Глава 1. История как путеводитель

Анастасия Игнашева
Людям свойственно сравнивать. Проводить параллели и выискивать сходство, хотя занятие это, вообще-то неблагодарное, а временами и чреватое. Люди часто обольщаются внешним сходством, упуская внутреннее содержание. На что и обращал внимание Шпенглер в своём труде. Об этом же говорил и Гумилёв. Но в несколько ином ключе.
Гумилёв считал Шпенглера одним из своих учителей. Да и судьбы у них были чем-то похожи. Оба не угодили режиму. Лев Николаевич почти половину жизни провёл в сталинских лагерях, а Шпенглера загнобили пришедшие к власти гитлеровцы и он умер в 1936 году от сердечного приступа.

          Россию постоянно сравнивают с Европой и до недавнего времени сравнения были не в пользу России. Люди так устроены, что в чужой руке кусок всегда больше кажется. Нам тоже казалось, что «там», у «них» всё лучше, богаче, обустроеннее. Мы были робко и безответно влюблены в тот мир последние триста лет и надеялись, что он ответит нам взаимностью. А в ответ получали то Лжедмитриев в количестве двух штук, то Наполеона, то Гитлера, то санкции и менторские поучения, как нам жить. И наконец нам это надоело. Почему так получилось, откуда пошли эти умонастроения – я тоже попытаюсь объяснить.
Ещё раз хочу напомнить!
 Я не претендую на истину в последней инстанции. Не стремлюсь открыть Америку, я просто размышляю и делюсь своими мыслями. И сравниваю. Попутно пытаясь ответить на вопрос «Почему Россия не Европа?» и на многие другие.

                А начнём мы, пожалуй... С определения этноса и культуры, как производной этноса. 
         В этнографию Гумилёв зашёл как бы с чёрного хода. Этнографы изучали современные народы, а Гумилёв – историю этносов, в большинстве своём уже исчезнувших, то есть занимался сугубо академическими фундаментальными исследованиями.  Гумилёв полагал историю именно как историю этносов. И несть им числа и имя им легион. Этносы, согласно теории Гумилёва. рождаются, живут и умирают. Как люди.
"Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали..."
Древние египтяне, шумеры, вавилоняне, персы, римляне... Все они создавали великие империи, оригинальную культуру, от которой ныне остались лишь черепки да руины.
Итак, что же такое этнос?

    Этнос, по Гумилёву, — это людской коллектив, связанный одной судьбой, с одним стереотипом поведения, занимающий определённый вмещающий ландшафт и взаимодействующий с этим ландшафтом. Этим стереотипом поведения данный этнос отличается от других этносов, имеющих каждый свой индивидуальный оригинальный стереотип поведения. За счёт своего стереотипа поведения этнос отделяется от других этносов по принципу: «это вы, а это я»!!
Что такое стереотип поведения? А это набор всех обычаев, которые исповедует данный этнос и которые обязаны исповедоваться каждым членом данного этноса.
А откуда берутся обычаи этноса? А от предыдущих поколений. Каждое бывшее поколение имеет свой набор обычаев. И оно передает этот набор обычаев следующему поколению. Сменяющее его поколение рассматривает этот набор обычаев, фильтрует его и оставляет для себя только те обычаи, которые оно считает полезными. И пользуется ими как стереотипом поведения. Потом этот свой набор обычаев передаётся дальше, следующему поколению. И так идёт: от одного поколения к другому поколению. И каждый раз полный набор обычаев является стереотипом поведения данного этноса.  Каждый член этноса обязан выполнять все обычаи того этноса, к которому он принадлежит. Причём каждого члена этноса это выполнение предписанных ему обычаев совершенно не тяготит. Он чувствует себя внутри этого этноса совершенно свободно и легко. Зато обычаи и поведенческие стереотипы других этносов кажутся ему либо смешными, либо странными, либо абсолютно дикими и аморальными.
   Но проявляется ярко это его поведение, как принадлежность к своему этносу, тогда, когда он попадает в какую-то экстремальную обстановку. (6)
    Экстремальная обстановка — это, например, столкновение с представителями других этносов. Это любой вызов, который бросает этносу окружающая среда.
   Кроме того, Гумилёв считал этносы таксономическими единицами, тождественными видам у животных и растений. Допустим, для примера вот такую классификацию вида:
Тип: Хордовые
Класс: Млекопитающие
Семейство: Непарнокопытные
Отряд: Лошадиные
Род: Лошадь
Вид: Лошадь домашняя

Далее может быть порода, линия и так далее. Так же и в случае с этносами:
Семья: индоевропейская
Группа: Славяне
Подгруппа: Восточнославянская
Этнос: Великороссы
     Внутри этнос может иметь, в зависимости от степени развития, различную структуру: родоплеменную, сословную, или классовую. Чем сложнее структура – тем устойчивее этнос.

        Этнос – не раса. Хотя нацисты и оперировали этим понятием, разделяя этносы на расы.  Ну, раса – это условное разделение всех людей планеты. Обычно это делается по внешнему виду: белая раса, чёрная раса, жёлтая раса и т.д.

Этнос – не общество. Общество – это совокупность людей, которая может быть большой и очень большой. Например: социалистическое общество, капиталистическое общество, феодальное общество и т.д. Но общество развивается по спирали; а этнос, хоть и развивается, но по своей собственной кривой не похожей ни на спираль, ни на циклоиду, ни на круг, ни на прямую. Этнос развивается по своим собственным законам. Следовательно: этнос – не общество.
Этнос – не популяция. Популяция – это группа организмов одного вида в одном ареале, скрещивающихся совершенно произвольно. Пример: в одно открытое окно влетает в комнату стая каких-то мух, а в другое открытое окно влетает другая стая таких же точно мух. Немедленно образуется одна общая стая, внутри которой будет идти произвольное скрещивание. Вот это популяция.
А этнос, помимо прочего, накладывает ограничения в браке.

