Черновы-3. Первый год семейной жизни

Михаил Бортников
Продолжение.Начало -- http://proza.ru/2021/11/10/1908 . Предыдущая глава  http://proza.ru/2021/11/12/1330

В деревню Ванину молодые начали собираться загодя. Рая расспросила Ивана, как сестёр зовут, как они выглядят, что любят.
- Тебе зачем, Раечка? Ты ведь и не запомнишь, наверное, ничего, пока не увидишь их.
- Подарки небольшие хочу подобрать, да так, чтобы они по сердцу пришлись. Для мамы пуховый платок у меня новый есть, должен понравиться.
- Сёстры мои любым подаркам будут рады, в деревне сейчас ничего не достать. Им нужно самое необходимое везти: мыло, нитки, иголки швейные. Посмотришь, как они живут, сама поймёшь. Продукты привезём, маме надо бы лекарство ещё купить, сердце у неё пошаливает, а аптеки в селе нет.
- Это правильно насчёт лекарства. Но я, Ваня, о другом сейчас думаю. Баба Лена не советует Вареньку с собой брать. Говорит, что так лучше будет. А я вот не уверена. Зачем дочку мою скрывать, жизнь нашу с обмана начинать? Да и не умею я за зубами язык держать, начнут меня расспрашивать, кто я, да откуда, что делала при немцах, обязательно проболтаюсь. Ты как скажешь? – Рая с надеждой посмотрела на Ивана.
- Скажу, что ты права. Мама у меня сама человек прямой, вранья на дух не переносит. Что случилось, то случилось. Ты же не виновата в том, что жених твой на фронте погиб!  А Варю я обязательно удочерю, и будет она мне самой родной дочкой. Мы с ней уже подружились. Возьмём с собой, пусть свежим воздухом подышит.

Поездка в Петровку прошла удачно.  Матери Ваниной, Раисе Петровне, невеста сына понравилась, вела она себя просто и естественно, чувствовалась, что Ваню любит и заботиться о нём будет, как полагается. Сёстры тоже Раю одобрили, а подаркам порадовались. Варенька была в центре внимания, детей давно никаких в доме не было. За столом сидели долго, вспоминали довоенную жизнь, помянули погибших. Прощались тепло.

Поход в ЗАГС решили не откладывать, расписались через неделю в Ростове, а свадьбу устроили скромную, пригласили только Тамару и Маньку, и бабу Лену, конечно.
Во флигеле бабы Лены было две комнаты и маленькая кухня при входе, так что места для не разбалованных жизнью молодожёнов хватало. Жили они дружно, по мелочам не ссорились, а Вареньку Иван сразу же удочерил официально, и всё, что она с детства помнила, было, как  папа с войны вернулся.

По утрам Варенька оставалась дома с бабой Леной, родители уходили на работу, Рая в госпиталь, Иван на завод. Ростсельмаш, на котором он дважды проходил практику во время учёбы в техникуме, изменился настолько, что он его и не узнал. Всё оборудование по производству комбайнов в 1942 году вывезли в Ташкент, уехали туда и все ведущие специалисты, которых освободили от мобилизации, дали бронь. Сотни других работников Ростсельмаша ушли добровольцами на фронт. Так что специалистов не хватало.

Ростсельмаш продолжал работать и в Ростове, только выпускал теперь совершенно другую продукцию: мины, гранаты-лимонки, боеголовки к  реактивным снарядам, известным под именем «катюши», фугасные авиабомбы, комплектующие к пулемётам «максим» и прочее вооружение.
 
Чернов первое время работал инженером в техотделе и, не жалея времени, изучал производство. Раненая нога, конечно, давала о себе знать, но с болью в ней Иван уже свыкся и очень надеялся, что с годами она утихнет.

Вечера молодожёны проводили вместе, всей семьёй, когда дома, когда на природе, когда с друзьями. На фронте произошёл перелом, один за другим освобождали захваченные фашистами города, начиналось наступление по всем фронтам. Тем более, что и давно обещанный союзниками второй фронт, наконец, открылся шестого июня 1944 года.

* Продолжение следует - http://proza.ru/2021/11/18/1770