Гауди. Знаменитый дворец Гуэля

Алина Алексеева-Маркезин
    
     Дворец Гуэля первый крупный прект Гауди, выполненный по заказу Эусеби Гуэля - одного из крупнейших промышленников Испании той поры,  писателя, политика, мецената и покровителя искусств. С самых первых дней знакомства между Гауди и Гуэлем возникли взаимопонимание и дружба, что привело к дальнейшему плодотворному сотрудничеству.
             В результате его появились такие шедевры, как Парк Гуэля, Винные погреба Гуэля, Павильоны усадьбы Гуэля, Крипта церкви Колонии Гуэля.

       Дворец Гуэля строился с 1885 по 1890 год. Снаружи здание выглядит довольно строго и почти не имеет декоративных элементов, а внутри, наоборот, удивляет своей пышностью. Центральную часть в планировке занимает вестибюль, который выполняет роль своеобразного внутреннего двора и служит источником света.

        Дворец Гуэля вобрал в себя черты нескольких стилистических направлений: неоготики с ее тонкими шпилями, узкими окнами и коническими обрамлениями проемов; Ренессанса с такой планировкой помещений, при которой центром композиции является внутренний двор; модерна с криволинейными очертаниями деталей, сочетанием «несочетающихся» линий и форм; эклектики, при которой в одном объекте объединяются разные стили.
   
  Вход в здание — одну из самых оригинальных построек Гауди — действительно великолепен: две цепные арки с решетками из кованого железа. Два портала высотой 4,9 м привлекают внимание своим декором, который включает изображения растений, животных и различные символы. Все это увенчано тимпанами, в которых расположены инициалы заказчика — Эусеби Гуэля.

     Над входом размещен двухметровый фонарь с изображением герба Каталонии. Фонарь выполнен из железа, тонированного желтым и красным цветом. Цилиндрический герб завершается шлемом, напоминающим терновый венец, и готовой к полету птицей.
      Птица похожа на орла — символ Каталонии — и намекает на политические взгляды Гуэля, являющегося сторонником независимости края.
 
    Здание построено из светло-серого известкового камня, добывавшегося во владениях Гуэля в районе Гарраф, в 30 километрах к югу от Барселоны. Фасад облицован плитами серого мрамора из того же карьера.

       Поднявшись по лестнице из вестибюля, посетители попадают в большой зал, который соединяется с двумя меньшими. Один из небольших залов ведет к главному холлу, откуда можно пройти во все остальные помещения дворца. Размеры главного холла весьма масштабны: высота внутреннего пространства достигает 17,5 метра, площадь пола равна 81 м . В нем находится часовня с органом и небольшая ризница. Стены капеллы украшены живописными картинами, изображающими Геракла в поисках сада Гесперид.

            Над холлом находится зал собраний с антресолями, несколькими галереями, поддерживаемыми специальными кронштейнами из камня и металла. Кронштейны служат основаниями параболических арок, образующих ниши, сквозь которые в помещение проходит свет. Арки являются основанием параболического купола, завершающегося конусообразным шпилем.

     Купол составлен из каменных шестиугольных плиток, по форме напоминающих пчелиные соты. На внешней стороне конуса располагаются люкарны, сквозь которые проходит дневной свет, и маленькие отверстия , которые пропускают солнечные лучики и днем создают впечатление ночного звездного неба. Оба элемента заимствованы Гауди из архитектуры Ренессанса.

     Орган был заказан для старшей дочери Гуэля. Его автором является Акелино Амесуа. Гауди расположил инструмент так, чтобы трубы, через которые выходит воздух, находились на два этажа выше. В результате орган получил уникальное звучание, а зал — прекрасную акустику поднимающейся к бельэтажу, а также въехать во двор на экипаже или в автомобиле.
 
      Гауди проявил свой совершенно уникальный подход к такой, казалось бы, второстепенной с точки зрения дизайна части здания, как крыша. На ней 20 дымоходов , украшенных разноцветной керамикой в стиле "тренкадис"!

 Дворец Гуэля был закончен в 1888, хотя кое-какие отделочные работы продолжались вплоть до 1890. В 1888 в Барселоне проходила Всемирная выставка, посетителями которой были весьма именитые персоны.

  Так и получилось, что гостями только что открывшегося Дворца Гуэля стали такие заметные фигуры, как королева-регент Испании Мария-Кристина, король Италии Умберто Первый, а также президент США Грувер Кливленд.

    В 1944 один американский миллионер, большой поклонник архитектуры Антонио Гауди, вел переговоры с наследницей и дочерью Эусеби Гуэля - Мерсе Гуэль-и-Лопес - на предмет покупки Дворца Гуэля. После сделки планировалось разобрать Дворец Гуэля, перевезти в разобранном виде в США и там собрать снова.

     Однако в последний момент Дворец Гуэля был выкуплен Провинциальным Советом Барселоны. Мерсе Гуэль, вдобавок, была назначена пожизненная рента - а уникальный щедевр Антонио Гауди, к счастью, не покинул пределы Испании и остался стоять на своем первоначальном месте в Барселоне.
 
      В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В наши дни Дворец Гуэля прекрасно отреставрирован и является музеем, доступным для посещения.