Ну и пусть говорят!

Нина Сондыкова
Верку в поселке не любили. Вернее, не любили ее бабы, поскольку мужчины ее слишком любили. Это Верка давно знала.  Знала она лет с пятнадцати, какое впечатление производит на лиц мужского пола- от прыщавых мальчишек, до сорокалетних…Вроде бы-ничего особенного в ней не было, а мужики, увидев ее, теряли голову, и  распускали хвост. Верка была невысокая, плотненькая и «аппетитная», как говорил старик Петро.
-Эх, где мои семнадцать лет! Покувыркался бы я с Веркой у кажной копны! А сейчас только смотрю, да слюни глотаю…Замануха,а не девка!
Были в крови Верки и русские, и остятские черты. Баба Вера, это в ее честь назвали внучку, тоже не была скромницей. Замуж выходила пять раз. Последний раз она вышла замуж, официально, в загсе, в шестьдесят девять лет. Так что внучке , было на кого равняться. Парней, всегда  было множество. Были и хорошие, воспитанные, «ботаники», и приблатненые, и совершенно неуправляемые. Был у нее парень-со всех сторон положительный! Вежливый, спокойный. На свидания приносил цветы или конфеты. Он очень любил ее. Красиво признавался в любви, читал стихи.  Конфеты и стихи-хорошо, но  ей, дурочке, было с  ним  скучно.  Ну и, как говорят-«из кучи добра, выбрала самое что ни на есть..г-но!» С чем не поспоришь, так с тем, что был он красавец. Он знал свою неотразимость, и пользовался успехами у женского пола, вовсе не стесняясь этого. В первый же год, жизни с Анатолием, Верка  почувствовствовала   все прелести семейной жизни. Он мог пропадать на неделю, мог среди ночи приводить в дом компании, женщин. Потом стал избивать Верку. Она стойко держалась семь лет. Любила.
 От Анатолия, было двое детей-Матвей и Маша. И сын, и дочка, были похожи на отца. Но ему они были не нужны. Когда чаша терпения переполнилась, Верка просто забрала детей, и уехала, куда глаза глядят. Помотавшись по разным городам, она осела жить в небольшом селе.
Село как село. Ровные ряды домов. Палисадники с сиренями. Школа, в окружении удивительно белых берез. Церквушка на пригорке. Небольшое и чистое озеро, которое впадало в такую же чистую речку. Когда Верка впервые шла по селу, ей показалось, что она в сказку какую-то попала!
 Так хорошо и уютно здесь было. Подумалось-здесь я непременно буду счастлива!
От колхоза, выделили ей квартиру. Раньше она работала- контролером ОТК, продавцом, кассиром, телефонисткой. Но таких работ в колхозе не было. Работы она не боялась, и пошла в полеводческую бригаду…
 Мужики приметили смазливую девчонку. И скоро по селу поползли слухи.
Верка с тем- то была…, Там- то видели…Слухи росли. Где то-было, или не было, доказывать бесполезно. Бабы стали пристальнее следить за передвижениями своих мужей, и за действиями Верки. Ее это злило.
-Уцепились за штаны, и рады-радехоньки! Было бы за кого цепляться!
Кричала она очередной разгневанной жене. Хотя помнила, как больно и обидно было ей, когда Анатолий находил очередную» Кисулю», для любовных утех.
-Меня никто не жалел-почему я кого –то жалеть должна!
С утра и до вечера-работа в поле. Посадка овощей, прореживанье, прополка, уборка… В жаркую погоду, Верка раздевалась до нижнего белья, чем еще больше подогревала мужские инстинкты. Бабы ругали и стыдили ее, не раз она была бита. В ответ на упреки и ругань женщин, отвечала-
-А   у меня голова никогда не болит! Это у вас, всегда болит. Мне мужиков жалко. Люблю я их! 
Поддразнивала она ревнивиц, хоть и не сделала десятой части того, что ей приписывали.
Жила она в неплохом домишке. У хорошей хозяйки, и двор, как картинка. А у нее-все, как после бомбежки, разбросано, развалено. Забор скособочился.
-Ну не умею я этим заниматься!
 Никак не могла она привыкнуть к деревенской жизни, где все требовало усилий, труда.
 В деревне все действия направлены на выживание. Картошки, моркови, лука и еще много чего в огороде много сажают-чтобы с голоду не умереть. Дрова загодя заготовляют-чтоб не замерзнуть. Деревенские, это усвоили с пеленок. А откуда Верке это знать?  Двадцать лет прожила в городе! Вместе с ребятишками, расковыряет она маленькие грядочки, посадит что- то…Все зарастет травой, а ей и на работе эта прополка надоела! В огороде морковок десяток торчит, да грядка зеленого луку-того, что садить не надо-сам растет. Картошку –колхоз дает. Председатель ребятишек жалеет. Иногда доходило до смешного. Зимой, дров не хватило, так сняли с сарая часть досок. Надо бы скорее закрыть весной крышу, а она, и не вспоминает об этом...Как- то привела к себе на сарай Витьку Мокина, пьяного. Потом он мужикам рассказывал-
-Проснулся я, лежу, в чем мать родила, как аист на крыше, а вся деревня меня и Верку, видят. Тетка Матрена идет, корову гонит, да кричит мне-
-Надень штаны скорей! Сейчас твоя Шурка прибежит, колокольчиков то лишишься! А Верка как ни в чем не бывало, здоровается с ней. Ох, и девка!
