Творческая работа

Владимир Шилин
Прежде, чем давать какие-либо советы по этой теме или просто говорить о ней, необходимы предварительные понятия о литературе. Каждый человек, имеющий талант к поэзии или прозе, должен избрать область или жанр, в котором ему предстоит работать. В русской литературе есть авторы, которые писали только о крестьянах или горожанах, были авторы, писавшие художественные очерки или рассказы. Были писатели, создававшие повести и романы, поэты, писавшие только стихи или стихи и поэмы. Важность выбора своей тематики всегда поможет вам тогда, когда на другие темы не пишется. А так бывает довольно часто. Писать стихи, прозу и драматургию обычно удаётся гениальным авторам. А вот стихи и прозу обычно создают просто талантливые люди. Немного о таланте.
Писать стихи пробуют многие, а прозу редкие. Большинству поэзия кажется самым простым видом литературы. Но это большое заблуждение. Конечно, написать стишок на прозаический текст может человек, обладающий музыкальным слухом и имеющий представление об азах поэтического творчества. Но это будут лишь стихи, чаще всего рифмованные. Некоторые из авторов даже не знают, что стихи можно писать и без всяких рифм.
Но тут надо сделать замечание, что русская поэзия всем запомнилась исключительно рифмованным текстом. Белые стихи сочинял А.Дельвиг, А.Кольцовя. Никитин и некоторые другие. Рифмованные стихи даются легче, тут выручает рифма.
Надо ещё сказать о стихах и поэзии. Почему появилось два названия одного жанра литературы?  Этого пока мы не знаем. Но многие авторы делают между ними различие. То, что может сочинить графоман -– это в большинстве случаев стихи или рифмованная проза. В таких стихах нет личного отношения автора к теме, творческой фантазии. Автор не может выйти за рамки сюжета, показать свои способности. А поэт может из небольшой темы создать чудесное поэтическое произведение. Вспомните стихи Тютчева :
             Умом Россию не понять,
             Аршином общим не измерит,
             У ней особенная стать,
             В Россию можно только верить.
Прошло более двухсот лет, а это четверостишие не просто помнят, но и часто цитируют. В этом произведении не только прямой смысл, но и внутренний подтекст. Иностранцы не могут понять, почему русский народ не стремится к наживе.  Вот это называется талантливым произведением.
Нужно заметить, что даже обладая талантом, автор не гарантирован от ошибок. Талант необходимо развивать, совершенствовать. Это также один из видов творческой работы. Пушкин порой до того исписывал поправками свои стихи, что потом трудно было что-л. прочитать. Л.Толстой несколько раз переписывал роман «Война и мир». Но графоману такая работа не поможет стать настоящим поэтом. Вот некоторые авторы говорят, что в своё время Н.Глазков писал интересные стихи, а в последние годы сломался. Нет, он всё время писал плохие стихи. Просто в начале он был в русле футуристов, а потом перешёл на другие темы, где требуется не выкрутасы создавать, а работать вдумчиво, с подтекстом, не просто зарифмовывать какой-то текст,     но вкладывать в него частицу души. Таких вот авторов литературный институт выпускает во множестве! 
Но и развивать талант -– это не значит часами или даже сутками сидеть за сочинением стихов, пусть даже хороших. Поэт обязан, подчёркиваю это, уметь распределять своё время. Механическое стихописание не даст хороших результатов. Человек должен отводить не малое время на чтение книг: стихов классиков и своих современников, теоретической и учебной литературы. Это особенно важно для общего развития. Классика даёт примеры вдумчивого отношения к творчеству, показывает, как можно развить ту или иную тему. Здесь мы встречаемся с практикой, подтверждающей теорию литературы. А чтение стихов современников говорит о том, какие темы являются сейчас актуальными, помогает видеть свои и чужие недочёты в работе над стихом.
