Чистота. Из работы Милетские постулаты, 1994

Анатолий Марасов
Или это то, чего, может быть, и нет, а есть случайности, или это то, что включает в себя все — самое основное, отстоявшееся. Чистые помыслы — доказуемы ли? Чистые помыслы это нравственная непротиворечивость (детская наивность?).
Трудно определить чистоту.
Символов чистоты в природе сколько угодно — и родники, и чистые реки, и ледоход, и снежные поляны, и лес любой.., да любой ландшафт, где нет «грязного»: хлама, просто грязи. Ландшафт с человеком или следами его деятельности — тоже может быть «чистым» (это было уже?). Чистота — это установившееся напряжение (в природе до антропогенного пресса).
Чистота у человека это вера в самые лучшие человеческие качества, вера и следование этой вере. Именно эта вера приносит и страдание и счастье наивысшего напряжения.
Без понятия чистоты невозможно понять ни свою историю, ни свою суть (!). Чистота — в основе всего, и не только природы. Это цельность, целостность? В человеческом поведении это естественность, ясность. И это каждый раз «выделение» главного, это жизнь главным. Это освобождение от всего, что не выражает главное, и потому это привлекает,даже увлекает (парадокс!). Потому тот человек, который, как кажется нам, являет собой «чистоту» в поведении, во взглядах — святой человек.
Природные эталоны чистоты, конечно же, отражаются на человеческих понятиях о чистоте, на стремлениях к чистоте. Однако, нетрудно заметить, что и природа «стремится» к такому своему состоянию, при котором определяются силы все, и их соотношение, точнее, их напряжение и будет составлять так называемую чистоту.
Чистота это последовательность и сила ума, иначе ты сам не увидишь главное, иначе запутаешься в мелочах, это страдание, потому что тогда видишь ты среди людей все «подводные камни» в их взаимоотношениях.
Это пространственное, структурное понятие.
Это — форма? ибо неважно, какие детали, какое «содержание» организуется, важен принцип, важен результат. (Потому абстракционизм, например, в живописи есть искусство настоящее). И нам важна, необходима как воздух чистота — кругом: в отношениях друг с другом, в ландшафтах, в жилище (!); тогда устанавливается какое-то согласие, покой, а иначе — конфликт, чаще скрытый, дискомфорт, все вплоть до физической боли, даже болезни.
В основе мира, в основе нас какое-то непротиворечие — «стремление» к немногому, к главному. И стремление то ведет нас, оно освобождение от наносного, второстепенного...               
Оно и есть...чистота?

     Целостность

После снегопада — оттепель: пространство рождается на глазах... Как все? Как оно буквально мечется среди белой в овалах плоскости, среди тонких серых предметов, проглядывающих в беспорядке из-под снега? Пространство словно стягивается поверх этой прохлады, обнажая пустоты на пути взгляда (я теперь более догадывался о значении сумерек: в сумерках именно рождалось пространство, распадаясь в каждое мгновенье; потому-то было всегда странное чувство необычности виденного, происходящего, чувство волшебности.). Как рождается пространство — целостность? Какие формулы опишут его рождение?
А ведь, действительно, все это — именно целостность, земная, вместе с нашим сознанием, где все не просто взаимосвязано и взаимозависимо, но и в определенной соподчиненности, в определенной замкнутости на явление наподобие нашего сознания (!?), и в прекрасной открытости, приемлемости всего окружающего. Потому целостность земная (любая?) не может быть «объяснимой» (понятной) нами «вдоль и поперек», иначе: она просто не может быть читаемой в линейной перспективе, когда любая точка зрения высвечивает все тайны...
В том-то и дело, что теснота свертывает эти тайны (перспективы!), и целостность земная есть напряжение алогичное для привычных точек зрения.
Целостность — влияние сил всех, сопротивление сил всех; целостность в тисках времени: она формируется им, но и формирует время сама! Как все это понять?
Наше сознание — целостность (теперь? с каких пор?). Оно строит своё пространство по представлениям своим, но  и зависимо. От чего?
Целостность — это то, что выстраивается в сложнейшие взаимозависимые системы, и одновременно, распадается на простейшие элементы: мгновенно? в какие отрезки времени? (это тоже как бы состояние атома). Это — все и — ничего. И — информация между «верхним» и «нижним» значениями, быстрая, полная, строгая.
В жизненную целостность вплетена вода как основа; в «социальную» целостность что вплетено в качестве основы?
Но и родство мы чувствуем при созерцании природы Земли (и физической, и органической); значит уровни  целостности объединяются через немногое — самое
сильное.
Что это?
Содержит ли структура целостности все времена? Ведь у неё есть пульс (ритм) — характеристика таинственная.
И целостность (временная?) есть у нас, у людей —  что? народ? общество?
 или государство, например, с мощнейшим (уже "точно"временным) идеологическим институтом? И масса примеров целостности в природе...
...Прекрасная тайна перед нами, но применительно к человеку  - трагичная...
    Вечная?