Как не следили бабы за своими мужиками, многие там хоть единожды, да побывали. А что делать?  Любви всем хочется! И ей, Верке, тоже.
Серега приехал в поселок, когда новую ферму достраивали. Позарез нужен был сварщик.  Тут он и появился. Невысокий, рыжий, коренастый,  со спортивной синей сумкой, с надписью  «Спартак» , и в прожженных штанах.
Когда и где пересеклись Серегина и Веркина, дорожки, никто не приметил. Только через неделю, Серега с Матвеем уже ремонтировали сарай. Потом принялся за забор. Быстро привел в порядок Веркину усадьбу. Председатель Ефимыч, сварщиком Серегой, не нахвалится!
Вы поглядите! Молодец мужик! Все сделал, как надо. Верке дом в порядок привел -и сварщик настоящий, и хозяин хороший! Ничего  из рук не валится. Дощечка к дощечке, все прибрано. Стал Ефимыч Серегу уговаривать, в колхозе остаться. А тот и не возражает.
-Сам, говорит, думаю. Нравится мне здесь. Жениться на Вере хочу!
 И Верка присмирела, успокоилась. Не строит она глазки местным Казановам. Не дразнит нарочно баб. После работы, домой торопится. На мужиков-ноль внимания!
 В деревне, ничего не утаишь. Все про всех знают. А не знают, так сами придумают. Как бабы узнали про Серегу все, не понятно. Только узнали, что Серега, «сидел». Там и профессию сварщика получил. Деревенским это не в новинку. Сами, не без греха. Был бы мужик хороший. Есть у него где- то семья. Но не дождалась его жена. Замуж вышла. Сейчас Серега алименты платит на двух детей. Девочке-семь лет, мальчишке-три года.   Когда Сергей с Верой жить стали, забылись как- то ее выкрутасы. Скучнее стало в поселке-не о чем поговорить у колодца, некому, косточки перемыть.Зато, вздохнули спокойно женщины. Но для надежности, следили за своими благоверными, а заодно и-за Веркиной семьей. Но все-как будто тихо.  Никаких новостей.Сергея мужики уважают. Если помощь кому нужна, поможет. Сварщик отличный, и в технике разбирается. Только не хочет ничего слышать про прежние Веркины похождения, и поправляет каждого, кто назовет ее Веркой.
-Мою жену, Верой зовут! Можно-Верой Павловной.
  Хорошая семья получилась у Веры. Вместе с Сергеем домашние дела делают, все между собой ладно. Ни ссор, ни ругани. О прошлом не вспоминают.  Сергей сразу сказал-
Что было, то было. И я, не святой. И у меня прошлое есть. Вспоминать не будем. Но чтобы больше не смела! Детей не позорь.
Любит Сергей всей семьей, в лес, или на речку, выезжать. Матвей с Сергеем да Машей, рыбачат, а она сядет где ни будь в тенечке, отдыхает.
На душе спокойно. Смотрит Вера на озеро. Такое оно светлое и чистое…Кажется, что нет в нем ни грязи, ни ила. А войдешь в воду поглубже, со дна муть поднимется. Вот так и душа человеческая. Много скапливается в ней за жизнь, лучше уж не поднимать муть. Понимает она, что много всего делала она не так, и не то, пока молодая была. Ходила как-то в Великий пост в храм. Хотела исповедаться, да испугалась. Так и простояла у колонны. Стыдно и тяжело рассказывать Богу свои грехи. Боится Вера, что эти грехи потом грузом на детях будут. Надеется, что насмелится, когда ни будь, и исповедается.
     Любуется она своей семьей. Матвей-красавец-весь в отца! Только характер-не его. Характером и ловкостью-в Сергея.И в технике разбирается,и за сварку берется! А Машенька-тоненькая, хорошенькая, как Дюймовочка.  Даже мансийские глаза совсем не портят ее! Сергей- рыжий и неказистый... Со временем, появилось у него брюшко, и стали редкими его огненные волосы. Но и за десять красавцев не променяла бы она этого родного, надежного человека! Хоть и называют дети Сергея, дядей Сережей, а любят и уважают его, как отца. Матвей   рядом с Сергеем научился всему, что нужно мужику в деревне. Осенью-в армию проводят.
Только беда, она не по морю, она по миру ходит.