Особенно важно тут знакомство с критическими работами. Есть критики и литературоведы, чьи работы стали классическими. Это не только Белинский, Добролюбов или Писарев. В наши дни такими авторами являются уже давно Брюсов , Шкловский, Тынянов, Лотман и др. Надо не пренебрегать, не лениться, а серьёзно и вдумчиво отыскивать и читать подобные книги. Ни какой институт не сделает вас подлинным поэтом. Только самостоятельная кропотливая работа с книгами даст вам свежие мысли, подвигнет на поиски всего нового.
 Не пытайтесь стать новаторами, как это делают некоторые наши современники. Они чаще всего пытаются создать новую форму стиха, забывая о содержании. Я читал подобные работы: содержание в них подчинено форме, а не наоборот. Но читатель ждёт именно свежих мыслей, красиво созданного содержания. Содержание должно стоят в творчестве на первом месте прежде всего. Без чётко изложенного интересного содержания грош цена любой самой изысканной или самой необыкновенной форме. Некрасов прославился не тем, что писал о крестьянах и использовал дактилическую форму рифмы. О крестьянах писал ещё Карамзин и Пушкин, Кольцов и Никитин. Именно стихами о  социальном положении положении крестьян Некрасов прославил свою поэзию. Он жил в эпоху народников и ставил вопрос о защите народа гораздо острее, чем это было до него.
Именно с внимательного взгляда на окружающую действительность должна начинаться творческая работа. В творчестве даже таких крупных поэтов, каким был Маяковский, обнаруживается некоторый формализм. Он опирался на факты и только на факты:
                Нами лирика в штыки неоднократно атакована,
                Ищем речи точной и нагой....
Но такое творчество делает поэзию сухой, несколько напоминает рифмованную прозу. В данном случае помогало умение создавать афористические строки вроде следующих:
        Мы открывали Маркса каждый том,
        Как в доме собственном мы открываеи ставни...
Современные авторы, судя по творчеству А.Парщикова, О.Хлебникова и некоторых других, стараются избегать современной тематики. Такая позиция очень опасна для начинающих авторов. Она ведёт к тому, что их стихи не получат признания у современников и будут не востребованы читателем. Именно способностью откликаться на важнейшие события современности прославились таких поэтов, как Симонов, Заболоцкий, Исаковский и другие. Нужно брать  пример именно с этих авторов и находить свои оригинальные темы и образы.
Критики постоянно твердят, что поэт должен создавать новые образы. Это безусловно верно и нужно. Но яркие образы являются не всегда. Не в них основная суть любого стихотворения. Важно интересно развить тему, найти слова, которые могут тронуть душу читателя. Образ появится, безусловно. Но ни Пушкин, ни все последующие авторы не гонялись только за образами. Задача поэта -– умение владеть всеми поэтическими средствами и формами, выработанными за века существования искусства.  Создавать стихи, используя минимум поэтических слов, но вкладывая в них максимум умения -– задача очень сложная. Именно это показал Лермонтов, создав стихотворение «Парус».  Ещё Пастернак писал в одном из своих произведений:
                Цель творчества -– самоотдача,
                А не  шумиха, не успех.
                Позорно, ничего не знача,   
                Быть притчей на устах у всех.
А именно этого -– шумихи, успеха -– добиваются современные «новаторы».  Пустословие в наши дни развилось очень сильно! Задача современного автора состоит не только в отражении нашей жизни, но и в том, чтобы продвинуть искусство хоть на шаг вперёд. Начинающий поэт должен хорошо знать
достижения своих предшественников, но и окружающую действительность, знать интересы людей. Поэт не просто фиксирует факты. Он обязан быть до некоторой степени философом, психологом, историком, актёром. Он должен уметь входить в создаваемый им образ того или иного героя. Кроме того автор -– это хранитель всего, что создал наш народ, быть пропагандистом прекрасного.
Своё рабочее время надо умело использовать. И тут немаловажную роль играют прогулки ближние и дальние. Они заряжают его новыми впечатлениями, рождают в душе новые мысли. Именно в такие моменты чаще всего появляются самые ярки строки стихов. Ведь именно о таких прогулках писал Пушкин в одном из стихотворений:
                Брожу ли я вдоль улиц шумных,
                Вхожу ли в многолюдный храм,
                Сижу ль меж юношей безумных,
                Я предаюсь своим мечтам.