  Хотя вот Шпенглер в своём труде оперировал именно понятием «раса», но подразумевал при этом, очевидно, этнос:
 "Раса имеет корни. Раса и ландшафт едины. Где растение коренится, там оно и умирает".
Шпенглеру, на мой взгляд, не хватает чего-то, стройности и изящества его построениям бы добавить. А вместо «раса» следует читать «этнос».  Гумилёв тоже говорил о единстве этноса и ландшафта. И для каждого этноса существует его родной вмещающий ландшафт: для эскимосов это полярные снега, для африканских народов саванна, для индейцев Амазонии — джунгли и так далее. Этнос взаимодействует с вмещающим ландшафтом и изменяет его в ходе своей хозяйственной деятельности. А производным от этого является культура.
«...начиная с ледникового периода на Земле обитают люди, а не «народы». Поначалу их судьба определяется тем, что телесная последовательность родителей и детей, связь крови образует естественные группы, обнаруживающие явную склонность к тому, чтобы пустить корни в каком-либо ландшафте. Даже племена кочевников ограничивают свои передвижения определенными ландшафтными рамками. Тем самым задается длительность космически-растительной стороны жизни, существования. Вот что называю я расой. Племена, кровные родичи, поколения, семьи - всё это, вместе взятое, является обозначением факта циркулирования крови посредством производимых в более широком или же узком ландшафте зачатий»
      Каждый этнос находится в тесной взаимосвязи с тем куском планеты, на котором ему выпало существовать. Такой кусок планеты Л. Гумилёв называет ландшафтом. Иди «вмещающим ландшафтом» Форма ландшафта накладывает сильнейший отпечаток на род занятий и образ жизни проживающего на нём этноса. Если этнос живёт возле моря – это этнос-рыбак, если в степи — это этнос-пастух, в тайге – этнос-охотник и т.д. Этнос обязательно приспосабливается к кормящему его ландшафту. С другой стороны, этнос изменяет, приспосабливает ландшафт для своего процветания. Этнос, прочно приспособившийся к кормящему его ландшафту, не может существовать в других ландшафтах. Собственно — характер взаимодействия этноса с вмещающим ландшафтом и определяет его образ жизни, стереотип поведения и культуру, наконец!
 Существование во вмещающем ландшафте бывает активное и пассивное, когда этнос либо меняет и преобразует ландшафт своей деятельностью, либо просто существует в нём, ничего не изменяя. Чем этнос пассионарнее - тем активнее он взаимодействует со своим вмещающим ландшафтом, преобразуя его. И наоборот - чем менее пассионарен этнос, тем меньше он взаимодействует со своим вмещающим ландшафтом. Пример - реликтовые племена в джунглях Амазонии, которые всё своё взаимодействие с вмещающим ландшафтом свели к охоте и собирательству и живут первобытнообщинным строем.
        А что такое пассионарность?
 Пассионарность — это жизненная сила, жизненная энергия этноса. У кого-то она выше, у кого-то ниже. А от чего это зависит? От возраста этноса и фазы этногенеза, в которой этнос находится.
 Итак, с этносами разобрались. Теперь разберёмся с пассионарностью. Историческая справка. Кто такие пассионарии?
Вот что на эту тему говорит Википедия.
Пассиона;рии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.
Термин введён Л. Н. Гумилевым.
Пассионарии — особи энергоизбыточного, активного общественного типа. Антипод пассионарию — субпассионарий, особь энергодефицитного типа. По Подолинскому, пассионарий — наиболее активный субъект общественного движения производительного типа - изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Противопоставляются таким пассионариям растратчики энергии, стяжатели паразитического типа.
Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130—160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.
В контексте определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».
     А мы добавим, что пассионарность – это врождённая способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы!!!
Пассионарии — это великие полководцы, учёные, писатели, композиторы. Ну и финансовые воротилы тоже! Пассионарность не различает добра и зла! Великие злодеи тоже могут быть пассионарны. Гитлер, например. К нему мы ещё вернёмся.
Пассионарии обычно ставят перед собой очень далёкую цель, которая, как правило, недостижима. Л. Гумилёв называет такую цель «иллюзорным идеалом». И вот пассионарий к этому иллюзорному идеалу по жизни бежит и бежит. Жизнь у него может быть и подлиннее, и совсем короткой, если этот пассионарий лишится головы, сгорит на костре, или по-современному получит пулю промеж глаз. Но он, пассионарий, обязательно к своей недостижимой цели всё равно устремляется. Его собственная пассионарность гонит и гонит его к иллюзорному идеалу, который этот пассионарий сам себе устанавливает, зачастую рискуя свой жизнью.
И уж если пассионарий на бегу к своему иллюзорному идеалу не щадит своей собственной жизни, то уж с жизнями своих соратников и современников он вообще не церемонится.
Если вектор пассионарности равен вектору самосохранения, то тогда будет ноль. Это «гармония». Такой человек называется «гармоничным человеком». Таких людей как правило и называют просто хорошими людьми. Прекрасный семьянин, любящий, хороший работник, честный, порядочный, добросовестный. Словом — те, на ком земля держится. Но такие люди лишних телодвижений не делают и за несбыточными мечтами не гоняются. Ермак и иже с ним были пассионариями, покорившими Сибирь, но вот осваивали её простые русские люди, гармоничные трудяги - мужики и бабы.
Если вектор пассионарности меньше вектора самосохранения, то такой человек называется «субпассионарием». Классический пример — чеховский «человек в футляре». Ну, или какие-нибудь отбросы общества. Бомжи, преступники, алкоголики и прочие опустившиеся никчёмные людишки. Кстати, представители нашей «пятой колонны» - тоже сплошь субпассионарии. Каждый из них в чём-то ущербен. Они хнычут по любому поводу. Они мешают друг другу. Они заражают друг друга своим нытьём. Когда их вместе много, то общее нытьё переходит в стон, «этот стон у них песней зовётся». Они на что-то серьёзное не способны. Стороннее предложение к активному действию приводит их обязательно в ужас. Майдан устроить они не могут — и слава Всевышнему! Зато могут ныть и стенать в сети, на кухнях, или на «Эхе Москвы» — это завсегда пожалуйста! Их даже расстреливать не надо. Только покажи пулемёт — и сами разбегутся. Да что там пулемёт! Работяга с Урала только заикнулся, что они «с мужиками приедут и разберутся» - и все их «протестные погулянки» в 2012 году как ветром сдуло! Да и недавние события с арестом Навального тоже подтвердили справедливость моих слов. Пугали-пугали «массовыми акциями», а пришло полтора убогих нытика. Ну и после запрета ФБК на территории России ребята отнюдь не вышли защищать свою позицию и свои убеждения, а массово побежали за кордон. А уж недавние выборы – это вообще сказка! Либерасня слилась в экстазе с КПРФ и в итоге коммунисты потеряли около трети голосов.
 А ежели в России снова наступит опричнина и новый 1937 год, то первыми, кто побежит писать доносы — будут именно они. Спасая свои шкуры побегут топить своих единомышленников.
  Вот с Украиной всё посерьёзнее вышло. Там нашли действительно пассионарных личностей. Плюс добавили каких-то психов, выпущенных на волю. Плюс наркотики. Плюс провокаторы. В результате имеем то, что имеем. Ну, про Украину будет отдельный разговор, когда мы будем говорить о революциях и майданах вообще.

          Далее. Любой этнос в процессе своего развития проходит различные стадии – как человек, который рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Сначала пассионарность этноса высокая, за счёт высокого количества пассионариев – это молодые этносы. Такие этносы совершают различные великие дела, вроде Крестовых походов, или географических открытий. Но потом наступает момент и энергия этноса угасает. Что это за стадии и почему так происходит – давайте разберёмся.
кстати, Шпенглер то же самое говорил и про культуру. Его определение фаз развития культуры практически один-в-один совпадает с фазами этногенеза у Гумилёва.
Обычно схему развития этноса представляют в виде графика-кривой, где на оси абсцисс откладывается время в веках, а на оси ординат - пассионарность. Между ними лежит кривая линия, не похожая ни на линию прогресса производительных сил-экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития, ни на соответствующую общественному развитию спираль. Это совершенно оригинальная кривая с несимметричными боковыми ветвями. Правая сторона у неё сильно растянута.
Это кривая этногенеза, т.е. график рождения, жизни и смерти этноса. В нулевой точке осей координат пассионарность этноса равна нулю, т.е. этнос свободной энергии не имеет. Он находится в состоянии гомеостаза, т.е. в гармонии с кормящим ландшафтом. В таком состоянии этнос может находиться долго, если ему разрешают природа и соседи.   
      
