Манифест- 23. Елизавета Петровна

Оксана Самоенко
   Спасибо всем, кто дождался очередной публикации.  Спасибо тем, кто подписался, не смотря на моё долгое молчание.  Пройдено три больницы. Теперь я в шрамах, как матрос Железняк в пулемётных лентах.  В списке перенесённых болезней - кака  заморская  ковид.
Последним моим впечатлением перед больничной Одиссеей был рассказ Эдварда  Радзинского о расправе Петра Первого с сыном Алексеем. В силу своих убеждений и занятий писатель   любит приврать и драматизировать. Каждый раз он опирается на свидетельства реальных документов.   
 По Радзинскому Алексей попал в ловушку, тщательно приготовленную отцом. Не устраивали Петра Алексеевича готовность  сына отречься от престола и постричься в монахи. Он «спровадил» жертву  в бега, потом выманил  в Россию, где её  долго пытали и били заплечных дел мастера.
 Алексея били даже тогда, когда специальные люди приговорили беглеца к смерти. Никто не знает, как умер царевич,  где он похоронен. По одной из версий  страдальца    придушили тюремной подушкой по распоряжению Екатерины Первой. Так императрица пыталась освободить мужа от болезни. Император  страдал ненавистью к сыну.  Наследники   Петра и Алексея были ровесниками. Сын Петра умер, а внук остался жив.
Если убийство Иваном Грозным  сына можно списать на трагическую случайность, на болезненное состояние царя, то Пётр получается просто маньяком. И Елизавета Петровна разбиралась потом с семейством Анны Леопольдовны « со вкусом». Есть в этом что- то страшненькое.

   Я не собираюсь подробно рассказывать о правлении императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Алексеевны. В Интернете и без того достаточно материала по их правлениям. Может быть, для гражданина страны совершено не  обязательно   знать о некоторых вещах.
 Были, куда- то завели страну, сделали то и это,  навредили ещё больше.  И, слава богу, что не так много, как могли бы. Главное, потом всё красиво описать. Чтобы самой читалось и не верилось.  «Ай, да Лизка! Ай, да Петькина дочь!» «Ай, да Катька! Ай, да сукина дочь!»
Тем более что последняя сама смогла наврать  о себе с три короба. Да так, что с Того света прикалывается по нашему поводу  до сих пор.
 
   Наши матушки- императрицы не мыслимы вне Галантного века.
     Что такое  галантный век? 
Время европейской галломании,   предельного инфантилизма. Мужчины становились женственными. Женщины - дорогими безделушками.   Все вместе гнались за призраками вечной молодости, проводили жизнь в развлечениях. Боялись возраста и всего, что могло напомнить о другой стороне жизни. Европейцы  были далеки от решения социальных вопросов.  Росла пропасть между богатыми и бедными. Как ни прекрасны дворцы и парки того периода, как ни хороша мода галантного века, надо помнить о том, что за всё приходиться платить.
 Историки искусства, между прочим, говорят, что в русской предреволюционной моде, поэзии, повседневности верхов  появились тенденции утончённости, предельной изысканности, символизма, в котором мог разобраться только, хорошо выпивший, автор произведения.
А потом приходит время  Очищения.   Потому так похожи революции.
 
 Фаворитизм вовсе не пикантная история о  чьих- то неумеренных сексуальных аппетитах.  Во Франции за каждой избранницей или баловнем судьбы   стояли развитие определённых мануфктур, создание политических союзов, выдвижение направлений в искусстве и науке.
У нас за каждым фаворитом стояла армия. Если при Петре Первом численность русской армии достигала двухсот тысяч человек, то Екатерина Вторая уже имела армию в четыреста тысяч.  И похвалялась, что при желании,  может собрать шестисоттысячную силу.
Европа постоянно воевала. Делилась на карликовые княжества, объединялась в государства- однодневки, снова не могла поделить футбольные размеры своих стран. А тут - огромные  армии   практически даром.  Только за то, чтобы Россию признали Европой.  Иностранные посланники внимательно следили за жаждущими  взглядами русских императриц, сами подыскивали сердечных дружков для них. Скорее всего,  финалом очередного бурного свидания становились документы, за которые щедро платили  все заинтересованные стороны.