Для меня именно дальние прогулки, поездки по стране давали богатый материал для творчества. Не надо ничего выдумывать за рабочим столом. Окружающая жизнь полна сюжетов. Можно на одну и ту же тему создать десятки ни в чём не схожих стихов. Это будет ярче всяких слов говорить о вашем таланте. У любого классика вы можете найти не мало стихов о разных местах нашей родины. И Пушкин, и Лермонтов, а также и Мандельштам, и Тихонов, и Заболоцкий создали много прекрасных стихов о Грузии или Армении. А некоторые советские поэты писали и о зарубежных странах.  Посмотрите, какую интересную поэму написал Твардовский, проехавший от Москвы до Владивостока!  Случайные виды из окна помогли ему о многом задуматься, по-новому взглянуть на пройденный нашей родиной путь. 
Для всякого начинающего автора важно найти свой стиль работы, не подражая ни кому. Только это может спасти каждого от эпигонства, перепевания чужих тем и форм стиха. Кое-кто видит спасение от подражания в том, чтобы не читать поэзию или прозу вообще. Это очень плохой способ самозащиты.  Тут невольно вспоминаешь Грибоедова: «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь» Такой подход к литературе обедняет каждого, даже очень талантливого автора. Так, Некрасов создал свою первую книгу «Мечты и звуки», явно подражая современникам. И только Белинский помог ему найти свою тему. Начинающему автору порой кажется, что он способен в любой теме показать свой талан, своё умение развивать сюжет. Но это далеко не так. Надо помнить, что у каждого из нас тему выбирает душа, а разум помогает создать форму.  Тема должна задеть самые сокровенные струны души, и тогда она запоёт! После февральской революции в России Мандельштам задумал писать публицистику. Но Брюсов, который был большим авторитетом в то время, указал,что это не его тема в поэзии. Так и каждый автор обязан найти свою тему. Только тогда он не скатится на роль стихослагателя.  Это делается единственно путём проб и ошибок. Надо попробовать и то, и другое. Своё место в литературном творчестве обязан найти каждый! Верить в себя необходимо, но свою веру нужно подтвердить практикой.  Автору очень необходимо по мимо всех перечисленных качеств, ещё и умение быть критиком. Конечно, судить о своём творчестве правильно, без скидок, трудно, но без такого умения вы будете каждое своё стихотворение считать гениальным. Всякий автор должен инстинктивно чувствовать, какие строки у него получились слабыми. Конечно, хорошо, если рядом есть чуткий товарищ или критик, а если его нет? Критический настрой ума и поможет в таком случае. Некоторые авторы заявляют, что они не исправляют раз написанное, т.к. считают, что иначе они испортят текст. Это ещё одна ошибка. Править готовое произведение необходимо! Ведь в результате этого вы можете вставить новое четверостишие или убрать неудачные, не нужные строки, исправить строку, заменить отдельные слова. Работать над стихом надо очень скрупулёзно.
Выше я говорил, что талант нужно развивать. Одним из способов развития является чтение. Оно должно быть не простым знакомством с содержанием. Необходимо видеть прежде всего, как тот или иной автор передаёт содержание, на какие моменты в нём обращает главное внимание. Умение начать и кончить стихи -– одно из важных умений, как это делают классики. Чаще всего, начинающие поэты хотят количеством строк показать свою способность развить сюжет. Но в большинстве случаев так они просто одну и ту же мысль повторяют разными словами. Только интересно написанное произведение извиняет его величину. Надо чувствовать, когда необходимо закончить. У меня в городе Торопце при виде озера Соломино родилась строка «Нету лодки у меня». Это я вспомнил совет из путеводителя: если у вас есть лодка, то вы легко переплывёте озеро. Получилось четверостишие:
             Надо ехать бы на лодке, --
             Нету лодки у меня,
             Попрошу я у молодки
             Быстроногого коня.
Интуиция мне подсказала, что у этого четверостишия нет начала. Не понятно, зачем мне нужно ехать через озеро. Пришлось заново всё обдумать и написать начало. И вот, что из этого вышло:
             Через озеро Соломино
             Вижу храм на берегу.