        Но вот произошёл пассионарный толчок, и появились первые пассионарии и, следовательно, появилась в этносе пассионарность, которой сопутствует свободная энергия. Пассионарии начинают размножаться, а поскольку они именно пассионарии, то размножение их идёт бурно (лавинообразно) и это отображается крутым подъёмом кривой. Первые десятилетия появление пассионариев незаметно для окружающих. Идёт внешне незаметный рост пассионарности. Это инкубационный период. Он продолжается примерно 150 лет. В конце инкубации пассионариев становится так много и они так заражают своей пассионарностью малопассионарную часть этноса, что это становится совершенно очевидно и очень заметно. Обычно этнос в это время делает какое-то сверхусилие, которое не заметить этносам–соседям невозможно. Это может быть какая-нибудь война с этносом-соседом, или пиратский набег. Так было, например, с началом плаваний викингов. Дальше родившийся этнос раздвигает свои границы и, увеличиваясь в своей численности, пытается построить новое государство. И пассионарность этноса всё время растёт, а кривая этногенеза круто задирается вверх. Так продолжается 300 лет. Это период подъёма. В Европе это Образование Империи Карла Великого и потом Священной Римской Империи.
Но потом, в определённый момент, неудержимый рост пассионарности прекращается. Тому несколько причин. Ну, отчасти потому, что этнос ведёт почти непрерывные войны. То на него нападают соседи, то он сам бьёт соседей. В Западной Европе Средние века - это вообще период практически непрерывных войн всех со всеми: Крестовые походы, Столетняя война, инквизиция, Тридцатилетняя война... плюс эпидемии, тоже уносившие немало человеческих жизней. так, чума, разразившаяся в Европе в  XIV веке даже прервала на какое-то время Столетнюю войну.
    Всё имеет своё начало и свой финал. Этот период называется  периодом перегрева. Вот такое красивое, даже романтичное название дал Лев Гумилёв. Только жить в этот период людям очень плохо. Но ничего не поделаешь: мимо периода перегрева в классическом этногенезе проскочить никак нельзя. За периодом перегрева идёт резкий спад пассионарности, вызванный уменьшением числа пассионариев. Это - период надлома. У нас этот период пришёлся на советское время.
В чём причина такого резкого спада пассионарности? Ну, во-первых: пассионарии продолжают друг друга истреблять в бесконечных войнах, а во-вторых: женщины вдруг резко перестают обращать на них внимание. если раньше, в период подъёма, женщины за пассионарными мужчинами бегали толпами, то сейчас они начинают обращать внимание на гармоничных мужчин и создавать семьи с ними. Оно и понятно: герой-пассионарий, скорее всего погибнет, а куда потом податься его вдове с детьми?
Есть и ещё одна причина. Пассионарии высоких социальных слоёв (графы, бароны, князья и т.п.) по причине только что рассмотренной не могут найти себе партнёра в любви из своего социального круга. Они вынуждены обратить своё внимание на более низкие социальные круги и уже там находят себе предметов любви. Ну, применительно к недавнему времени это будут: горничные, кухарки, портнихи, модистки и тому подобные женщины, среди которых всегда сколько угодно неотразимых красавиц. А вот дети, рождённые от них (а это будут пассионарии, если их отцы были пассионариями), уже называются бастардами. То есть они не будут иметь права занимать места в социальных кругах своих отцов. Но они вырастут пассионариями. Вот из них-то и появляются в основном поэты, писатели, мыслители и революционеры – крамольщики. И обязательно всем недовольные диссиденты всех мастей. Самый яркий пример - Герцен. Он, как раз, и был бастардом. И о нём тоже особый разговор будет.
 Ну, а раз имеются революционеры, значит, революции обязательно будут. Вот как раз на этом участке резкого понижения нашей кривой и происходят революции. Революция 1917 года в России, как раз и приходится на фазу "надлома" - именно так по Гумилёву называется эта фаза этногенеза.
 А что такое революция? Это истребление пассионариями друг друга и всех прочих, кто подвернётся им под лезвие сабли и дуло пистолета. Вспомнить хотя бы, ещё ту же Французскую революцию.
А после революции обязательна гражданская война, а во время неё и после неё – голод, мор и подобные мерзости. И в первую очередь гибнут пассионарии.
Ну, о том, что революция это плохо, я расскажу в одной из последующих глав. А пока продолжим. Итак, пассионарность этноса продолжает снижаться до определённого момента. Временной промежуток этот короткий - примерно 150 лет. А дальше снижение пассионарности замедляется. И этнос вступает в инерционную фазу. И причина этому, конечно, есть. Вспомним, что по степени пассионарности люди делятся на пассионариев, гармоничных и субпассионариев. В уже рассмотренных периодах этногенеза решающим (определяющим) фактором были пассионарии. Гармоничные люди тоже присутствуют, но их деятельность подавляется энергией пассионариев и лишь усиливает деяния пассионариев. Сами гармоничные люди остаются в тени.  Но в период надлома количество пассионариев настолько сокращается в этносе, что они уже не могут полностью подавить гармоничных людей. И гармоничные люди выдвигаются в этносе вперёд, и уже их деятельность определяет судьбу этноса. Гармоничные люди действуют в соответствии со своим уровнем пассионарности. Они не лезут куда-то к иллюзорному идеалу. Им не нужны «полёты к звёздам», им не нужны захватнические войны. Они делают только то, что в каждый данный момент полезно им лично и их этносу.  Своим непрерывным и осмысленным трудом они создают для этноса большие богатства. Ну, конечно, имеются в виду не злато-серебро, хотя и это накапливается. Главное богатство этноса – это посёлки и города, шоссейные и железные дороги, самолёты, теплоходы, танки и ракеты, радио и телевидение и т.п. Сюда же относятся передовая наука, высококлассная технология производства, высокий уровень знаний членов этноса. И ещё крайне важное: неиспоганеный ландшафт, кормящий этнос. Всё это создают и используют в основном гармоничные люди. Они обеспечивают достаточно хлеба, достаточно мяса и рыбы, обязателен достаток в пищевой соли, без которой человек просто не может существовать. Достаток во всём нужном. Это период инерции, продолжающийся триста лет. Жить в это время легко и приятно, если не мешают сильно этносы-соседи. Есть ещё и литературное название этого периода – «золотая осень». Красиво звучит, но грустновато. И это не случайно.  В Европе таким периодом «золотой осени» был Ренессанс. Когда творили Микеланджело, Рафаэль, Брейгель, Петрарка, Шекспир и ещё великое множество гениальных и просто талантливых писателей, поэтов, художников. Пассионарность словно кристаллизовалась, овеществлялась в прекрасных произведениях искусства. Собственно, за эстетическим наслаждением мы, в большинстве своём и ездим в Европу. Все эти замки, картины, музеи, соборы, конечно вызывают восхищение. А вовсе не гей-парады. Потому что участники их — как раз-таки субпассионарии. А на Руси такой период был во времена Владимира Мономаха. Это был период наивысшего расцвета Древней Руси.
Но!
Одновременно с гармоничными людьми начинают процветать и субпассионарии. Они присутствовали и в трёх предыдущих периодах, но пассионарии с субпассионариями не церемонились. Чуть что не так – мечом или саблей по башке и одним субпассионарием меньше. Гармоничные люди так поступать не могут. Их уровня пассионарности недостаточно для жёсткого обращения с субпассионариями. А зря.  Ведь что такое субпассионарии на практике? Это паразиты, нахлебники, жуткие эгоисты. Они ничего не создают. Они только прожирают то, что производят гармоничные люди и «спасибо» за это не говорят. Причём они требуют для себя от гармоничных людей всё больше и больше благ. С какой такой стати?  Тут опять вспоминаются наши «диванные протестуны».
  А выдвигаются соответствующие лозунги: «все люди равны, все люди братья, в каждом человеке есть что-то хорошее, всё для человека, всё во имя человека» и прочие словоблудия. Так что знайте – если где-то кто-то начинает вам петь песни о «свободе, равенстве и братстве» знайте – вас хотят ограбить и убить.
        Конечно, субпассионарии объявляют себя «человеками с большой буквы», выпячивают вперёд животы и требуют от гармоничных людей сытной кормёжки и разных благ. Не случайно фраза «Человек – это звучит гордо!» - произносится героем пьесы Горького «На дне», обитателем ночлежки. От наличия сытной жратвы субпассионарии быстро размножаются (хотя и не все. Геи, например, размножаться не могут. Но могут совращать других в свою гей-ориентацию. И в первую очередь — детей и молодёжь), а поскольку гармоничные люди много работают и расходуют при этом больше энергии, чем каждый из субпассионариев, то гармоничные люди гибнут быстрее. И идёт непрерывный и нехороший для этноса процесс: количество субпассионариев нарастает. Это продолжается 300 лет.Здесь период инерции заканчивается. И в Европе он закончился именно в означенный Шпенглером период около 1800 года.
А что же ещё дальше? А дальше количество субпассионариев становится таким большим, что теперь уже они считают себя хозяевами – властителями этноса. Они отодвигают гармоничных людей в сторону, не позволяя тем делать что-нибудь полезное. Сохранение этноса, завтрашний день этноса их совершенно не интересует. Субпассионарий всегда делает только то в каждый момент, что ему хочется, что доставляет ему большее удовольствие. А что будет после этого, что будет завтра – послезавтра его совершенно не интересует. Хуже того: предложение заглянуть в завтра приводит субпассионария в ужас. Он живёт только сегодняшним днём. Можно сказать, что он живёт моментом, доставляющим ему удовольствие. Он твердо убеждён, что удовольствие это ему должно быть доставлено обязательно и бесплатно. И удовольствия для него не должны кончаться никогда.   
Захватив власть в этносе, субпассионарии проедают запасы продовольствия, созданные гармоничными людьми «на чёрный день». Дальше они разоряют заводы, забрасывают пашни, уничтожают скот, уничтожают науку и преподавание всех уровней. Как-то сами собой при них исчезают поэты и писатели, сценаристы и режиссёры, художники и мыслители. Развалится победоносная ещё недавно армия. Собственно — так был разрушен Рим, то же самое происходит и с Европой нынешней, где повестку определяют «зелёные» и ЛГБТ-активисты. Там уже появились пришельцы-мигранты, не церемонящиеся с коренными европейцами, полностью утратившими свою пассионарность. Да и появление девочки Греты - тоже признак деградации европейского суперэтноса.Как и бушующий сейчас энергетический кризис в Европе. А почему вдруг Европа осталась без топлива? Да потому что субпассионарии, захватившие власть, не озаботились созданием запасов топлива на зиму! Это гармоничный человек готовит "сани летом, а телегу зимой". Субпассионарий вообще ни о чём не думает, повторяю.
И продолжается этот период ещё лет 200-300. Это - фаза обскурации, или угасания. Это настоящая агония этноса. В период обскурации этнос всё время слабеет и слабеет, и его пассионарность тоже становится минимальной. Она стремится к нулю и может даже стать отрицательной величиной. Это раньше – позже почувствуют этносы – соседи, обязательно налетят хищниками со всех сторон и будут терзать этот этнос до тех пор, пока он не прекратит своё существование. На этом жизнь этноса кончается. А сколько всего получается жизни этноса в сумме всех периодов этногенеза? В сумме получается 1200 лет. Ну, уж в крайнем случае (в идеальных условиях) 1500 лет. В Европе последние пассионарии были убиты в двух Мировых войнах. Собственно - Гитлер и был последним европейским пассионарием.
Ну, всё более-менее понятно. Тогда поехали.

