Идеальная жизнь

Мария Пашинина
 «Идеальная жизнь»

1

У него была идеальная жизнь.
Молодые душой и веселые мама и папа всегда были рядом. Заботливые воспитатели и чуткие педагоги терпеливо вели к первым успехам. А успехов, что в детстве, что впоследствии было немало. Виктор с пяти лет читал взахлеб. Дома были книги на любой цвет и вкус. Соседнюю трехэтажку полностью занимала огромная библиотека, где, как казалось Виктору, можно было найти любую книгу на свете. Вектор развития был определен легко и сразу. Много филологии и литературы, рассуждений и сочинений, и мало, но в необходимом количестве, точных наук.
В школе будущие лучшие друзья тоже приняли с первого раза. Случайные знакомые всегда улыбались – в поездах и самолетах, в кафе и просто на улицах. Всем нравился этот мальчик – умный, вежливый, с добрыми глазами и пытливым умом.
За годы учебы вместе с родителями Виктор объехал множество стран – и везде интересовался архитектурными памятниками, ходил в музеи, забегал и надолго оставался в книжных.
Здоровье не подводило ни его, ни родителей. Так что даже о том, что такое насморк, Витя не знал.
Первая любовь пришла на первом курсе филологического института. Скромная и нежная Вера тоже много читала, любила поговорить о писателях и о том, как то или иное их произведение влияло на культурное развитие народов. Вера была умна. При этом, как и свои книги, девушка любила обустраивать уютное гнездышко, куда скоро переселился и Виктор.
Свадьба была роскошной и душевной. Гости желали молодоженам добра и украдкой смахивали слезы. Семейная жизнь текла ровно и в любви. В положенное время появились дети. Дочь и сын были послушны и общение с ними доставляло большое удовольствие.
Виктор, став профессором, жил в окружении любимых детей, новых книг, интерес к которым не угасал ни на минуту, и под опекой Верочки.
Работая в том самом филологическом институте, из которого никто даже не думал отправить его на пенсию – слишком уж ценный работник, Виктор в свои семьдесят лет начал писать большой труд. Изучив историю человечества со всеми её войнами и ренессансами, терроризмом и золотыми веками, преступлениями и техническими революциями, профессор пожелал заявить о том, что человечество достигло своего расцвета и перешло на новый уровень развития. Никаких конфликтов, ссор, споров, зависимостей, а главное – больше никаких гаджетов, которые еще в прошлом веке были одной из главных бед и чуть окончательно и бесповоротно не разобщили человечество. Теперь люди предпочитали встречаться лично; разговаривать, а не переписываться; улыбаться друг другу, а не отправлять смайлики.
День своего восьмидесятилетия полный сил и энергии Виктор встречал в огромном конференц-зале. Здесь собрались его ученики, коллеги, родственники. Вера с гордостью смотрела на своего мужа, бодро шагающего по сцене к микрофону, чтобы во всеуслышание заявить об итогах своей десятилетней работы.
- Уважаемые дамы и господа! В течение десяти лет, а на самом деле всю жизнь, я работал над… - Виктор пошатнулся.
В глазах зарябило, послышался странный скрежет. Виктор видел зал, но уже мутно, изображение расплывалось и искажалось, странно кружилась голова. Он попытался что-то сказать, но лишь ловил ртом воздух, хотел махнуть рукой, но не мог пошевельнуть и пальцем. Наконец, решил закричать, но горло пересохло, началось удушье…

2

- Так, еще 15 минут и отключаем! – словно сквозь вату Виктор услышал чей-то неприятный и равнодушный голос.
- Может, сейчас отключим? Чего ждать? Никто о сбое не узнает.
- Забыл? Тут все напичкано камерами и датчиками. Считай, ты уже уволен.
- Да ладно?!
- Да. Проплачено ровно на 80 лет. Он бы за этот час успел выступить с речью, вкусить оглушительного успеха и спокойно, в этом счастье, «умереть». А он из программы чуть раньше вылетел. Такое бывает. Сейчас протокольчик оформим.
Виктор лежал в полутемной комнате и слышал, как двое разговаривают над ним.
- Что со мной? Где я? – прохрипел он, думая, что говорит отчетливо.
- Ты скажешь ему или я? Сейчас уж не до церемоний. Психолог для отключенных в 239-й палате. 80 лет назад в этот день была акция - «Покупая сегодня 75 лет, еще пять лет получаете в подарок!», поэтому сегодня так много стариков отключают.
- Да уж, - ухмыльнулся второй. – Психолог на 15 минут! Вот профессия, да? Только и говори отключенным, что жизнь ваша - мультик, благодарите родственников, прощайте и доброго пути. Ни одной жалобы от клиентов. Ну, я побегу за психологом. Все равно без её подписи протокол не примут.
Он вышел из палаты.
- Какой мультик? Где Вера? – снова захрипел профессор, скрючиваясь от боли, которую впервые в жизни чувствовал всем телом.
- Так, посмотрим историю вашего пребывания в центре «Идеальная жизнь», - не обращая внимания на корчи человека, выгибающегося на кровати, сказал один из работников. - Вы – Виктор, жена ваша Вера, дети Роман и Рита. Работаете профессором в филологическом институте. Прямо сейчас выступаете… Впрочем, уже не выступаете. Жить вам осталось тринадцать минут.
- У меня дети! Что происходит? – стоически держался Виктор.
- Какие дети? С детьми вашими все в порядке. Ну, спокойно, спокойно. Со всеми всё в порядке. Вы бы о себе подумали, вам умирать скоро.
Виктор, который был для работников, конечно, никаким не Виктором, а просто клиентом под номером 3971, зажмурился и застонал.