     Снег

Движение снежинок поразительно по силе и неопределенности вызываемых чувств: то спокойное перед подробной строениями и деревьями местностью, то незаметное, но колкое и холодное, когда мглистое небо начинается сразу от заснеженной земли, всегда кажущейся выше, то быстрое и тяжелое — хлопьями покрывая вдруг контрастную местность, а то радостное для нас — в солнечном и морозном небе струящимися льдинками, тонкими настолько, что небо прозрачно и с ними...
и что мы думаем?
...а сам чистый снег на земле, исключающий точное восприятие поверхности, «разнообразен» по цвету, разнообразен по отражению света, поглощению его (!). Сам снег определял пространство: в морозное время словно отторгал свободный и вязкий открытый воздух, в оттепель — «впускал» его в предметы, что проглядывали контрастом, и пространство просачивалось, размыкалось, становилось безбрежным.
И на солнце искрящиеся голубые поляны завораживали чистотой, и морозный свет солнца голубел под открытым воздухом, и непонятно радостно было тебе: взгляд твой разлетался по пушистым полянам бесчисленных снежинок, и не мог ты остановить его...
Не случаен чистый цвет у снега — белый, этот цвет при пасмурном освещении отторгал и звуки, и холод, и свет сам; цвет этот скрывал иное время — время жизни, этот цвет при свете луны или во время сумерек рождал (провоцировал!) все сказочное и волшебное, потому что этот цвет возвращал к себе, к своему уюту, к своей памяти... Может быть, этот цвет отрицал жизнь, но скорее — он, действительно, возвращал к ней.
И жестко!
Он немедленно «помогал» находить тебе «верное» направление мыслей, этот цвет — вызов. Этот цвет сам перестраивал пространство — ты же сопротивлялся, недоумевал, да и наслаждался, но и с тобой оставался протест...
Ответом на вызов могла быть только твоя деятельность, только твоя работа — физическая. А твои эстетические оценки? Определяли они или подчинялись твоей же деятельности?
...взрывались холодом снежные поляны, уносились прочь при солнце, волшебно отдалялись при свете луны, — и все это лишь замерзшая вода, все это лишь такой же ответ на вызов.
Восприятие чистоты снега уже у нас сопровождается каким-то смыслом, связанным с восприятием вообще красоты. Мы уже силимся додумать все производные — и холода,
и белого снега, и воды как исходного вещества. Может быть, просто все? и имело только повод? А эпитеты наши, чувства ничего не стоят?
Как же все было на самом деле? По «порядку»?

     Родники

Кто из нас не считает родники символом самого чистого, что вообще может быть на земле? В те времена, когда установилась общественная жизнь, эти природные явления были прочищены и облагорожены. А сейчас состояние родников — разве не показатель здоровья общества?
Нам не до чистоты (красоты?).
У родника ты буквально остановлен выбивающейся из-под земли жизнью: летом — особой прохладой и темно-зеленой растительностью, прозрачно переливающейся и неповторимой на вкус водой; зимой — в морозы клубящимся паром над глубокой в сугробах проталиной, уходящей в снег, а сама вода боязно теплая, кристально чистая.
В родниках словно таинство свершается (как долго нам всем оно казалось вечным!), и недаром родники овеяны легендами и поверьями, и почти все они носят то или иное имя.
У родника ты остановлен не буйством зелени, даже не чистотой воды, но осознанием факта рождения чистой воды, осознанием связи всего живого с чем-то глубинным в земле, осознанием какого-то своего собственного очищения в этом месте.
Ты остановлен великим таинством связи Рождения и Чистоты.
...а ведь все просто: вода, просачиваясь сквозь землю, естественно и «выбивает» из-под земли, но уже наполненная всем, чем богата земля на ее пути. Наполненная — и прозрачная как слеза! Это примечательно, что символом чистоты для нас является не дождевая вода, но родниковая — со вкусом всего, что дает основу жизни.
Память сохраняет нам знание о родниках, разбросанных вокруг детских привычных маршрутов, и в то обостренное время родники казались вообще чудодейственными склонами земли, откуда вытекала не только сама жизнь, но и само время, и все на свете как бы имело обязательные выходы на родники.
Рождение нового должно и может быть только чистым, то есть, с исходным напряжением.
...и тебя останавливает беззащитная конкретность (натура?) и мгновенное Великое значение этой конкретности: Земля наша истекает родниками, а от родников пошла и есть наша земля (какой смысл вкладывать в подобное утверждение?).
Родниковая вода имеет неуловимо тонкий вкус и прохладу; она утоляет жажду полно; ее свойства уравновешивают самые сложные отклонения в нашем организме...
Мы нуждаемся в этих источниках, и если представить себе, что наше общественное устройство как одно из следствий приведет к их полному загрязнению и исчезновению, то это будет показатель смены нашего самого главного качества — нравственного.
Но пока мы нуждаемся.., пока человеческое в нас сохранено.