            Без прошлого нет будущего. Без знания истории нет понимания происходящего сегодня. Это, конечно, банальности, но обычно так и получается, что банальности, как раз и забываются быстрее всего.
Шпенглер начинает с того, что задаётся вопросом, что такое история. "Всемирная история. И даёт ответ, что люди часто отвлекаются на форму, не замечая внутреннего содержания.
"Древность -Средневековье -Новое время: такова та невероятно скудная и бессмысленная схема, абсолютное господство которой над нашим историческим сознанием всегда мешало нам правильно оценить небольшую часть мира, развернувшуюся со времени немецких императоров на территории Западной Европы, понять её действительное место в системе всемирной истории, то есть всеобщей истории высшего человечества, уразуметь её смысл, её облик и особенно продолжительность её жизни".
Далее Шпенглер подвергает критике "западоцентризм" и "европоцентризм", на котором строилась тогдашняя европейская историческая наука.
"В нём территория Западной Европы образует как бы покоящийся полюс (математически выражаясь, сингулярную точку на поверхности шара), вокруг которого - неизвестно почему, разве только потому, что мы, авторы этой исторической картины, как раз здесь чувствуем себя дома, - скромно вращаются тысячелетия необъятной истории и грандиозные культуры далёкого прошлого. Это в высшей степени своеобразно изобретённая планетная система. Небольшое пятнышко становится центром тяжести исторической системы. Это как бы центральное солнце. Из этой точки события истории получают правильное освещение, из неё перспективно измеряется их значение. Но в действительности здесь говорит не обузданное никаким скепсисом тщеславие европейца, в духе которого развёртывается этот фантом "всемирной истории". Ему мы обязаны давно уже вошедшим в привычку огромным оптическим обманом, в силу которого исторический материал, отделённый от нас тысячелетиями, например история Древнего Египта и Китая, сжимается до размеров миниатюры, тогда как десятилетия, близкие к собственному местонахождению, ... чудовищно разбухают".
   То же самое утверждал и Лев Гумилёв. Называя такой взгляд на историю аберрацией близости и аберрацией дальности, соответственно. Он тоже оперировал физическими и математическими терминами. Аберрация — это искажение. Лев Николаевич Запад не любил. Хотя признавал вклад европейской цивилизации в общемировую Цивилизацию. И особенное раздражение у него вызывал европоцентризм, так точно подмеченный и Шпенглером тоже. Так что ещё одним мифом, который мы собираемся исследовать — станет миф о европоцентризме.
Ведь что такое, в сущности, Европа? Это всего лишь полуостров материка Евразия. Гигантского, самого крупного на планете материка, населённого самыми разными этносами. А уж самомнение!
И населён этот полуостров как какая-нибудь питерская коммуналка советских времён! Если уж и возникают какие-то ассоциации при взгляде на старушку-Европу, то именно такие — питерская коммуналка. К тому же большинство европейских стран имеет естественные границы. То есть — их государственные рубежи пролегают по каким-либо естественным преградам — по рекам, или горам. Так Франция отделена от Испании Пиренейским хребтом, от Италии и Швейцарии её отделяют Альпы, а от Англии — пролив Ла-Манш. То же самое можно сказать практически обо всех европейских государствах. Они все заперты в своих естественных границах. Другое дело Россия... Наши просторы манят и пугают одновременно. Кроме того, граница между Западной и Восточной Европой не является ярко выраженной: она проходит по атмосфере. Точнее — это изотерма января. К востоку она отрицательная, а к западу — положительная. Ещё проще — у нас зимой холодно и сама зима продолжительная, а в западной Европе зимы короткие и температура редко опускается ниже нуля. При этом плотность населения выше, чем на Великой Русской равнине. Итог — народу много, ресурсов мало и периодически излишек населения надо куда-то девать... Правильнее сказать, что граница между Россией и Западом, скорее ментальная. Отметим этот момент. Мы к нему ещё вернёмся.