3

80 лет назад, еще младенцем, в фешенебельный центр «Идеальная жизнь» принесли его родители, и, выбрав вип-контракт, оплатили пребывание своего сына в комфортабельной палате. Специально для ребенка был разработан персональный сценарий жизни, приобретены очки виртуальной реальности по последнему слову техники и с возможностью загрузки обновлений. Очки были великолепны, изготавливались по индивидуальным лекалам и менялись всего лишь несколько раз в жизни – в соответствии с возрастом. Изображение, цвет и звук, которые транслировались в них, было не отличить от действительных.
Но не все удалось инженерам. Например, вкус и запах в виртуальном мире сын, да и любой подключенный, «чувствовал» слабо. Но ведь чувствовал. Смогли ученые найти нужные «кнопочки» в мозге человека. Не ощущали клиенты центра и объятий. Но с этим вообще проблем не было – когда нужно, человек засыпал, снов никогда не видел, но вся необходимая информация легко и просто «встраивалась» в его память. Тело росло, ухаживали за ним по «ночам», так что никаких проблем «клиенты» не знали. Точные клоны близких всегда были рядом. Подключенные к идеальной жизни не знали ни боли, но болезней, ни трагедий, ни переживаний. В виртуальном мире никто никогда не печалился и не умирал.
4

Родители «Виктора» были очень богатыми людьми. Только такие могли оплатить 80-летнее пребывание своего ребенка в подобном центре. Временами они приходили посмотреть на сына.
- Растет, - довольно говорила мама.
- Мужает! – улыбался папа.
Затем один из менеджеров рассказывал медленно, но неизбежно стареющим родителям о том, на каком жизненном этапе находится их чадо.

5

- Как все-таки здорово, что мы смогли подарить своему сыну идеальную жизнь, - по пути домой, сидя за рулем, говорила женщина своему супругу в день пятидесятилетия сына. – Все его любят, всё у него получается, любовь взаимная, дело жизни понятно и определено.
- Согласен, дорогая, - отвечал супруг и оглядывался вокруг. – Мы дали ему всё самое лучшее и можем собой гордиться. А в этом мире еще непонятно, как всё получилось бы, тем более, с его внезапно возникшей любовью к чтению… Кто сейчас читает? Засмеяли бы!
- Идеальная система. Идеальный сценарий, - улыбнулась супруга. – мы отличные родители, любовь моя.

6

Виктор затих и старался больше не шевелиться. Боли становилось меньше. Двое рядом все еще крутились, но они больше не волновали мужчину. Мозг, который всю свою жизнь тренировал Виктор и который в отличие от тела действительно жил, позволил понять, что происходящее - это не сон и удержал от безумия.
Внезапно открылась дверь и в палату вбежала психолог.
- Здравствуйте! Вижу, уже проснулись. Так, так, так… у нас осталось три минуты.
Виктор молча посмотрел на женщину.
- От лица всего центра «Идеальная жизнь» и от себя лично поздравляю вас! – женщина сияла, исполняя свою миссию. – Вы прожили действительно идеальную жизнь! Любящие родители, надежные друзья, очаровательная спутница, спокойные дети и, наконец, дело жизни, которому вы себя посвятили без остатка. Разве можно мечтать о большем! Мы исполняем любые мечты! Ваша жизнь – наша работа! Ни одного недовольного клиента!
Психолог кричала лозунгами, стараясь поскорее заполнить эти три минуты до полного автоматического отключения клиента.
- Итак, спасибо! Может, вы что-то хотите сказать напоследок? Будем рады, если вы поможете нам стать лучше! Анкету заполним? Оцените свою жизнь по шкале от 1 до 10, где 10 – это лучший вариант…
Заученный текст психолога был формальностью. Но директор центра настаивал, чтобы сервис был на высшем уровне.

Виктор отвернулся и закрыл глаза.

Что-то запищало и защелкало. Через секунду на кардиографе, к которому был подключен клиент №3971, показалась ровная линия. Нет, слово «убийство» тут никогда не звучало. Какое ж это убийство, если дальше не проплачено? Это акт гуманизма. Кому нужны эти сумасшедшие старикашки, которые ни разу в жизни с кровати не встали?
Клиентов обычно отключали от программы за семь-восемь минут до автосмерти. Как и любому хорошему бизнесу, здесь было важно собрать отзывы и скорректировать работу. Правда, никто еще ни разу ничего не сказал, но ведь и не пожаловался, правда? Значит, Центр работает эффективно и результативно.
Психолог зевнула, улыбнулась тому, что одним клиентом на сегодня стало меньше и вышла в коридор. Если она поторопится, то успеет к началу любимого сериала. В очках виртуальной реальности последней модели она словно один из киногероев - к ней обращаются, дарят подарки и приглашают на вечеринки… Просто идеально! Хотя вряд ли получится уйти - камеры и датчики, установленные повсюду, не позволят ей проскользнуть домой раньше времени. Ну и ладно. Ей оплачивают каждого отключенного. А сегодня их особенно много – акция же.

Автор – Мария Пашинина