульсами:
- Да плюнь ты на них. У других возьмешь . Пусть подавятся своими табуретками , что на них свет клином сошелся ? Я уже собрался развернуться и выбежать с этого коридора, с жадным дядь Гришей, ухмыляющимися во все ножки табуретками, как неожиданно услышал за спиной голос теть Фроси,
-Ну что Сережа, взял? Ее голос звучал как некая издевка и в моей голове быстро перефразировался в простонародное: - Ну что голубчик, выкусил?
Я уже было открыл рот, как тетя Фрося произнесла,
- Гриша, ты ему табуретки дал?
- Что, дал? Теперь уже с раздражением спросил дядь Гриша.
- Табуретки, переспросила тетя Фрося.
Тронув правое ухо, дядя Гриша ответил:
- Да какие?  Он говорит мы на них сидим.  Откуда я знаю, на чем ты сидишь, я вообще в них не разбираюсь!
- Гриша, а что в них разбираться, дай и все! Тетя Фрося стала спускаться вниз к мужу. Поравнявшись с ним, она оглянулась и, обращаясь ко мне спросила,
- Сережа вам, сколько табуреток нужно?
- Табуреток??? с изумлением переспросил меня дядя Гриша.
В меня тихим сомнением стало закрадываться догадка.
-А, а …, Сергей что ты сразу не сказал, развел руками сосед,  и обращаясь к жене, добавил, а он мне твердит таб-лет – ки!  Сидим мы на них, говорит, а мы же на них не сидим, Фрося? Тетя Фрося покачала головой и произнесла,
- Сережа иди, бери табуретки, глухой мой дед, не дослышит, громче ему говорить надо.
- Все я слышу, нормально, что выдумываешь?
 - Слышишь, слышишь, не держи парня, пусть берет.
Только теперь я осознал свою ошибку, и такой смех меня разобрал, что он заразил и дядю Гришу и тетю Фросю, растапливая все напряжение, и недовольство друг – другом. Вместо того что бы быстро взять табуретки и вернуться к гостям, мы сели пить чай и еще некоторое время  подтрунивали над ситуацией.
         Зато на душе стало легко, свободно и радостно от того, что я незаслуженно не обидел пожилых людей, ни ткнул дядю Гришу недостатком  плохого слуха, а напротив, насладился общением с веселой четой пенсионеров.