                А началось всё ещё в античные времена...
Древний Рим был прекрасен. Он оставил великое наследие, вроде Римского Права, современного календаря с названиями месяцев, государственного устройства и искусства как такового. Всё классическое современное искусство — наследие Античности.
     Фактически - почти вся нынешняя Западная Европа — это Римская Империя и почти в тех же границах. Завоеватели, сокрушившие Рим, сохранили лишь жалкие крупицы былого величия. То, что возникло на его развалинах - Pax Cristian - Христианский мир, он же Романо-Германский мир, теперь тоже подходит к своему историческому концу. С конца XIX века, согласно теории Гумилёва, западный мир вступил в фазу обскурации (угасания). Фаза эта, в частности, характерна распадом империй. Рим периода упадка как раз самое точное сравнение для нынешней старушки Европы. Тогда в Рим тоже хлынули «понаехавшие»: готы, гунны, герулы... Имя им легион. Точнее – «варвары». Так римляне называли иностранцев, не говорящих по-латыни. Им казалось, что эти люди говорят «вар-вар-вар». Отсюда и название.
 В истории осталось определение этого периода - «Великое переселение народов». Происходило оно в V-VI вв по Р. Х., или, как стыдливо писали в советские времена н. э. - «нашей эры». Происходили эти события в Евразии не просто так. Причин было несколько:
во-первых: во II-III вв в Европе произошёл первый пассионарный толчок, в результате которого образовались два новых этноса: византийский и славянский.
А во-вторых: в 535-36 гг произошло сильнейшее, катастрофическое похолодание, затронувшее почти весь тогдашний мир. Прокопий Кесарийский так писал о том времени:
"И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана".
 Это похолодание было началом позднеантичного малого ледникового периода. А вызвано оно было, в частности, извержением нескольких супервулканов в Океании: Кракатау, Илопанго и Рабаул. В воздух были выброшены тонны вулканического пепла, скрывшие от Земли большую часть солнечных лучей. Тысячи людей устремились в поисках лучшей доли, спасаясь от голода и эпидемии бубонной чумы. И хлынули эти толпы «понаехавших» в пределы тогдашнего «гегемона» - Римской Империи. И гегемон не выдержал аки тот Боливар. Этнический состав Римской империи поменялся кардинально. Тут надо заметить, что на момент вторжения варваров центральные провинции нынешней Италии, собственно, исторические земли Древнего Рима, практически обезлюдели. Население активно мигрировало на окраины, а на их место приходили пришлые — выходцы из Малой Азии и Северной Европы.
Современные итальянцы считают себя потомками древних римлян, но это в корне неверно. На самом деле они потомки «понаехавших» на Апеннинский полуостров арабо-семитских выходцев из Сирии и германцев: готов, франков и лангобардов. Область Ломбардия на севере Италии получила название от существовавшего в этих местах королевства лангобардов. Пришлые смешивались с остатками местного населения, восприняли «вульгарную латынь» как язык общения, из которой развились современные романские языки, сохранили местную римскую администрацию и римское право в государственном устройстве. А самое главное – они восприняли христианство, как основную религию. Рим к тому времени уже был христианским – император Константин узаконил христианство в 313 году, за что и был канонизирован, а в 380 оно стало государственной религией. То есть: «понаехавшие» слегка придали себе римский лоск, оставив варварски-первобытный менталитет. Собственно, он у них и не девался никуда. Современные европейцы суть всё те же варвары. И налёт «цивилизованности» у них настолько тонкий, что постоянно слетает.
   А настоящие потомки римлян это, как раз, румыны и молдаване. Самоназвание румын, как этноса и означает - «римляне». Римлянами, или «ромеями» себя называли и византийцы.
   
     Итак, какие же события происходили в ту эпоху?

Похолодание привело к резкому снижению урожая и повсеместному голоду, что стало причиной значительных миграций населения и войн. Историческому периоду 535—536 годов сопутствовали следующие политические события:

•Король франков Теодеберт I захватывает земли в Альпах и на северо-востоке Италии.
•Миграция баваров из Богемии на территорию Реции.
•Начало масштабного переселения англосаксов в Британию.
•Византийскими источниками отмечены набеги гуннов, славян и антов на Иллирию и Фракию.
•Славяне доходят до побережья Балтийского и Северного моря, попадают в Северную Италию, в предгорья Альп, верховья Рейна и низовья Дуная, река Эльба становится славянской почти на всём её течении.
•Вторжение аваров в степи Западного Прикаспия и далее — в Северное Причерноморье и Византию.
•В это время происходило образование союза племён тюркской группы и усиление их влияния, в том числе формирование Тюркского каганата, которому Китай сразу был вынужден выплачивать большую дань, набеги тюрок продолжились на города в районе Керченского пролива, а также в областях, близких к Корее.
•Катастрофический голод на севере Китая.
•В этот период начался упадок Теотиуакана — крупнейшего города Мезоамерики и одного из крупнейших городов мира этой эпохи. Вероятно, причиной упадка был голод, возникший в результате засухи.
          Гибель и переформатирование лесных археологических культур восточной Европы: мощинской, трипольской и прочих.
         
