Философские принципы организации государств

Валерий Иванов-Виленский 22
Начало ноября нынешнего года ознаменовано в России важными датами истории страны: 300-летие Российской империи, 409-летием изгнания поляков из московского Кремля, 104-летием Октябрьской революции большевиков, - все они колоссальным образом повлияли на дальнейшее государственное строительство народов, проживающих на огромной евразийской территории земного шара. Принципиальное отличие этих процессов, проходивших здесь, на континенте в том, что российское государственное строительство осуществлялось на единении в объединённую этническую «политию», всех проживающих племён, этносов и народов с целью обеспечения прежде всего их безопасности, благополучия во имя общего развития государства и самих себя, гражданской ответственности перед Верховных государем. Подчеркну, понятие «нация», в современном социально политическом значении, вошло в оборот лишь во второй половине XIX века после того, как было кодифицировано итальянским юристом Станислао Паоло Манчини в 1873 году.
С другой стороны, в Западной Европе это было единение, завоёванных военными набегами и покорённых рыцарями определённых территорий, полностью подвластных воли вооружённого узурпатора с его нравственными религиозными канонами, навязанными побеждённым – cuius regio, eius religio. Там, в Западной Европе, земельные владения были помечены родовыми гербами известных княжеских фамилий, гордо красовавшихся на стенах родовых замком, охранявших имущественную собственность феодала. Эти рыцарские линейные родовые привилегии, чётко и принципиально отделяли каждую гербовую фамилию друг от друга в собственных меркантильных, властных и духовных интересах. Объединение таких разрозненных феодальных земель могло осуществляться тремя способами – прежде всего под общей нравственной идеей; предводительством представителя более богатого старшего рода с более древним гербом посредствам грубого насильственного грабежа во время захвата новых территорий, где живут «неверные»; межродовым марьяжем – свадьбой.
Как сноп сена перевязанный соломенной бичевой, император или король охватывал и обвязывал в единую охапку все эти «самостийные» феодальные рыцарские родовые линии, под свой властный скипетр и меч, чтобы вершить прежде всего свою властную волю, во имя величия, крепости и торжества своего родового герба, не без определённой корысти для удельных вассалов-феодалов. Освещала верховную королевскую власть непогрешимая булла Римского папы.
Европейский фашизм является современным идеологическим отражением и реализацией тех же древних здешних принципов устройства государем своей власти, правда, теперь без коронации папской короной. Залогом обеспечения власти современных западноевропейских политиков являются всё те же карающие «ликторские топорики», торчащие из крепко связанного пучка розог – «фасций». Современным олицетворением этих «фасций» являются карающие правоохранительные органы с их служащими – охранный инструмент любой государственной власти.
В России высшая государственная власть в сущности строилась не по принципу «перевязки пучка соломы или розог», т.е. внешней объединяющей грубой духовной и физической силы. Государство российское весь тысячелетний период своего развития после крещения по греческому – византийскому чину в 988 году, укреплялось единым массивом, на основе вече – общенародного схода местных жителей, живших издревле на земле большой общиной. Словно единый мощный ствол дуба, который имеет один корень в земле и разветвляется в верху на сучья и веточки строилось и укреплялась власть российский православных государей. И как в натуральной природе, крепость этого русского государственного ствола власти, всегда была обусловлена собственными витальными генетическими силами государева рода; верующего в него и уповающего на его справедливость народов; жизнеобеспечением земными благодатями, внешней средой и погодой. Без общинного территориального принципа организации социального бытия и верховной власти над этими общинами, на российских территориях, где среднегодовая температурная изотерма была минусовой, люди прожить не могла в принципе. Здесь климат не такой нежный и тёплый, как на территориях вокруг Средиземного моря и в Западной Европе. Каждая клетка – социальная структура этого живого российского государственного организма нераздельно связана с другой, ведёт со всеми важный жизнеобеспечивающий обмен необходимыми веществами и выстраивает гармонично своё положение среди других, а умирая, оставляет за собой живое наследство.
С философской точки зрения мы видим в этом процессе государственной жизни и развития российской государственности построение фрактального типа, которое обусловленное не столько волевыми прихотями государя, но решениями политического деятеля, способного умно оценить внутреннюю и внешнюю обстановку управляемого им государства, определять силы и возможности его развития во имя реализации высоких нравственных целей православной веры. Именно такой единый многоуровневый системный подход фактически приводил к тому, что российская государственность строилась и развивалась в той или иной мере, но именно по принципу математически выверенных объективных процессов построения пространственных фрактальных систем. Выживаемость такой единой системы государственного строительства гораздо сильнее от синтетической, объединённой волевым доктринальным монаршим велением упорядочивающим отдельные поступательные линейные системы – «родовые соломинки», которые весьма хрупки каждая сама по себе.
Бесспорно, огромное влияние на развитие государства российского оказало Батыево нашествие на Русь, когда русские князья стали вассалами ханов огромной Золотой орды (1237-1480), а их православные подданные были обложены данью. Захватчики не тронули православную веру русичей, которая всё время провозглашалась в церквах и монастырях среди населения. Это позволило уже после падения «второго Рима» - Константинополя в 1453 году под турками-сельджуками, объявить православным: «Москва - Третий Рим, а четвёртому не бывать». Затем было взятие Казани в 1552 году и трансформация государства Великой орды в территорию всея Руси с русским царём Иваном Васильевичем IV во главе. Затем было провозглашение Петром Первым Российской империи после победы над шведами в 1721 году; СССР с 1922 года, после падения самодержавия в марте 1917 года и установления общенародной власти большевиков в октябре 1917 года. И вот теперь, в 1991 году взятие власти на огромной территории Российской Федерации деятелями финансового капитала – транснациональными олигархами, которых в настоящее время несколько потеснила от властных рычагов управления государственная российская бюрократия.
Заканчивая это философско-политическое ессе о принципиальном отличии построения государственных систем на Западе и Востоке Европы, хочу подчеркнуть, что российская имперская государственность не строилась на принципах построения морских империй (в Новые времена: Испания, Португалия, Англия и т.д., теперь США) с их центростремительной направленностью властных интересов монархов.
Российская государственность строилась на принципах построения континентальной империи, с её центробежной направленностью властных интересов монархов. (Подробнее об этом прошу смотреть здесь: )
Принципиальное различие в организации структуры власти между империями центробежного типа и центростремительного типа в том, что первые строятся экстравертно (во вне) - аналогично с принципами формированию материальных пространственных плоскостных форм фрактальных систем. Вторые, центростремительного типа, строятся интравертно (во внутрь) - аналогично с принципами формированию количественных линейных принципиальных систем по типу кристаллов.   
Все другие государственные устройства строятся, скажем так, на математических принципах построения жидких – аморфных кристаллов, обладающих почти уравновешенной переменной функцией экстравертного и интравертного действия в оформленной (пространственно закрытой) объёмной системе.
Государства, построенные на преобладающих не материальных - духовных принципах, строятся на математических - геометрических принципах взаимодействия нравственных категорий, формируя «звёздные» системы соотношения качественных детерминантов их имманентно определяющих – по типу нравственного креста (подробнее здесь: ).
Подчеркну, названные математически детерминированные государственные системы, закономерные построения тех или иных материальных, социальных, духовных и нравственных сущностей, которые имеют оформленный материальный вид, т.е. осмысленных человеческим сознанием и не оформленных – не осмысленных человеком объективно существующих сущностей, происходят абсолютно обязательно, ибо по законам природы, описываемых алгебраическими формулами. Всё эти системные построения происходят на всех уровнях общественного умного бытия людей, осмысленными «продуктами» знаний социумов которых они являются (в отличие от животных – продуктов неосмысленных инстинктов и рациональных рефлексов).
Государственное систематизированное построение не обязательно вершится волей государя, осознающей, знающей и понимающей объективно происходящее во всей его имманентной глубине. Как много государств в истории строилось «спонтанно», лишь волей и силой! Выживали те, что опирались на объективные гуманные законы нравственности. Абсолютные нравственные законы написаны словами непоколебимой Истины, которая принципиально обусловлена математическими законами. Мудрый умный государь считался с истиной и не противодействовал этим объективным законам в процессе ведения своей справедливой свободной политики, помня слова завета евангелиста Иоанна: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Человек не знающий Истины всегда жертва.
Omnes per voluntatem universalis Intelligentiae

