На службу

Вячеслав Алипатов
Отрывок из сценария "ОТ БЕРЕГОВ ДОНА: ТРИУМФ МАТВЕЯ ПЛАТОВА"

      Войсковая Канцелярия. Писарь с порога бросает Платову: -  Во, ты вовремя на службу пришел. Служба на побегушках твоя закончилась. Теперь послужи на Днепровской линии с отцом у него в полку. К отцу теперь езжай.

      ПИСАРЬ
     Одежда твоя однообразная должна быть: кафтан синий, кушак малиновый. Понял!

      МАТВЕЙ
      Так точно!

      ПИСАРЬ
      Исполняй.

      ДОМ ПЛАТОВЫХ.
      Юный Платов по-хозяйски роется в отцовском сундуке, подбирает для службы лучшую отцовскую одежду в галунах и позументах.

      МАТЬ (тягостно вздыхает)
      Уж очень на тебе все пестрит.

      МАТВЕЙ
      Беру саблю, ружье, дротик (пику)…  и трех коней. Двух гнедых и одного — серого в яблоках.
      На серого накинул отцовское седло. Любуется. Подтянул пахвы и подперся. На второго накинул простой монгольский арчак, а третьему лишь накинул на морду уздечку из сыромятного ремня.

      В ста верстах за Таганрогом, от речки Берды, начинается и до самого Днепра тянется, прикрывая южные пределы Отечества, Днепровская линия.
Казачьи полки, раскинули там пикеты по рекам Берде и Конке. Стоят в старых запорожских зимовниках, представляющих собою редкие зеленые островки внутри желтого моря уже выгоревшей от знойного суховея травы и камыша в степи.
Полковая изба. Там поджидает Матвея отец.

      ОТЕЦ (возмущенно)
      Я ж тебя на хозяйстве оставил помогать матери, а ты…

      МАТВЕЙ
      Мать управится и приглядит… Чего ж там… Я не своей воле. Всю станицу у нас вне очереди в полки загнали. Менее трети в станице только осталось.

      Заходит сотник и зазывает всех вечерять. В тон ему зовет всех и хозяйка.

      ОТЕЦ (за накрытым едой столом)
      Какие еще там в станице у вас новости?

      МАТВЕЙ
      Отец, я дочку атаманскую сосватал.

      ОТЕЦ
      Не рано ли? И какого атамана-то? Нашего, прибылянского?

      МАТВЕЙ
      Да нет. Ефремова.

      ОТЕЦ (сдавленным голосом)
      С тобой не заскучаешь…

      ОТЛОЖИЛ ЛОЖКУ.

      Что ж это такое? Когда только успел?

      МАТВЕЙ
      Да нас к нему за драку на разбор тягали. Ну, я и… это… так и этак…

      ОТЕЦ
      А он чего ж?

      МАТВЕЙ
      Да ничего. Вначале онемел, как мне показалось, от моей дерзости. Потом сказал, что знает тебя и уважает.  А у самово под темными усами вокруг рта таки надуты щеки, ну словно воды в рот набрал.
      Но вспомнил свого отца, Данилу Ефремовича, дедулю Наденьки. Мол он тайный советник, это равнозначно генералу Российской империи. И утвердительно закончил: - Если жениться, то на ровне. Так-то молодой человек.

      Иван Федорович облегченно вздыхает. Слава Богу, что дальше не пошло и перекрестился. Потом устремил свой туманный взгляд в пустую тарелку.

      ОТЕЦ
      У нас, у донских казаков, в Войске нет генеральских чинов.

      МАТВЕЙ
      Так отправь меня к русским.

      Отец безнадежно разводит руками.

      ОТЕЦ
      Чины в полку давно разделены и расписаны, а чтобы не злить завистников, запишу я тебя в полк, которым командую, в звании хорунжего к полковому знамени. Там тебе, видному и красивому, пока самое место. Служи себе и ни каких тебе напрягов. Дай мне время и все само собою образуется.

      Приходит подходящее время. Матвей мчит к русским с письмом от отца к родному племяннику Василию Михайловичу Долгорукову. Василий Михайлович любезно принимает Матвея. Принимает в руки письмо и читает.

      ДОЛГОРУКИЙ
      Да! Я тот самый, что в былые времена карал Тихий Дон сверху донизу и снизу доверху. А ты будешь при мне служить?

      МАТВЕЙ
      Так точно!

      ДОЛГОРУКИЙ
      Будешь при мне ординарцем и в чине хорунжего! При задании мчись всегда как угорелый. Поручения выполняй неукоснительно и безукоризненно. И служба твоя у меня наладится. Нутром чувствую, станешь боевым генералом. Князь его полюбил.