Пошла Машенька  с подругами на танцы в соседний поселок. Познакомились с ребятами. Те, провожать пошли. Девчонки, смеются, шутят. Только у парней на уме худое .  Приставать стали. На Машеньке всю одежду порвали, вся в синяках и ссадинах прибежала. Девчонки, тоже как-то вырвались. Стала Вера расспрашивать дочь-
-Что случилось?
А Машенька плачет, да твердит-
-Это все ты! Ты виновата! Все думают, что я, такая же! Мне так и говорили все! Я, хоть маленькая была, а все помню! Тетя Катя тогда говорила тоже, что «яблочко от яблони недалеко укатится»…
Ничего не сказал Сергей, а завел мотоцикл, и уехал. Когда он домой не вернулся, Вера забеспокоилась. Хотела в милицию звонить, а милиция-сама на пороге!
-Вы, Вера Павловна  Фролова? Знаком вам Сергей Николаевич Фролов?
Оказывается, поехал Сергей, поговорить по -мужски, с этими несостоявшимися «насильниками». Да переборщил. По словам милиции-нанес гражданину Егорову Павлу Васильевичу, тяжкие телесные повреждения.
Долго тянулось судебное разбирательство. Родители этого сопляка Пашки, столько грязи вылили на Машеньку, на Веру. Припомнили все сплетни. Нашли свидетелей, которые под присягой подтверждали то, чего никогда не было.
Вера и адвоката из города нанимала, и судебную экспертизу Машеньке делали. Председатель, характеристику отличную дал-ничего не помогло. Сыграла роль прошлая судимость.  Учитывая смягчающие обстоятельства, дали ему три года общего режима. Вся деревня насторожилась-как-то Верка себя поведет? Ну, как за старое примется! Ведь одна осталась… Снова строгий присмотр мужикам… Серега в тюрьме, Матвей, в армии, Машенька-в городе учится.Волюшка!
 А ей, не до этого. То- Посылки  Сергею посылает, ждет ,когда съездить на свидание  можно будет. То-съездила к нему  на свидание, узнала невеселую новость. Первая жена Сергея, больна. Онкология. Дети с отчимом живут. Плохо живут… Он, пьет.  Просил Сергей съездить, помочь чем-то его детям. Съездила. Познакомилась с дочкой Наташей, с Ванюшкой. Купила им зимнюю одежду, обувь. Отчиму, все равно, что с ребятишками будет. Выпросил у Веры три тысячи, якобы на долги, и больше не появился дома. Приехала обратно, а на душе покоя нет. Как они?  На зимние каникулы позвала.   Ванюшка, тот с радостью, а Наташа не хочет. Уже взрослая девочка, понимает все. Долго уговаривала Наташу. Вместе с ней, съездили к матери в больницу… Мать убедила дочку съездить к Вере. Только тогда согласилась девочка к ней   в гости поехать.
В апреле, мать у детей умерла. Перед смертью, позвонила она Вере, попросила, не бросать детей. Хочет она, чтобы с отцом они жили. Оформила Вера все документы, да и привезла ребятишек к себе.  Уж хуже, чем с пьяницей, Ленчиком, не будет.
Опять в поселке о Вере разговоры. Только чаще ей говорят-
-Молодец, Вера! Своих детей подняли с Сергеем, и этих поднимете!
Одно дело, бумаги оформить, Да одеть-обуть. Другое-когда знают, помнят они свою маму. Обстоятельств развода матери с отцом не знают, и, конечно же, обвиняют во всем Веру. Ох и намучилась она с Наташей! Пятнадцать лет. Вроде бы взрослая, а по сути-ребенок еще! Ваня же, быстро привык к Вере. Не хватало ему ласки. Вот и потянулся   к ней. Хвостиком ходит. Такой же забавный, рыженький и лопоухий. Весь в Сергея! Как такого, родного, не любить! С легким разочарованием следили в поселке за Верой.
-Надо же! Смотрите, ох, деловая стала, да гуляющую породу, не переделаешь! Все равно не вытерпит!
Говорили бабы, когда Сергея посадили.
Потом-
-Смотрите, Старается как! И адвоката дорогого наняла… Ай да Верка!
Или-
- Ох, повезло Сергею… не каждая баба так о мужике заботиться станет! Ишь, и посылки, и свидания… А не слишком богатая…
-Видно, любит мужика.
-Забыть не может.
 А она, и не забывала.
. Продала,  двух телок,чтобы деньги на адвоката были.  Снова наняла адвоката. Подали прошение о досрочном освобождении его. А тут, к девятому мая-амнистия! 
  Вот и собралась семья за столом.  Рядом Сергей, и кажется ей-счастливее этого дня, у нее еще в жизни не было!  Шумно и весело. Сидят ее дети-Матвей, Маша, Наташа и Ванюшка.
   Снова в каждом доме –разговоры о Вере Завидуют ей. По-доброму завидуют, и радуются ее счастью, и понимают, что выстрадала, выстроила она это счастье своими руками.  А про то, что было когда то…Ну и что, что было,пусть говорят...