Отражение. Из работы Милетские постулаты, 1994

Анатолий Марасов
Пасмурным зимним днем перед оттепелью не передать тот шум ветра над заснеженной деревней (шум — хмурый? темный?), когда казалось, весь свет-то исходил от мягкой белизны улиц (темной белизны): но в снежном убегающем пространстве читалось все родное и понятное; белый снег изначально расшифровывался как непротиворечие.   
.. .отражение света водной гладью это достраивание пространства, его увеличение, это ответ спровоцированный, но и неожиданный (для нас). Это иллюзия увеличения. Имеет ли для природы значение сам факт отражения света (звука...) кроме как энергетического (защитного)?
Имеет значение принцип отражения, имеет значение уже для нас, для понимания собственного сознания. Как аккумулируется «свет» внешний в нашем внутреннем мире и составляет память, составляет уже наше человеческое, и прежде всего — глубину осознания, то есть, колоссальную вариабельность возможных действий (бесконечную)? Непосредственное поведение (просто отражение?) также прекрасно своей сжатой непонятностью; но и оно заключает в себе свободу выбора — уже заключает: проблема-то свободы всегда в ее осуществлении...
Отражение возвышает — в физическом и «человеческом» смысле слова; в природе оно «поднимает» взгляд, оно не только «увеличивает» видимое пространство, но и теснит его, уплотняет; среди людей отражение есть и созерцание, и сопереживание; отражение поэтично по своей природе — «дает» оценку как бы со стороны, или — принимает ее (!?), но в любом случае отражение это нечто целостное — уже иное по энергии и информации, но цельное...
Как все?
При отражении «должен» присутствовать какой-то феномен или эффект — чисто физический (!). При «столкновении» каких-то сред или их мгновенном увеличении (?) и «должен» рождаться момент «осознания», «сознания». Наша личность, индивидуальность, неповторимость, наша внутренняя Вселенная — запечатлена в мгновенных (микромгновенных) раздирающих пространство состояниях. Наш внутренний мир, так прекрасно и трагично отражающий мир внешний, есть та же иллюзия многократно «переработанного» пространства, есть «побочная» энергия чисто материальных сил и структур... Наше неуловимое Я — нечто целостное (!) по сравнению с нашим таким же целостным внутренним миром, наше Я оценивает   наш   (!) внутренний мир, и внешний (?).
Водное отражение — пусть и элементарное и начисто лишено каких-то иных значимых объяснений, но напоминает нам о «запутавшемся», «заблудившемся» пространстве внутри нашего сознания, напоминает о великом пути, по которому прошел, идет и будет идти загадочный и простой, бесконечный даже в любой пространственной точке материальный мир.