         Годом окончания античного периода истории некоторые историки называют захват Рима германцами под предводительством Одоакра 4 сентября 476 года, который был жителями самой этой империи практически не замечен. Надо сказать, Одоакр, свергший последнего императора Ромула Августа (у которого даже кличка-то была соответствующая, "Августул", т.е. "Августёныш" или типа того), отнёсся к Риму вполне адекватно: императорские регалии отослал легитимному, на его взгляд, владельцу: Императору Восточной империи Зенону, основал своё "королевство", охватывающее всю Италию. Византийский император, в качестве ответной любезности, возвёл Одоакра в достоинство римского патриция, и формально "назначил" наместником. Против чего Одоакр ничуть не возражал, так как понимал значение имперского символизма в массовом сознании, особенно в глазах правящего класса, который формировался как из его дружинников и риксов союзных племён, так и из представителей старой патрицианской знати. Сохранился Сенат, на Ипподроме проводились масштабные скачки, даже строились кое-какие здания и дороги. Население Рима, хоть и сильно сократившееся за предыдущие варварские разгромы и гражданские войны, оставалось самым значительным среди всех городов полуострова, и одним из самых больших в мире. Действовала большая часть старых римских законов. В варварском королевстве (даже позже, во времена Теодориха Великого) сохранялась возможность для учёных изысканий и творчества личностей вроде Аниция Манлия Северина Боэция или Флавия Магна Аврелия Кассиодора Сенатора. Людей вообще волнуют не высокие материи, а насущные проблемы: еда, кров и безопасность. Так что жителей Римской империи больше волновало, кто будет защищать его самого и его семью, кому и сколько платить подати и тому подобное (1).
    Так что какое-то время продолжалась «инерция» существования: в римских провинциях продолжала действовать римская администрация, работали античные акведуки, подавая воду, города связывали прекрасные римские дороги...
      Акведуки прекратили работать примерно в середине VI в. И именно с этого периода — с момента прекращения работы римских акведуков — и следует считать окончание эпохи античности. После этого, примерно до VIII- начала IX века, продолжался так называемый период «Темновековья», когда «понаехавшие» на территорию бывшей Римской Империи варвары активно проедали и проживали созданное не ими наследие. В частности, германцы, пришедшие из более холодной северной Европы в тёплую южную и центральную, не имея навыков ведения хозяйства в новых для себя условиях, не придумали ничего лучше, как начать паразитировать на местных жителях. В частности, таким паразитирующим этносом стали франки для жителей Галлии и именно так было образовано французское государство. Франки стали господами, поработив кельтское население. Долгое время, до самой Великой Французской революции, вся французская родовая аристократия считала себя потомками германцев-франков, а к простолюдинам относилась как к населению завоёванной страны. Хотя к тому времени они там уже давным-давно все перемешались: кельтская знать, дабы сохранить свои богатства и положение, активно роднилась с пришельцами. То же самое, с поправкой на местные реалии, происходило и в других частях бывшей империи. Речь идёт о Западной Римской империи. О Византии разговор будет позже и отдельный.
         Итак: 800 год от Рождества Христова. Я буду употреблять это обозначение летосчисления, потому что оно точнее, чем выдуманное большевиками «до нашей эры», или «нашей эры». Там непонятно, от чего отсчёт вести, а в данном случае – всё ясно.
   Первой сознательной попыткой возродить Римскую империю было создание Каролингской империи Карла Великого. И именно тогда, в 800 году Карлу Великому был пожалован титул императора римлян (2).
Каролинская империя просуществовала с 800 по 887 год. Столицей был Ахен (город в Германии, расположен в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды). Каролинская империя села на торговые потоки Луары с выходом к Роне, а оттуда к рекам По, Сене, Везеру, а также Рейну с выходом к Дунаю и начала продавливать себе путь к Эльбе (захватила устье и выход к морю, но на самой реке под ногами мешались славяне).
Полностью в составе этого Рейха были: Андорра,  Австрия, Бельгия, Ватикан, Гернси, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды,  Сан-Марино, Словения, Франция, Швейцария Частично в составе империи Венгрия, Германия, Испания,  Италия,  Сербия, Хорватия, Чехия. Обратите внимание на так называемых "братьев-славян". Рюрик еще не появился, а они уже империю создавали (26). Точнее – их завоевали. Причём Карл Великий произвёл на лютичей, бодричей, смольнян, мораван и прочих западных славян такое сильное впечатление, что его имя стало нарицательным: титул «король» как раз и происходит от имени «Карл».
   Вот о славянах мы и поговорим.
  У античных историков искать упоминания о славянах бесполезно. Первые упоминания о них датируются не ранее III-IV вв по Р. Х. То есть – эта граница между античностью и средневековьем. Но всё же – античный мир знал их, но под другим названием – венеды, или венеты. И название города Венеция тоже происходит от этого этнонима, как и Вена. Кстати, немцы до сих пор называют лужицких сорбов – потомков лютичей и бодричей вендами. Имя этого народа отсылает нас к областям и землям, находящимся в значительном удалении от колыбели славянского племени, коими считаются земли т.н. «лужицкой культуры». Но к VI веку на карте Европы появляются три крупных славянских племени: Анты, Склавины и Венеды (!). Именно их упоминает в книге "О происхождении и деянии готов",  хронист Иордан в середине VI века, который и был родом из так называемой "Малой Скифии". Малая Скифия это современное побережье Румынии и Болгарии к югу от Дуная. Близость автора к славянским землям позволяет верить в то, что названия племён и их расположение было ему хорошо известно и не являлось домыслами из кое-как понятых сбивчивых объяснений иноземных купцов.
Анты и Склавины впервые в истории упоминаются именно у Иордана, ну а венеды, мы помним – ещё в античных источниках (3).  И в этом – основная проблема истории славян. Они появились вдруг сразу. Из ниоткуда. Причём сразу на огромной территории – от Одера до Днепра и современного Новгорода и Пскова. Хотя ещё совсем недавно – буквально каких-то сто лет назад – в IV-V вв эти территории населяли многочисленные германские, балтские и какие угодно племена ( следы их пребывания остались в многочисленных гидронимах, например), но только не славяне. В итоге – историки, занимающиеся проблематикой происхождения славян, разделились на два лагеря: одни изучая археологическую культуру, жившую на территории прародины славянских племен на каждой из них указывают, что это однозначно не была чисто славянская культура, а в лучшем случае смешанная, протославянская. Вторые записывают в славян любого, кто в третьем-четвертом веке наступил на землю восточной Европы, объявляя славянином вандала, гунна, гота, бургунда и т.д.
Основное отличие славян от соседних с ними народов, очевидно, в языке - семейство славянских языков достаточно древнее и разошлось с ближайшими к нему балтийскими языками ещё до нашей эры. Таким образом к пятому веку славяне и германцы, которые отделались от балто-славян ещё раньше уже не могли легко понимать друг друга, давали разные названия рекам и горам и по географическим названиям историки-лингвисты могут определить места, где на славянском говорили очень давно.