             У меня, брат, лодка сломана,
             Перебраться не могу.
А другой похожий случай вышел со следующим четверостишием:            
 Ты назначила мне встречу             
                Под немолчный крик ворон,
                И рябиновые свечи 
                Полыхали с трёх сторон.
Дальше у меня получилось чуть не больше сорока строк! И когда стихи были прочитаны заново, я понял, что хороши только первое и последнее четверостишия. Пришлось дописать ещё четыре строки. Только после этого я почувствовал, что стихотворение действительно получилось. У классиков такие случаи также были. Так, стихотворение Фета «Я пришёл к тебе с приветом» отредактировал Тургенев, убрав из него все глаголы, и оно стало классическим! 
Для успешной работы над стихами необходимо хорошо знать теорию литературы. Нужно понимать, что в стихах построение строки не всегда соответствует правилам грамматики. Поэту дозволяются некоторые вольности: изменение ударения – родИлся, родилсЯ. Можно вставить лишнюю букву или убрать её -– мгновение -– мгновенье, огОнь --Огнь.  Поэту разрешено создавать новые слова, т.н. неологизмы, но по правилам русского языка: змея двухметровороста (Маяковский), оэкранен (Северянин). Но всем этим увлекаться не надо.  Поэту необходимо чувствовать красоту стиха, строки или слова. Только удачно созданное предложение или в нужное место вставленное слово не портят красоту стихов. Надо несколько раз пробовать перестраивать фразу, если данное слово не входит в стихотворный размер, а иногда заменять не влезающее слово синонимом. В одной книжке стихов я прочёл такую строку:      «В кабинет вхожу я Ильича». Автор явно не сумел как следует поработать над стихом, хотя можно было написать: «Я вхожу в кабинет Ильича».Но для этого необходимо иметь в памяти как можно больший запас слов. Именно вдумчивое чтение и помогает увеличить словарный запас вашей памяти. Мне также помогает в этом случае разгадывание кроссвордов. Читать необходимо не только самые разные по содержанию книги, но ещё и словари. Там вы не просто найдёте новые для вас слова, но и узнаете их смысл и способ употребления в литературе.  Некоторые авторы вставляют слова, без ясного понимания их значения.  : «Колёса стуком телеграммным», вместо телеграфным. Никогда не надо вставлять слова ради рифмы. А в данном примере именно так и сделано. Работа над текстом отнимает много времени, но зато даёт хорошие результаты. Мне лично она доставляет удовлетворение, показывает мои способности и умение работать.
 В последнее время появилась мода не ставить в стихах знаков препинаний. Это очень вредная мода, она порой сильно обессмысливает содержание стихов, читатель в них путается, не знает , как правильно понимать и читать их. А ведь красота состоит только в единстве содержания и формы.  Мнения читателя необходимо всегда учитывать, но никогда не идти у него на поводу. А это значит, что писать стихи надо грамотно, красиво, но так, как нужно вам, а не читателю.
Об этом очень хорошо и точно сказано у Пушкина:
                Ты царь: живи один. Дорогою свободной
                Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
                Усовершенствуя плоды любимых дум,
                Не требуя наград за подвиг благородный.

                Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
                Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Здесь Пушкин говорит о талантливом авторе. Но всё же жить в одиночестве не лучший выбор для любого автора.
Содержание выбирает душа автора. Однако, стихи должны отвечать требованию времени. Именно этим и ценны для нас стихи поэтов прошлого. Один товарищ,прослушав несколько моих стихов, сказал: «Ты думаешь, что такие стихи будут читать в будущем?»  После такого разговора мне захотелось ему отв етить. И вот, что получилось:
               Писать смтихи -– одна отрада
               В спокойствие и тишинен.
               Потомки всё поймут как надо,
               Их поправлять не нужно мне.

               Лишь сам, пустые мысли скомкав,
               Их выбрось, не мирись с судьбой.
               Не стоит думать о потомках,
               Коль современник пред тобой.