Молоденькой Елизавете был всего 21 год, когда в Россию приезжает «сестрица» Анна Иоанновна. По иронии Анне  Леопольдовне был тоже 21 год, когда  ей  пришлось возглавить империю. Некогда Петру  мечталось выдать дочь за Людовика   XV.  От очередной русской королевы командующих  европейским парадом спасла мелочь. Елизавета была  «привенчена». Пётр женился на Екатерине, но потом. Видимо, 200 тысяч  российской армии были весомым аргументом Петра. Елизавета получила блестящее тусовочное образование. Она хорошо говорила по-французски, замечательно танцевала, имела свежий цвет лица. Что ещё нужно французской королеве?  Голос и красивые ноги тоже  были в наличии.   Вот такой, не испорченной лишними  знаниями, она и осталась. Жаль, что Пётр не «настоял» на своём. Ах, какой мог быть скандал!

Дщерь Петра поучаствовала  в официальных мероприятиях, получила 30 тысяч  рублей годового содержания и благоразумно исчезла из столичной жизни.  В сериалах о Екатерине Второй где- то есть солидные дядьки, строжившие жену наследника престола. Меж тем,  почти все министры Елизаветы были её ровесниками. Красавцами их не назовёшь.  Галантный век имел свои представления о мужской внешности. Ума и осторожности им было не занимать. Наверняка, Анна Иоанновна присматривала за сестрицей. Один её «галант» был даже с пристрастием пытан и сослан на Камчатку или Сахалин, «открытые» этой государыней для воспитательных целей.  Ничего «надыбать» против Елизаветы не смогли.
   Она периодически появлялась в столице, выпрашивала денег, роднилась со скавронскими родственниками. Екатерина Первая стеснялась их. Дочь Екатерины набивала  транспортное средство ромалами   битком и катала их по городу.
Елизавета Петровна  тусовалась в подмосковных имениях, гвардейских квартирах.
Даже интересно, заступилась  бы  гвардия за Елизавету, если бы что- то было обнаружено следствием?  Анна тоже основывала полки, называлась  «матушкой - полковничехой».
  Елизавета была на «ты» с гвардейцами. Охотно крестила их детей.  По  делу   сказано - « триста кумовьёв посадили куму на престол».  Но   «кума» продолжала веселиться уже на балах Анны Леопольдовны, а  кумовья её вынудили заняться государственными делами, когда стало известно, что муж Анны Леопольдовны решил отправить гвардию на войну. В историю вошло 25 ноября 1741 года, сильнейший снегопад, гвардейцы, несущие на руках отплясывающую Петровну. Чтобы девушка не надумала сбежать, её закутали в шубу.  Потом  избранница  гвардии закатывала глаза, заламывала себе руки и притворно сокрушалась: « Бедное дитя, ты не виновато».
Младенец Иван  Шестой был приговорён к долгому увяданию.
 Учитесь давать обеты иконам мол: « Крови проливать не буду».  Давайте назовём Елизавету Петровну основоположницей легенды о Петре- реформаторе- западнике. Что- то она делала в гвардейских квартирах десять с лишним лет?

   Пишутся пьесы о засилье немцев и победившей справедливости.  Веселится и ликует весь народ. Вдруг, Елизавета узнаёт, что не весь народ веселится и ликует. Есть те, кто по дурости, как некоторые герои «Гардемаринов», чего- то там себе придумали и «разнесли»  по салонам столицы. С этими разобрались быстро под печальное пение Боярского.
 Но есть искренние сторонники другой веточки Алексея Михайловича, через многие потери, пробившиеся к власти в лице Анны Иоанновны. Елизавета, следуя тогдашней моде, воспитанию и пристрастиям, не могла обойтись без собственной «железной маски».
 Ну, скучно, же иначе.

Забавно её разочарование в племяннике из- за нежелания будущего Петра Третьего учиться.  Интересно, вспоминала императрица о дружке Петре Втором, на похороны которого конспираторша   не пришла? Образование у этих Романовых было как- то не в чести. Пётр Третий ещё откровенно и открыто потешался над православием, преклонялся перед Фридрихом Великим.
 