 Откуда вообще взялись наши предки? Где наша пра-прародина?
     Для начала, напомню то, что было сказано в начале этой главы: V век – это Великое Переселение народов. Из Азии в Европу кто только не мигрировал! Причём ломились они не только в тёплые итальянские земли, но и в более суровые края Северной и Восточной Европы, где смешивались с местным населением.
Около 500 гг. до нашей эры на территорию лужицкой культуры (современная Польша) начинается миграция балтийских племен. Слияние двух культур рождает культуру подклёшевых погребений. Это место зарождения праславянского языка. Около 400 гг. до нашей эры начинается мощная экспансия кельтов, которые проходят по югу Европы, но часть поселений кельтов оказывается и к северу от Карпат, на территории культуры подклёшевых погребений. Немного двигаясь севернее сбоку от кельтов праславяне во II веке до н.э. расселяются на восток к югу от реки Припять вплоть до Днепра, при этом не утратив свои территории в Польше.
Поселения кельтов, которые в те годы появились среди племен наших культур, активно взаимодействуют с праславянами и приносят передовые на те годы техники обработки металлов, религию, оружие, ремесла, после чего растворяются на территории праславян, формируя пшеворскую культуру на западе праславянской области (около 100г до н.э.) (47). А дальше представители пшеворской культуры начали постепенно распространяться вдоль северных отрогов Карпат. Это были те славяне, которых современные учёные относят к венедам (47). Кстати! В своей первой книге я вскользь упоминала этот момент в связи с историей Украины. Тогда я говорила о том, что западенцы – жители Галичины, не славяне, а ассимилированные славянами кельты с примесью еврейской крови. Само название Карпат происходит от названия кельтского племени карпов, а Галиция восходит своим названием к галлам. Ну да – широко они расселись – аж до Франции.
        В настоящее время исследователи склоняются к тому, что к моменту расцвета Римской Империи западная часть пшеворцев была постепенно захвачена германцами которые существовали отдельно от славянских крестьян в виде военной аристократии.
Начавшееся позднее распространение германских племен не изменило порядок такого сосуществования, и территорию венедов, так и продолжавших пахать землю и заниматься ремеслом считали своей германские племена манимы, гельвеконы, вандилии, скиры, гелизии, марсинги и т.д. Через территорию венедов кроме того также медленно мигрировал союз готов. Военизированным германцам было несложно подчинять себе местных землепашцев, и всё население области именовалось римлянами этнонимом господствующего племени, хотя культурные артефакты показывают, что быт крестьян при этом совершенно не менялся. Более того, в позднеримскую эпоху пшеворская культура проникает на юг от Карпат.
Но в V веке германцы, теснимые великим переселением народов, покидают территорию Восточной Европы и уходит на запад. Славяне тоже частью начинают переселяться. На востоке у Днепра переселенцы культуры подклёшевых погребений смешиваются с племенами балтов и скифов, формируя земледельческую зарубинецкую культуру. Волны кочевников вскоре заставляют их сместиться в леса на север, где формируется киевская культура. Мощнейшее влияние на формирование киевской культуры оказали западнобалтские племена, ранее обитавшие на той земле. Оставшиеся в лесостепях протославяне смешиваются с сарматами и закладывают основу для будущего племени антов. Анты появляются в начале V века как ирано-славянский симбиоз, и примером тому такие явные (хоть и не бесспорные) иранизмы как "хорваты", "сербы", "русь". Иранские корни имеют божества Хорс и Симаргл, также восточными славянами были переняты элементы иранской солярной мифологии, что не наблюдается у западных славян (3).
А иранцы у нас кто? А иранцы у нас… прааааавильно! Арийцы! И именно арии приносят в культуру протославян символ свастики – солнечного колеса. Оно же коловрат, оно же ярга. Слово «ярга» состоит из двух корней: «яр» - означает солнце, «га» - движение. Таким образом «ярга» - движение солнца по годовому кругу. Корень «яр» очень древний по своему происхождению и сохранился не только в славянских, но и в германских языках. Причём там он тоже связан с названием года: вспомним английское year – год и немецкое jare. То есть – полный оборот Земли вокруг Солнца, полный цикл смен времён года.
   Вернёмся, однако, к славянам и прочим обитателям Великой Русской равнины.   
   Итак, славяне в описанный период времени активно мигрировали из первоначальных мест своего обитания в предгорьях Карпат. Одновременно в Северном Причерноморье расселяются готы, которые, смешиваясь со славянским населением, носителями пшеворской и зарубинецкой культур, дают начало Черняховской культуре (3). Готы продолжили свою миграцию на запад, дошли до Испании, переправились через Гибралтар и осели в Северной Африке, откуда их вскоре попросили мавры.
А в Восточной Европе? А там появляются гунны. Гунны – это потомки переселившихся из Сибири хунну, описанных Львом Гумилёвым. Хунны долго воевали с Китаем, то завоёвывали его, то их отбрасывали, потом они что-то не поделили с сяньбийцами – предками нынешних монголов, те в нескольких битвах разбили их наголову и оставшихся в живых три года гнали аж почти до Волги. Или до Урала. Кому интересно – книги Л. Н. Гумилёва на эту тему вам в помощь. Оставшиеся в живых хунну смешались с местным финоугорским населением Урала и Поволжья и стали называться гуннами. Гунны полностью смели существовавший тогда баланс племен и культур, оттеснили большое количество германских племен на запад и юг от великой степи, и привели в движение жителей северных степных окраин, дав толчок к формированию новых племенных объединений и дальнейшей миграции людей, которых мы уже можем твёрдо назвать славянами (3).
Итак, к концу V века славяне, на несколько десятков лет освободившиеся от военной угрозы от германцев и гуннов, начинают создавать собственную аристократию, множатся, усиливаются, и вскоре выступают на мировую арену под именами:
1). Анты (Киевское Приднепровье и восточное полесье) - на остатках Черняховской культуры, на северной её границе, сформировали Пеньковскую культуру. Пеньковская культура утратила многие достижения Черняховской, потеряла торговые связи с Византией и не имела крупных центров производства металла и керамики, производство было сугубо домашним и грубым. После падения государства Атиллы и ослабления гуннов Анты стали распространяться по поймам лесостепных рек и заполнять обратно утраченное ранее пространство.
2). На склонах Карпат выжившие представители западной части Черняховской культуры выжили и вновь стали распространяться под именем Склавенов, носителей ипотешти-кындештской культуры.
3). Западная часть славян, известная под именем Венеды, после гуннского потрясения также были отброшены культурно и материально, но при этом вновь собираются в единое культурное пространство, при этом культурно разделяясь на северную и южную половины. Суково-дзедзицкая культура на севере в будущем захватит побережье балтийского моря и двинется на запад, где сейчас, в пятом веке, судя по пыльцевому анализу поселений, расположенных в междуречье Эльбы и Одера, достоверно известно, что плотно заселенные в позднеримские годы германским населением земли были полностью оставлены и пустовали, заросшие лесом. Весь шестой век славяне будут заново осваивать эти земли, расчищая леса под свои пашни. Южнее организовалась пражско-корчакская культура (3).

