Сказка о Мурчеле

Александр Георгиевич Гладкий
На одной из далеких планет не нашей солнечной системы жили-были челокомые – разумные существа, похожие на нас людей, но, в то же время и на насекомых. Как они выглядят? Да вы их видели не раз в старых советских мультфильмах или фильмах для детей, где пучеглазый муравей с человеческим лицом разговаривает, поет, ходит на задних лапках, танцует, а кузнечик пиликает на скрипке. Откуда они взялись достоверно неизвестно. Видимо Создатель их сотворил такими в порядке эксперимента, ведь насекомые – суперсовершенные существа, а если им еще и человеческие мозги добавить? Вот и решил, наверное, посмотреть, что получится.

Планета та небольшая, поменьше Земли, соответственно и стран на ней было не много. В одних жили пчеловеки – люди-пчелы, в других челожуки – люди-жуки, в третьих шмелечелы – люди-шмели и так далее. Какие-то сообщества челокомых строили свои государства как люди, другие же в основу социума заложили законы улья, осиного гнезда, гнезда шершней или шмелей. Совсем отсталые государства жили как мухи, плодились в несчетном количестве и страдали от голода и нищеты. Совсем как на Земле. Рассказать о каждой из этих стран сложно, поэтому сказка моя об одной из них Мурчеле – стране муравеков или человьев.

Как вы, наверное, догадались, речь пойдет о людях-муравьях. Внешне выглядят они практически одинаково, как китайцы для нас, но различаются пресловутым IQ – у кого он выше, те ближе к людям, у кого ниже - те больше схожи с муравьями. Поскольку муравеки, все-таки люди, им присуща человеческая физиология – дыхание, пищеварение, размножение, органы чувств, мышление и речь. Поэтому не удивляйтесь, если в ходе повествования обнаружится, что они достаточно цивилизованы – читают книги, смотрят телевизор и пользуются интернетом.

В отличие от людей Земли, прошедших долгий тернистый путь эволюции, челокомых Создатель сотворил одномоментно и заселил ими планету. Возникшая популяция человьев – мыслящих существ, стала обществом и они приступили к строительству своего государства. Так случилось, что вначале они попробовали жить по-человечески и в основу государственности положили принципы либеральной  демократии: законность, политическое и социальное равенство, свободу во всех ее проявлениях,  права человья, и так далее. Соответственно, были внедрены следующие процедурные нормы: выборные государственные должности; честные, состязательные, регулярно проводимые выборы; отзывчивость правительства; свобода самовыражения; доступ к альтернативным и независимым источникам информации; развитое гражданское общество, третий сектор, автономия общественных организаций; всеобщий охват гражданства.  И все вроде бы, получалось: работал парламент и правительство, общественные организации и предприятия, но общество человьев оказалось недостаточно зрелым, чтобы жить по-человечески и среди муравеков созрело мнение, что надо попробовать жить по законам муравейника. Следуя заразительному примеру соседних стран, поддавшись давлению ряда политических сил, руководствуясь принципами демократии, находящаяся у власти элита организовала референдум, на котором большинство муравеков высказалось за организацию структуры государства по принципу муравейника.

Во главе государства стала Матка и, хотя в отличие от муравьев она являлась ею номинально, поскольку никаких личинок не откладывала, однако отношения к себе потребовала, как к  королеве. Матка вовсе не самодержавная правительница Мурчелы, хотя ей иногда так кажется, и она является непререкаемым авторитетом во всех областях для обитателей страны. Подобно муравьям, вылизывающим выделения матки и таким образом передающим информацию по муравейнику, муравеки, обслуживающие Матку, подхватывают озвученные ею мысли и сентенции и тиражируют через средства массовой информации на всю страну. Она окружена многочисленной свитой рабочих муравеков с высоким статусом и судьбу Матки решают именно они, хотя в кризисные времена ее спасают в первую очередь.

Государственное устройство Мурчелы заслуживает подробного описания. Страна Мурчела  по сути своей схожа с муравьиной семьей, насчитывающей несколько миллионов особей, и подавляющее большинство составляют рабочие муравеки, трудящиеся на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.  В этой социальной системе четкое разделение труда и вся жизнь муравека должна быть подчинена интересам страны. Человей должен быть постоянно занят каким-нибудь трудом на благо общества: промышленным и сельскохозяйственным производством, строительством, благоустройством городов и селений, уборкой мусора, воспитанием подрастающего поколения и так далее. Произведенные материальные блага не принадлежат муравеку, а являются достоянием общества. Он получает лишь малую толику, чтобы поддерживать свои  жизненные силы. Принцип более-менее равномерного распределения материальных благ между отдельными особями – средство поддержания единства общества человьев.

У муравеков разные характеры, влияющие на выбор ими профессии. Характер муравека – инициативность, любопытство, способность увлекать других определяет выбор ими профессии и из них вырастают разведчики, наблюдатели, координаторы. Они составляют очень небольшую часть населения, но именно они принимают решения. Кроме того, разные профессии требуют разного строения тела, и уже в детском возрасте предрешено, выйдет ли из молодого муравека солдат или спортсмен. Вообще, у челокомых каждая особь сменяет в жизни несколько профессий. В молодости человей учится, потом работает на непрестижных должностях. Повзрослев, несет охранную службу и наконец переходит в разряд производителей материальных благ – рабочих муравеков. Рабочие особи могут менять свои профессии не только в соответствии с возрастом, характером и собственными склонностями, но и потребностями страны. Среди человьев постоянно находятся муравеки-наблюдатели, следящие за порядком и возможной опасностью и отличающиеся быстротой реакции и агрессивностью. Они составляют силовой блок и обеспечивают государственную безопасность. Взаимодействие особей строится по иерархическому принципу.

К сожалению, вроде бы стройная система организации общества не смогла противостоять неограниченному захвату власти Маткой и ее окружением, решения которых не подлежат ни правовым ограничениям, ни упорядоченным механизмам народного контроля. Власть в Мурчеле была узурпирована и опиралась на многочисленный контингент  муравеков - войнов и наблюдателей. Инакомыслие жестоко подавлялось. Независимые средства массовой информации  и третий сектор были полностью ликвидированы. Тюрьмы и колонии заполнили инакомыслящие. Буйным цветом расцвело доносительство. Все как у нас на Земле в Сталинские времена.

Вот так и жили в Мурчеле, пока среди муравеков не созрел вопрос: «Доколе? Когда мы, наконец заживем по-человечески?» Но это уже другая история.