               Вбивай слова в строку по туже,
               Не будь в борьбе за правду нем.
               Коль ты друзьям своим не нужен,
               То и потомкам ты зачем?!
      Необходимо жить сегодняшним днём.  Забывать об этом, значит обрекать себя на быстрое забвение. Именно поэтому так не интересно читать стихи И.Бродского и некоторых авторов «Серебряного века». 
Чтение книг не только расширяет словарный запас в памяти автора, но и даёт новые знания, что помогает сделать ваше собственное творчество более интересным, насыщенным новыми мыслями. У Пушкина была очень большая библиотека (более трёх тысяч томов). Там имелись книги на русском и иностранных языках, а также  журналы и альманахи. Вот почему так интересны и его стихи. Не многие современники знали, что стихи Пушкина богаты прекрасными мыслями. Это стало известно лишь когда начали разбирать его архивы. Очень требовательный к себе, Пушкин печатал лишь небольшую часть того, что им было написано, что также очень удивляло его друзей.
Кроме всего сказанного, нужно заметить и другой интересный факт. У каждого автора должно быть своё, вполне определённое место для работы. Конечно, можно написать стихотворение, находясь и на лоне природы, и в городе или в селе. Но работать дома лучше всего на одном и том же месте. Это не пустое замечание. Уже многими подмечено, что вокруг рабочего места автора со временем создаётся аура, которая помогает ему в работе. Здесь он легче всего находит и тему, и необходимые слова.
В природе существуют волны, которые могут быть и полезными, и вредными. Именно поэтому, въезжая в новый дом, русский человек сперва впускал в комнату кошку. Где она ложилась на пол, там он ставил свою кровать, ибо там была положительная энергия. Для поэта она тоже необходима. Я очень часто замечал, что в некоторых городах, даже богатых архитектурными памятниками,как Ярославль или Вологда, стихи не пишутся. В чём тут причина? А дело всё в том, что в таких местах нет волн, которые могла бы уловить моя душа для начала творческой работы. А без возбуждения души никогда хороших стихов не будет. Так что, душу свою необходимо постоянно развивать. Делается это не только чтением, но и прогулками, посещением музеев, слушанием хорошей музыки, беседами с товарищами.
Каждому поэту необходимо умение видеть окружающий мир как можно подробнее, внимательнее. Не всё виденное войдёт в стихи, но кое что в них будет. И это кое что не заменит вам ни какая фантазия! Цените такое умение в себе. Именно отсутствие развитой души и порождает  множество плохих стихов, не говоря уже об отсутствии таланта вообще. 
Талантливые автора -– редкость, они рождаются не часто. Посмотрите, каков был круг поэтов и писателей вокруг Пушкина. У Лермонтова таких людей было гораздо меньше. А вот многие критики считали, что у Некрасова последователей вообще не было. Но они были. На развитие таланта очень сильно влияют различные космические явления и солнечная радиация.
Некоторые товарищи считают, что раз в наше время можно издаваться только за деньги, то и стихи писать не стоит. Я категорически с этим не согласен. Талант, оставленный в туне, может со временем заглохнуть. Об этом предупреждают психологи. Писать необходимо! Да, можно издавать книги и за деньги. Ведь главное не зарабатывать на поэзии, а заявить о себе, показать себя, как творческую личность. Пушкин не так много своих стихов печатал. После его смерти обнаружилась кипа прекрасных, но ни где не печатавшихся стихов. Поэту должно быть важно само творчество.
Надо любить творчество в себе, а не себя в творчестве. Эта истина не всем приходится по вкусу, а жаль!  Ведь для успешной творческой деятельности нужна колоссальная подготовительная работа, как я уже говорил. А многие, как актёр в пьсе Горького «На дне», считают, что публика дура. Да, в то время, возможно, так оно и было, но в наше время читатель достаточно умён, чтоб отличить шедевр или талант от пустой поделки.  Но правильно заметил кто-то из авторов на совещании молодых поэтов:
         Пренебрегая словесами,
         Жизнь поучает нас опять:
         Талантам надо помогать,
          Бездарности пробьются сами.
14.11.21.