В самый раз поговорить о войнах Елизаветы, страшных кровопролитностью и ненужностью. В Шведскую войну Россию втянули потому,  что никто не знал, как поведёт себя  в той ситуации   вооруружённая женщина.  Семилетняя война кончилась ничем из- за того, что все стороны потеряли к ней интерес.
Военный аналитик из меня тот ещё, но не мной открыто, в какое  сложное положение   попали тогда наши военные. Елизавета ждала победы над лучшей армией Европы, а  наследник престола   этой победы не желал.
   Конечно,  процитирую  прусского короля Фридриха Великого. В 1758 году во время  Цорндорфской битвы король сказал:» «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить».
Командующий  русскими Виллим Фермор бежал с поля боя. Потрепанная прусской артиллерией, «разорванная» на части русская армия опровергла все тактические законы и ожидания  Фридриха Второго. Она не отступила. Более того, правый ее фланг,  неизвестно по чьему приказу,  пошел в атаку и был отброшен лишь в результате контратаки 46 эскадронов лучшей в мире прусской конницы.
 Снова   Фридрих   обнаружил, что противник покидать поле боя не собирается. Русские солдаты без какой-либо команды вставали «спина к спине» и продолжали драться. В архивных документах сохранились воспоминания очевидцев, которые подтверждали: русские, малыми кучками или большими толпами, без оружия, дрались до тех пор, пока стояли на ногах. И даже когда падали, лишившись руки или ноги, продолжали «вредить неприятелю».
Немецкий историк фон Архенгольц  описывает ход Цорндорфской баталии и «незнакомое зрелище», свидетелями которого стали пруссаки. Атакованные со всех сторон русские пехотинцы, не сумевшие сохранить целостность рядов и расстрелявшие все патроны, стояли как «истуканы». Автор считает, что действия русских солдат были вызваны не мужеством, так как фактически они не защищались, а готовностью «тупоумно» принять смерть. На место павших, подобно стойким оловянным солдатикам, становились живые, чтобы повторить участь погибших сослуживцев.
  Немец приводит слова русского генерала Петра Ивановича Панина – непосредственного участника битвы при Цорндорфе. Русский военачальник говорил, его солдаты выстояли – живые, раненые или пьяные. Сергей Соловьев  подчеркивал ,  русские солдаты в битве при Цорндорфе поразили врага. Одни тем, что стояли как каменные – ни перебить, ни обратить их в бегство было невозможно. Другие – тем, что «набросились» на бочки с вином и опустошили их, а затем «бродили» в беспамятстве и не слушались приказов. Когда командиры пытались остановить внезапную атаку, солдаты, невзирая на приказы, дружно ринулись в бой с громким «Ура!»

   При  столкновении с противником, лишившись оружия, многие русские переходили в рукопашную. И даже оказавшись на земле поверженными, продолжали в буквальном смысле грызть врага зубами. Многочисленные источники подтверждают, выражение грызть зубами  не было  метафорой. После боя свидетели описывали типичную картину: смертельно раненый русский «рвал зубами» еле живого пруссака, который истошно вопил и звал на помощь.

Не знаю, как относиться к этим свидетельствам. Война с не понятными целями и задачами длилась и длилась.  Русское командование ехало на фронт с самоварами, в  их имениях вымирали целые семьи. Старики просились домой на похороны, Елизавета лежала при смерти. Русские отступали.  Императрица выздоравливала, меняла офицеров. Войска наступали. Берлин брался дважды.
Видимо, это дико   надоело солдатам. Напившись до потери самого главного для человека чувства- чувства самосохранения, мужики потеряли и другие человеческие качества. «Рвать зубами». Прусаки пережили самый страшный страх в своей жизни. Доведение людей до такого состояния не снилось Данте.  Нескольких кругов в Аду не хватает точно.
Фридрих подарил Елизавете карету, приезжал в гости к Екатерине Второй, это ему она хвасталась шестисоттысячной армией. На что Фридрих ответил, что тоже может собрать такие силы,  но ЗАЧЕМ?

Действительно. 600 тысяч человек нужно обуть, одеть, вооружить, расселить, обеспечить, пардон, выгребными  ямами. Не забудем о коннице и артиллерии. Когда можно просто подарить карету и найти помещение для фельдмаршальских   самоваров. В твоём распоряжении «стены из мяса, в которые нужно добавить алкоголя и вся недолгА.
 
Говорят, Елизавета умерла легко. Пётр Третий остановил военные действия и вернул Фридриху всё, завоёванное Россией.

Вспомним стрелецкую казнь, настроение и темп, которой задавались самим Петром Первым. На эшафот вывели рослого, сильного казака. Ему под ноги откатилась голова казнённого сослуживца. Казак Ухарски  отфутболил голову в толпу.  Лихое молОдчество понравилось царю.  Казак был помилован. А зря!  То был родоначальник Орловых, один из которых придушил последнего Романова, в котором текла кровь Петра.  Какая ирония!

«Стены из мяса»- выражение Николая Данилевского идеолога панславянизма  позапрошлого века.