Трубчевские поэты. Обзор сборника

Владимир Юденко
   Поводом для обзора послужила просьба составителя и редактора юбилейного издания
"От горизонта к горизонту" Елены Ивановны Юденковой.
   Задача усложнялась тем, что ещё в 1999 году тысячелетний город посетил Евгений Евтушенко, который отобрал всего лишь одно стихотворение для включения его в собрание русской поэзии "Строфы века". В книгу, изданную к 50-летию литературного объединения "Горизонт", вошли стихотворения пятидесяти авторов. В основном это произведения патриотической тематики, отображающие любовь к Родине и родному городу.

   Елена Ивановна включила в сборник творческие достижения и многих ушедших поэтов. Это было правильным решением; время подсказывает, что люди с трудной судьбой понимали жизнь более глубоко, умело отделяли зёрна от плевел, создавали значимые и по сей день стихи и песни. В своём кратком обзоре я затрону только живущих и ныне персон, чтобы была хоть какая-нибудь польза от сказанного.

   Поэт Евтушенко отметил только Наталью Соболеву. С неё и начнём. Помимо замеченного метром стихотворения "Послевоенное лето" примечательно присутствие и философской лирики.

              ***
Дитя - у нашего села
Резвилась маленькая речка,
На берегу паслась овечка,
Весною ива там цвела.
Казалось, будет так всегда:
Река, весна, покой и воля.
Но в речке высохла вода,
Овечку выжили стада,
А иву срезали на колья.
Никто об этом не споёт,
Никто об этом не заплачет.
А ведь могло быть всё иначе,
Могло быть всё наоборот:
Весной бы ива тут цвела,
Гуляли б резвые барашки,
И дева - холст белей ромашки -
Себе кроила б на рубашки,
Но нет ни девы, ни села.

   Напрашивается только одно замечание: из двух "б" одно лишнее (в четвёртой строке снизу).
   
   В подборе всего из девяти стихотворений не смотрится и повтор образа.
"Словно стрела, синий полог над лугом
Белою строчкой прошьёт самолёт"
"Зачем ты суровою нитью
Прошила мой путь роковой?"

   Не училась ли Наталья Андреевна в школе №2 у моих родителей?

   Кроме Соболевой нельзя не отметить и ещё двух авторов: Владимира Тарасенко и Степана Григорьева.

   Поэт Владимир Тарасенко мастерски владеет словом, образы его точны, ясны и лаконичны.

                ***
Я снова верный зритель листопада.
Печальный образ осени - ошибка:
кружится акварельная отрада,
и воздух чист и светел, как улыбка.

Он так прозрачен, как бывают дали
открыты, если им внимать душою
и осязать мельчайшие детали,
и видеть в капле малого большое.

И сладок запах спелости в округе.
И ветер губ коснулся не случайно, -
как словно это локоны подруги -
каприз осенний, сладостная тайна...

   В предпоследней строке я бы советовал употребить словосочетание:
"так словно" или "как будто".

   Степан Григорьев обладает довольно редким чувством сопереживания своим лирическим героям. Все они взяты из реальной жизни - не всегда счастливой и радостной. Но грусть его светла и дарит надежду.
   Он ставит даты под своими произведениями, отлично понимая, что без привязки
ко времени они будут подобны перекати-полю. Так поступали и все классики: от Пушкина до Есенина. Это придаёт стихам особую значимость и историческую ценность.
   Привожу целиком одно из его стихотворений.

               ***
Разъяснело. И в синеве
Берёза машет веткой.
Простое чудо человек
Заметит очень редко.
В тщеславии и в суете
Полгода пролетело.
И вот, скользнул по бересте,
По веткам облетелым
Взгляд неприкаянный, пустой
В осеннюю прохладу.
Берёзы светят берестой, -
Не оторваться взгляду
От розовых и золотых,
И алых с синевою
Оттенков тающих на них
Над самой головою.
Вот так приходит чудо к нам
Во мрак опустошенья...
И исцеление глазам,
И мыслям просветленье!

                Ноябрь 2018 год

   Скопировано из интернета.

   Поэт искренен и перед самим собой.

БОЛЬ ЗАЖАЛА ВИСКИ, БОЛЬ ДЫХАНЬЕ СВЕЛА...

Боль зажала виски, боль дыханье свела,
И молчать заставляет, и не лезть никуда...
Не прожить мне без боли, ведь и я виноват.
Всё, что сделал я злое, мне вернётся назад.
Боль полезна порой, - прогоняет сомненья,
И не лжёт никогда, и не даст лицемерить.
Крепче зубы сжимаю - с болью жить привыкаю.
Боль надёжный хранитель от того, что страшней.
Эта спутница с детства меня не оставит.
Нет, она не проклятье, она отрезвляет -
Боль других понимаю вместе с болью своей.

                Лето 2006 год

   Это стихотворение Григорьева в сборнике отсутствует.

   И ещё одно его стихотворение.

ИСКРИТСЯ СНЕГ, ЖУРЧАНЬЕ РУЧЕЙКА...