СВОБОДА И ВОЛЯ

Свобода и Воля, два слова сакральных,
В них личность и сила всего состоит.
Свобода зависит от знаний ментальных,
А силу природа в нас каждом творит.

Нет воли, свобода - безжизненный мусор!
Зачем она тем, кто не хочет ваять,
Дерзая искусно меж знаний торосов,
Желая энергии больше объять.

Быть сильным и умным людское призванье.
Но многие в жизни лишь видят одно:
Поесть бы, и тихо прилечь на диване,
Оставив для жизни открытым окно.

За ним, щебетанье певцов от природы,
За ним зелень трав и цветенье садов…
Но нет у лежащего вовсе свободы.
Она не нужна тем, кто в сладости снов.

Не нужно свободно искать среди знаний.
Не нужно и волю к тому применять,
Чтоб плод тех великих и мощных дерзаний,
Мог души чужие красою пленять.

Есть воля творить – и свобода ущербна!
Законы природы её стерегут,
Здесь линия логики вяжет всё мерно,
Здесь ratio вяжет «свободный» твой труд.

Жестоки природы умнейшие силы,
Что благость вокруг нас - людей создают.
По воле - свободно нарушишь те силы, -
На кладбище тихо тебя понесут.

Меж жестких узилищ вселенских законов,
Где нету свободы, где лед и кристалл -
Наш разум, минуя ряды всех препонов,
Разломы кристаллов цветных познавал.

Разломы, когда все линейные связи,
Рвались вне системным вторжением тел,
И сбросив энергию в космос… Из грязи,
Вновь новый кристалл нам сияньем горел.

Мир чисел не терпит неумных вторжений,
Где мир их нарушен - энергии всплеск,
Не может терпеть Он никак поражений:
Нарушиться Умного промысла блеск!

Мы люди, частичку тех истинных знаний
В себе изначально по жизни несём.
Творим, исполняя весь смысл показаний,
Свободно дерзая – и нравственность в том!
.............................................