     Поверхность воды

Это лицо мира.
В спокойное время в сумерки или ночью поверхность воды словно срезала взвешенный объем, отбрасывала вверх,
и весь объем пространства словно тек от светлой воды, от той поверхности, которая сама и не видна была — лишь отражение... Водная поверхность светлила окружающую свободу, и казалось, что твое понимание, твоя иллюзия всеприсутствия покоились на ином духовном богатстве, к которому ты мог лишь идти, чувствуя непротиворечивое и молчаливое подтверждение самых лучших своих догадок.
Водная поверхность не просто отражала состояние природы, но усиливала его, «добавляя» те черты (признаки), которые подразумевались в окружающем, хотя прямо и отсутствовали. А мы и вовсе наделяли (чувствовали) простое явление природы чем-то до конца неосознаваемым. Водная поверхность не была обыкновенной границей, но средоточием лучей, какой-то защитой... Она сокращала расстояние для взгляда, она «перебрасывала» звуки издалека.
Может быть, любая поверхность, тем более включающая воду (например, биологические мембраны), являла собой такую реальность, где возникали новые качества, совсем не вытекающие из ее составляющих.
Я вспомнил, что в спокойное время суток, когда устанавливается хрупкая прохлада, в воздухе рождается какая-то мгновенность, звонкость, — не вода ли тому причиной? Это ведь ее невидимые, но конечно же хрустальные, кристаллики соединяли дали, и звуки дали были с нами, были рядом.
А водная гладь мягка и отзывалась на малейшие изменения воздушного давления. В ее мягкости, преображаясь, тонул свет и, отражаясь, разом уходил в неопределенную высь.
...мы привыкли настолько ко всему человеческому, что давно не замечаем странности при взгляде на свое отражение в зеркале. Вы ведь всегда видите себя самого, свое лицо, свои глаза с какой-то долей отчуждения: вы узнаете каждое свое пятнышко, каждое свое движение, — и все же зеркальное отражение чем-то остается чужим, замкнутым на себя...
Странность, конечно, была не в зеркальном слое: в нем пряталась лишь технология момента; странность скрывалась в начальном и конечном результате явления... Как это — оценивать себя со стороны? В «зеркальные» мгновения ты живешь неестественными фантазиями — видишь свои же черты так свойственные другим людям, и то, что хотел бы видеть в себе самом. Ты обманываешься, ты необъективен (!).
Нас всегда поражала не сама поверхность воды, но «родственное» — отражение, поражало связанное с ним богатство.
Наше сознание так и нацелено на ответ — пусть ответ-намек, пусть ответ-проблеск, и уже достраиваем мы самые фантастические построения. Но, может быть, они и не фантастические?

     Формы

Отражение поверхности Земли уже сейчас оформлено: многообразие организмов (даже трудноподсчитываемое) «укладывается», в сущности, в немногие модели.  Внешний вид вкупе с «блоками внутреннего строения» случайны ли у живых организмов? Нет, как не случайны и земные ландшафты. Но под закономерное объяснение мы должны подвести не наукообразные пассажи, а строгое соподчинение фактов.
Мы должны «проследить» общую стратегию — симметрию целостных объектов (которые могут быть только в развитии), и тактику, когда в каждом конкретном случае заданная симметрия структуры не достигается даже в идеальном случае. Живые организмы в своей выпрямленности собственного (да и исторического) Развития пронизаны прямыми и обратными связями. Современная наука пока описывает лишь считанные проценты событий (связей).
Да, вода как универсальный растворитель и как уникальный «носитель» во многом определила свойства и признаки форм: не потому ли морозные узоры на оконных стеклах есть не что иное как фантастика знакомая? так или иначе повторяющаяся во внешнем виде растений?
Все земное знакомо, даже если оно и видится впервые, знакомо каким-то архетипом строения, каким-то трудным и неопределенным движением Начала и изящной, совершен-ной зрелостью... Формы эти чужды какой-либо нравственности, но и пронзают все твои объяснения. Синоним «нравственности» в живой природе — целостность? Или странная параллель?
Формы поражают целесообразностью строения, приспособленностью, и вместе с этим странной замкнутостью на какие-то повторы: эти прокрустовы ложа Развития кто подсчитал? и, тем более, привел в систему?
Целостные (развивающиеся) объекты, находясь в определенных связях с внешним, естественно, при одинаковых физических и иных давлениях внешнего, вырабатывают сходные противовесы; это напряжение взаимосвязи существенно  корректирует исходное предковое направление, да оно и иной природы.
Формы подтверждают, усиливают наши представления о красоте без слов, ещё без слов, но основная  информация проходит: ответы давно даны, да слова не звучат.
И все — именно Отражение, отражение того потока света, так задерживающегося на Земле. Мгновения заперты в нашем сознании, в окружающей жизни — чужие мгновения. Они удержаны нашим «напором», «жизненной силой» (как бы ни называли  эту энергию), и уже время словно идет от нас...
И разливается энергия в готовые чаши — размеры и формы которых определены на Земле, и пытаемся мы связать цепочки превращений в единое непротиворечивое целое. Удастся ли?