                У родника преподобного Нила Столобенского


Искрится снег, журчанье ручейка
И тень деревьев от большой луны.
Природа благодатна и тиха,
Всё притаилось - чутко ждёт весны.
Морозец лёгонький. Ни ветерка…
Как будто мать качает колыбель,
Мне слышится, бежит из родника
Вода животворящая в купель.
Весь мир отсюда кажется далёк,
И только дышит Божья благодать.
И звёзды отражает ручеёк.
И жалко мне источник покидать.
    
                Ноябрь 2019 г

   Бывая у этого родника, подставляю ладони и делаю три глотка. Ощущение такое, будто прибавилось сил физических и просветления духовного. А многие жители города набирают немного воды с лечебной целью. Вода прохладна, и далеко не каждый осмелится окунуться в купели. Да и вряд ли это необходимо.
   Посетителей не смущает: ни крутой спуск, ни медленный подъём по многочисленным ступенькам. Всех радует особый вид на Десну-красавицу.

   Волнует меня то, что Степан давненько не выходит на связь со своими читателями.

   От похвал толку мало. Есть в сборнике и шероховатости, которых можно было бы и избежать.

   Так автору Павлу Прагину не повезло дважды. Во-первых, в седьмой строке на странице 286 целых восемь ошибок! Нет интервалов между словами. Вполне допускаю,
что в данном случае - оплошность верстальщика и невнимательность редактора, просматривающего макет книги.
   Во-вторых, Прагин не очень ответственно подошёл к составлению своей подборки,
включив в неё не самые лучшие из своих произведений.
   Для доказательства приведу отрывок из его стихотворения "Январь. Сумерки в Городцах".

Кожей чую только
огненные токи -
прочно упакован
в чуВСТВ Нездешних кокон.

Ни на чём зависнуВ,
С КРая и до края
сумрак нижет бисер
и в окно спускает,

чтобы, как по лестнице,
выдалоСЬ ВЗЛететь мне
на ущербный месяц,
выбеленный смертью!..

   Автора спровоцировали несколько положительных отзывов?
Мною выделены согласные, которые (располагаясь рядом) исключают возможность устного, чёткого произношения словосочетаний в целом. Называется это косноязычием.

   Аналогичную оплошность (с выбором текста) допустил и Геннадий Соболев. Во-первых, разместил почти поэму о выдающейся певице прошлого. Говорят же: не упоминай Бога всуе. А Он упомянут несколько раз, но в самом конце почему-то с маленькой буквы.
   Во-вторых, единственное стихотворение наполнено штампами и весьма спорными выражениями, типа: "Когда поманит рифма в путь..." Если уж и позовёт, то не она.
   Как там у Пушкина:
"Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся..."

   А у нашего автора: звуки оставят немоту, а помехи надо зачем-то во что-то "задвинуть". Может отодвинуть? устранить? забыть о них?
   Ниже привожу сам первоисточник Соболева. Для наглядности.

КОГДА ПОМАНИТ РИФМА

Когда поманит рифма в путь
по чистому листу,
и звуки, наполняя грудь,
оставят немоту,

задвиньте всё: покой, уют ,
засилье дум плохих —
пишите так, как создают
лишь лучшие стихи.

Пишите сердцем, плачьте им,
забудьте про Парнас.
Пишите, будто этот миг
для вас — в последний раз.

  ***   Рифма - созвучие в окончании слов (из википедии).

   А в интернете на это стихотворение пятнадцать восторженных отзывов из шестнадцати. Дело в том, что у автора есть и хорошие стихи, которые он не представил в сборнике. И его почитатели верны своему кумиру: хвалят всё подряд,
забывая простую истину: добрый человек и значимый поэт - две большие разницы.

   Не беру на себя смелость критика или анализ литературоведа, но приведу выдержку из одной своей статьи.

   Предназначение критики - выявление и аналитический обзор лучших произведений,
очное и заочное обучение талантливой молодёжи приёмам мастерства, бережному отношению к нашему богатому наследию и традициям.

   За что некоторые несостоявшиеся поэты не любят Александра Сергеевича Пушкина? За то, что тот чётко показал: какие стихотворения поэзией не являются (99 процентов публикуемого даже ныне). Все они БЕССМЫСЛЕННЫ в той или иной мере. Происходит это оттого, что сами авторы не осознают сего прискорбного факта до момента обращения к редактору из-за "авторской глухоты" (явные стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором).
Пушкин отметил: "Есть два рода БЕССМЫСЛИЦЫ: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».
   То есть в первом случае недостаёт ума и мало чувства, а во втором - мал словарный запас,  и то и другое  является повальным бедствием и проистекает от малой начитанности и большой безграмотности.

   Затронул Александр Сергеевич и критиков. От критика требуется ученость, вкус и хладнокровие. Все равны перед законами критики, вне зависимости от гербов и пыльных грамот. Поэзия не должна быть легкомысленным занятием, а благоговейным служением. А для кого и гений не указ - приведу высказывание Сергея Есенина из его автобиографии: "В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину."

   Что касается рассматриваемого сборника, то в нём содержится ручеёк лирики, питающий поэтическое море русской литературы.