Сестра последнего фаворита Екатерины II

Александр Щербаков 5
Вчера я опубликовал свою заметку о последнем фаворите императрицы Екатерины Великой Платоне Зубове. Малоприятная личность, оставившая о себе неважные воспоминания. Человек, несмотря на большое богатство, стал настоящим скупердяем, этаким «Плюшкиным». Но вот жизнь его сестры сложилась совсем по-другому, и об этом я хочу поведать своим читателям, которые интересуются историей.

Жизнь этой красивой женщины, игравшей огромную роль в политических интригах России на рубеже XVIII и XIX веков – целый роман. Да он, такой роман, и был написан в эмиграции Марком Алдановым, только его теперь мало читают. Ольга Зубова, по мужу Жеребцова, сумела изменить историю.

Возвышение
В 1790-е годы стареющая императрица Екатерина II обзавелась новым молодым фаворитом – Платоном Зубовым. Ничуть невозможно, чтобы этот 22-летний красавец питал какую-то сердечную симпатию к своей 60-летней пассии. Но в придворных кругах «блестящего века Екатерины» уже привыкли смотреть на императрицу, вернее – «на слабость её передка», как на блестящую возможность возвыситься целым семейством, занять тёплые государственные места, к ужасу и поношению современников, ко стыду всей будущей России.

Отец и все братья Зубовы получили графские титулы и важные посты. Не была обойдена вниманием и их сестра Ольга, рано вышедшая замуж и уже имевшая четырёх детей. Она была сделана придворной дамой, в её салон наведывался сам цесаревич, будущий Павел I. Ни он, ни она не знали, что эта женщина сыграет ключевую роль в заговоре, предназначенном его погубить. Отношения между Ольгой и её мужем давно охладели, да и при дворе пышным цветом цвела «куртуазность».

Довольно скоро Ольга завела и постоянного любовника. Им был британский посол Чарльз Уитворт. Опытного дипломата интересовало, скорее, то, что сестра царицыного фаворита могла бы знать о сплетнях в Зимнем дворце.

Связная заговорщиков
Всё рухнуло для Зубовых со смертью Екатерины II. Её сын Павел, так долго ждавший власти, теперь вымещал свою злобу на всех приближённых её матери. Хотя Жеребцова официально не пострадала, но её дом многие стали обходить стороной. Тогда же и сложился заговор на жизнь Павла I, основу которого составили обиженные Зубовы.

Но вряд ли из этого заговора что-то вышло, если бы в дело не вмешалась внешняя политика. Павел I имел несчастье обидеть могущественную Англию. А тут в дело могли вступить давние связи Ольги с Уитвортом. Обе стороны искали встречи, и она состоялась.

Однако: снова беда. В мае 1800 года жандармы Павла перехватили письма, в которых посол оскорбительно высказывался об императоре. Уитворт был выслан из России, но Ольге было велено остаться в России – для связи. Её она и осуществляла почти до самого рокового дня, но за две недели до него – 26 февраля 1801 года – неожиданно отбыла из России.

Английские авантюры
Что стало причиной её отъезда? Известно, что Ольга получила от Уитворта немаленькую сумму денег – 2 миллиона рублей – для награды цареубийцам. Что говорила она сама потом о своём исчезновении – в это вряд ли стоит верить. Она уверяла, что, если бы её нашли с этими деньгами, это скомпрометировало бы всех.

В Англии Ольга вернула часть средств Уитворту, а остальные стала прожигать сама, пускаясь в новые авантюры. Самой громкой из них был роман с принцем Уэльским, будущим королём Георгом IV, от которого она якобы родила. Процесс имел целью содрать побольше денег с венценосной особы. Но суд встал на сторону принца.

В России. Возможно, мать Герцена
В 1810 году авантюристка двух веков с английским сыном внезапно вернулась в Россию. С этого момента начинается последний, самый странный, но не самый худший период её жизни. В 1812 году она делает самый большой вклад в Ополчение – правда, не деньгами, а людьми. Она выставила 217 человек своих сёл ратниками на Бородинское поле, где почти все и погибли. Нетрудно догадаться, что оставшиеся в живых и жёны погибших не получили вольных. Там же погиб и её четвёртый сын от первого мужа.

К ней приезжали знакомиться интересные люди. С некоторыми у неё (в 50 с лишним лет) завязывались скандальные романы. К её покровительству и связям при дворе несколько раз прибегал молодой оппозиционер Александр Герцен, с чьим отцом она была раньше знакома в Париже. Некоторые даже полагают, что она была матерью Герцена – во всяком случае, в это время она жила уже в России, и её знакомство с его отцом могло продолжаться. Известно также, что отец Герцена был категорически против приездов Александра к Ольге: возможно, боялся, что она откроет ему тайну.

Скончалась выдающаяся авантюристка в 1849 году, в 84 года, пережив многих своих выдающихся современников: и Александра I, и Наполеона, и Георга IV, и своего любовника Уиворта, и всех своих братьев.

Вот так сложилась жизни дамы, о которой очень мало знают у нас в России, а между тем при её непосредственном участии делалась история страны.