4. Основы информационного мира

Фокас Владимир
ДОМ ОКНАМИ В НЕБО…

ГЛАВА  ЧЕТВЕРТАЯ.  ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО УЧЕНИЯ.

Понятие «информация» вошло в наш обиход сравнительно недавно. На начальном этапе она означала «сведения об окружающем мире, о происходящих в нем процессах и явлениях, воспринимаемые живыми организмами и техническими устройствами».

Одно это короткое определение сразу же концентрирует наше внимание на основных его составляющих: СВЕДЕНИЯХ, ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВАХ. Относительно ясно лишь последнее. Оказывается, сведения это:
 
1) Известия, сообщения о чем-либо.
2) Факты, данные, характеризующие кого-либо или что-либо.
3) Познания в какой-либо области, осведомленность в чем либо.
4) Отчет с цифровыми данными.

Теперь о живых организмах. Сразу же - а что, есть организмы неживые?  И что такое ЖИВОЕ? Обладающее качеством жизни? Тогда что такое сама жизнь? Уже одно это позволяет понять, что мы имеем дело с явно НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ПОНЯТИЕМ, некой «матрешкой» с вложенными друг в друга смыслами. Феномены подобного рода, едва только появившись на свет, немедленно вступают в процесс «саморазвертывания», быстро втягивая в сферу своего притяжения все новые и новые составляющие.

Именно  это и произошло с  информацией. И не только в сфере « живого», но и «неживого», т.е. технических устройств. С философской точки зрения это означало безусловную принадлежность нового понятия к гносеологии, науке о познании мира, и онтологии - учении о сущем. Отсюда возникает вопрос: А как мы вообще постигаем мир?

Для этого надо понять следующее. В информационной концепции сознания принято считать, что живые организмы как часть окружающей природы подчиняются законам, в том числе законам энтропии (рассеивания). В отличие от неживой материи, живые организмы стремятся к равновесию во внутренней среде. Их функциональные системы направлены на удовлетворения потребностей, а информационные отношения являются системными и организованными. Таким образом, психика как информационная система является иерархически организованной.

В информационной концепции сознания понятия «мозг» и «сознание» практически неразличимы. Утверждается, что при всех превращениях, воспринимаемых мозгом образов, действительных предметов в них сохраняются эквиваленты данных образов: превращается образ в электрическую волну, в нервный импульс, в химические и физические реакции в клетках мозга. Эквивалентность при этом сохраняется.

Таким образом, в мозгу находится эквивалент. Сторонники материалистической информационной концепции сознания считают, что «эквивалент» и образ в контексте не различимы, являются синонимами. Нервный ток, химическая реакция, механические колебания никакого натурального образа не несут, но они сохраняют эквивалентность образа, которая при воспоминании, в результате обратных превращений воспроизводит слова и это касается всех видов восприятий.

То есть имеет место превращение энергии предмета в эквивалент образа предмета, в результате возврата воспоминания снова превращается в образ и, таким образом, утверждается существование всеобщего закона прямой и обратной связи сознания и энергии в мозге человека.

Информация обладает определенными свойствами. К основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность, полноту, актуальность, понятность и доступность.

Человек постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства, выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных знаний у разных людей.

Сформированные знания человек использует в своей деятельности. В то же время деятельность человека способствует постоянному пополнению его знаний об окружающем мире. Потому столь актуальны вопросы о появлении, развитии, среде распространения, механизмах восприятия и декодирования информации. В определенной степени – и о ее «свободе воли и свободе выбора». Ибо базовые понятия Материя- Энергия-Информация, позволявшие ранее описывать любой объект окружающего мира, перестали нас устраивать.
 
Следующий шаг в понимании информации требует значительного усилия со стороны разума, ибо в определенном смысле переносит нас в иное измерение, но уже не материальное, а над- материальное, имеющее отношение к живому. Вот как пишет об этом известный исследователь В.Н. Журавлев:

«За  пределами элементарных частиц (нейтронов, позитронов и других составляющих) материального мира не существует. Остаётся лишь их волновая составляющая, так  как вся Вселенная состоит из некой субстанции, которую нельзя назвать  материальной». 

ХОРОШО, ЕСЛИ НЕ «МАТЕРИАЛЬНОЙ», ТО КАКОЙ? «НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ? ДУХОВНОЙ? ПСИХИЧЕСКОЙ?

Что же представляет собой этот новый (или старый, как сам мир) загадочный и странный Феномен, органично сочетающий в себе «материальное» и «нематериальное», физическое и психическое, земное и космическое? Как понимать его основной постулат:

НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛЕН, САМА ЖЕ ИНФОРМАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНА.

Ответить на этот вопрос предстояло новому междисциплинарному направлению -  биоэнергоинформатике. Термин этот был введен  профессором МГТУ им. Н.Э. Баумана В.Н. Волченко в 1989 г., когда им и его единомышленниками была проведена первая Всесоюзная конференция по биоэнергоинформатике в Москве.

Еще одно понятие  — биоэнергоинформационный обмен — возникло на стыке биофизики, биоэнергетики и экологии в связи с последними достижениями в этих областях. Изучение его дало основание высказать предположение об информационном единстве Вселенной, о наличии в ней «Информации—Сознания», «Знания-Силы», а не только известных форм материи и энергии. Одним из элементов этой концепции выступает наличие во Вселенной некоторого общего замысла, или плана.

Эта гипотеза подтверждается современной астрофизикой, согласно которой фундаментальные свойства Вселенной, значения основных физических констант и даже формы физических закономерностей тесно связаны с фактором структурности Вселенной во всех ее масштабах и с возможностью жизни.

Иначе говоря, Вселенная такова, какой она должна быть для существования жизни и сознания в ней самой. Отсюда следует еще один элемент концепции — вселенную нужно рассматривать как живую систему. А в живых системах фактор сознания (информации) наряду с материей—энергией должен занимать весьма существенное место.

Похоже, что именно это новое направление познания мира позволило открыть эру МЕТАКОНТАКТА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, А ЗАОДНО И НООКОСМОЛОГИЮ, НООФИЗИКУ И НООФИЛОСОФИЮ.

***