       Именно к этому времени восходит легенда от трёх братьях Лехе, Чехе и Русе.
Легенда, как и положено легенде, отражает историю возникновения славянских государств. Записана она была примерно в XII веке, но появилась, возможно, раньше.
     Итак, три брата — Лех, Чех и Рус. В некоторых источниках Руса ещё называют Мех. Имена их указывают на место их жительства: Лех — от «лес», Чех — от «чаща» и Мех (в некоторых источниках) — от «мох». Имя же Рус восходит к общему индоарийскому корню, означающему «светлый». Значит Рус - «русый», светловолосый.
 Основатели трёх основных, самых крупных государств славян: Чехии, Польши и Руси. По одной из версий этой легенды, братья до какого-то времени жили и охотились вместе, но потом каждый из них решил пойти по своему пути. И они с семьями, чадами и домочадцами разошлись в разные стороны. Лех далеко не пошёл, он основал в лесах современной Польши город Гнёзно, или Гнезно, ставший первой столицей Польского государства. Чех ушёл на юг, к истокам реки Лабы (Эльбы), где, на месте слияния Лабы и Влтавы и возникло первое славянское поселение. По преданию, у Чеха было три дочери: Кази, Тетка и Либуше. Кази умела предсказывать будущее. Тетка научила народ поклоняться богам и духам. Либуше же мудро разбирала все споры. Она тоже обладала даром пророчества и считалась главной правительницей чехов. Либуше управляла потомками Чеха кротко, милостиво и справедливо. Но многие люди были недовольны, что ими правит женщина и тогда Либуше указала им на пахаря Пшемысла, сказав, что тот станет князем, а она будет его женой.
     Третий брат — Рус, пошёл далеко на восток. И там, в густых лесах основал городок, названный Русса. Теперь это город Старая Русса в Новгородской области. Именно отсюда, из Новгородских лесов и берёт своё начало история государства Российского. А вовсе не из Киева. Да и не было вовсе никогда такого государства — Киевская Русь. Жители древнерусских земель называли свою землю Русь, или Руська Земля. И очень удивились бы, если бы им сказали, что они живут в Киевской Руси и столица их государства — Киев. А термин «Киевская Русь» был предложен в советское время, в тридцатых годах с целью дерусификации русской истории. Это была часть проводимой официально политики дерусификации и лишения русских национальной памяти. Политика эта проводилась целенаправленно с петровских времён и особенно активно в советское время. Большевики вообще очень полюбили «чёрные мифы», связанные с Россией. Об этом я уже писала в книге «СССР. Погибшая Атлантида», в главе, посвящённой национальной политике большевиков. Повторяться не стану, но к некоторым моментам ещё вернусь. В частности — в связи с культурой.
    Итак. Среди потомков Руса был князь Гостомысл, который отдал свою дочь Умилу за князя западнославянского племени ободритов Годослава. А родившийся от этого брака сын Рюрик и был призван Гостомыслом княжить в Ладоге, ставшей первой столицей Руси. В дружине, пришедшей с Рюриком, были представители самых разных народов тогдашней Европы: и славяне, и кельты, и скандинавы. Это было нормально для тех времён. Раннее средневековье было временем войн всех со всеми. И население, в поисках более безопасной жизни, так же активно перемещалось по территории Европы. А отдельные представители разных народов так же, в поисках лучшей жизни, присоединялись к дружинам князей и вождей. Именно это обстоятельство — разноплемённая дружина наёмников, почему-то и дало основание Шлёцеру и другим приехавшим в Россию немцам, объявить Рюрика шведом. Вообще интересная логика, ребята! Шведы создали государство на Русских землях почти на двести лет раньше появления собственно шведского государства! Но русофобия и логика, как я уже заметила — суть две вещи несовместные. А между тем в западных летописях Рюрик упоминается именно как сын Годослава – князя бодричей. И нет ни одного западного источника, где Рюрик был бы назван скандинавом!
   А сами викинги, или варяги, как называли их русичи, Русь называли Гардарика - «Страна городов». Понятие «город» в те времена несколько отличалась от того, что мы подразумеваем сейчас. Городом в те времена называлось укреплённое поселение, имеющее стену. Крепость вообще. Это роднило понятие «град», «город» с европейским «бург», иди «кастель» - «крепость». Итак — Гардарика — страна городов-крепостей. Это название по смыслу родственно другому - названию исторической провинции современной Испании — Кастилия. Кастилия тоже страна крепостей. Всё это восходит к периоду раннего средневековья, которое, повторяю, было временем войн всех со всеми. Наш современный мир, даже со всеми своими рисками и угрозами, значительно безопаснее тогдашнего. Люди стремились обезопасить и защитить себя всеми доступными способами. Одним из таких способов было создание укреплённого жилища. «Мой дом — моя крепость». На Руси это было особенно актуально в силу природных условий: Великая Русская равнина легко проходима! Это действительно равнина! Только с востока её ограничивают невысокие Уральские горы. И кто только не шлялся по этой равнине! И гунны, и авары, и печенеги с половцами, и Батый с монголами, и немцы с поляками, и шведы, и.… ну много, много кого. Так что основным фактором, определяющим всё наше историческое бытие и развитие, можно назвать враждебное окружение и опасное соседство. Об этом мы поговорим в следующих главах.
        А пока немного отвлечёмся и опять вернёмся в Европу. Мы остановились на том, что период античности закончился примерно в середине VI в, когда перестали работать римские акведуки. И до середины-конца VIII века продолжался период «темновековья». Он получил своё название не зря. Именно об этом периоде времени практически не сохранилось письменных источников и каких-либо других исторических свидетельств. Ни крупных городов, ни артефактов. Но к 793 году относят первое упоминание о викингах. Это рассказ о высадке норманнов (так в средневековых летописях называли скандинавов) на острове Линдисфарн у берегов Британии и разграблении ими монастыря св. Кутберта.   Именно к этому времени появляются технологии, позволяющие строить большие суда и совершать дальние плавания, используя навигацию по звёздам. В период античности плавания были всё больше каботажные, даже древние греки плавали исключительно в светлое время суток и вдоль берегов.
 Далее набеги викингов стали регулярными на все европейские города. У англичан в те времена была даже специальная молитва: «Боже, избави нас от гнева норманнов!». Собственно, плавания викингов продолжались с VIII по XI века. Этимология слова «викинг» до сих пор вызывает споры у филологов и лингвистов, одни возводят её к древненорвежскому «vik”, что означает «бухта». Значит «викинг» — это просто «человек из бухты». Собственно, вся береговая линия Норвегии изрезана бухтами-фьордами, что даёт этой версии право на существование. При этом викинги были отнюдь не только грозными пиратами, но и умелыми и предприимчивыми купцами. Эпоха викингов взорвала родоплеменной строй на всем северо-востоке Европы. На смену племенным центрам приходят полиэтничные торгово-ремесленные поселения, на смену племенным союзам — первые государства. Суровый северный край, у которого не было никаких шансов для возникновения земледельческой цивилизации, вышел из небытия доисторического периода благодаря развитию промыслов и торговли. Викинги — это не только пираты и грабители. Это первопроходцы торговых путей Восточной Европы, это первые предприниматели на её бескрайних суровых просторах, это экспортёры культурных и хозяйственных достижений (4). Итак, господа – первый двигатель культуры и цивилизации – это торговля. Государства создаются с целью контроля над торговыми путями. И войны ведутся из-за этого. Контроль над ресурсами и торговыми путями – вот главный двигатель истории. Запомним это.
       Вместе с их кораблями распространялись технологии ремесленного производства, приёмы прикладного искусства, строительства городов и мореплавания. Некоторые современные археологи и историки, занимающиеся этой эпохой, употребляют термин «циркумбалтийская цивилизация», и основателями этой цивилизации были торговцы-воины, торившие своими кораблями водные пути. Особенность циркумбалтийской цивилизации в том, что она не была земледельческой. Основным богатством севера была пушнина, ставшая эквивалентом денег. В южных странах меха ценились как предметы роскоши, арабские и византийские купцы меняли их на серебро, и эта международная торговля приносила купцам-викингам не меньше выгод, чем грабительские набеги (5).
 На Руси такие слова, как «куна» (шкурка куницы) или «веверица» (беличья шкурка) обозначали денежные единицы, имевшие весовой эквивалент в серебре. Предприимчивые викинги были и торговцами, и воинами. Чтобы превратить торговый корабль в военный, достаточно было только надеть на его нос устрашающее изображение головы сказочного дракона, исполненного в знаменитом тератологическом (зверином) стиле. И купцы тотчас превращались в пиратов и обрушивались на окрестные поселения с опустошительными набегами. Кроме этого – существовал ещё один символ – воинский щит. Если щиты были подняты внутренней стороной наружу – это означало «Я пришёл с миром и хочу торговать!», а если щит поднимался выпуклой, наружной стороной, то это означало «Иду на вы!».
 В языке эстонцев и финнов, часто страдавших от набегов викингов из Скандинавии, понятия «шведы» и «пираты» были синонимами и обозначались одним словом «ruotsi» (от северогерманского «robs» — «гребные воины»).
Эпоха викингов стирала любые этнические и религиозные различия. На одном драккаре могли плыть скандинавы, славяне и финно-угры; язычники и христиане разных толков. Ценилась лишь верность клятве, принесенной конунгу, воинская выучка и отвага. А к великому культурному достижению эпохи викингов, принципу «исповедуй свою веру, но не оскорбляй чужую», человечество вернулось лишь в новейшее время, провозгласив одной из основных демократических свобод свободу совести. Из эпохи викингов вышли многие традиции европейской рыцарской культуры. Да и все государства Балтийского региона как из колыбели вышли из эпохи викингов и в той или иной степени унаследовали её обычаи и достижения. Возврата к родоплеменному строю быть уже не могло. Племенная замкнутость была разрушена, на смену переделу этнических территорий эпохи переселения народов приходили государственные интересы и борьба за установление контроля над торговыми путями (5).
      Викинги совершали свои экспансии в разных направлениях. Норвежцы плавали преимущественно в западном и южном направлениях — в Северную Африку, в Исландию и через Атлантику вплоть до Америки, датчане ходили и на запад, и на восток, а шведы — на восток. Их привлекала Русь. По рекам и волокам они добирались до Киева и активно стремились взять под свой контроль два основных торговых пути: «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». И здесь их интересы вступали в конфликт с интересами русских. И, в частности, новгородцев. И если на Европу викинги наводили суеверный ужас, то в русских землях было наоборот — викинги огребали так, что у них надолго пропадала охота соваться в Гардарику. К тому же с усилением Руси многие варяги стали переселяться в русские земли и поступать на службу к русским князьям. В частности — одна из русских летописей сохранила предание о крещёном варяге Фёдоре и сыне его Иване, убитых в Киеве язычниками. Но особенно много варягов оседало в богатом и многолюдном торговом Новгороде, где со временем образовался Варяжский Конец (район). Ну, о Новгороде и его владениях в следующих главах.
      Маленькое лирическое отступление о летосчислении.
   Раз уж зашла речь о хронологии, то нужно и о летосчислении сказать.
   До Петра Первого на Руси летосчисление велось «от сотворения мира». Разница с современным летосчислением составляет 5508 лет. В Европе до принятия христианства тоже существовала своя система летосчисления, а после принятия христианства летосчисление стали вести от Рождества Христова.
      Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Принятие Россией летосчисления по юлианскому календарю во многом облегчало торговые, культурные и научные связи с Европой, хотя во многих странах Европы в XVI-XVII веках уже было принято летосчисление по григорианскому календарю.
Своим указом царь Пётр I велел празднования Начала года перенести с 1 сентября на 1 января. Разница с григорианским календарём составляла тогда 10, а сейчас уже 14 дней.
    В самой же Европе система летосчисления тоже менялась неоднократно. В эпоху античности в каждом государстве была своя система летосчисления: в Древней Греции счёт вёлся по Олимпийским играм, которые проводились каждые четыре года, римляне заимствовали календарь у греков, но внесли в него свои изменения. Собственно наш современный календарь — это слегка видоизменённый римский. Даже названия месяцев те же. Год у древних римлян начинался в марте, так же, как и у древних славян и многих других европейских народов. Позднее празднование нового года сместилось на 1 апреля и до XV-XVI веков в Европе Новый год праздновали весной. А с 1 января Новый год стали отмечать только с 1582 года, когда был введён Григорианский календарь. Назван он так в честь папы Римского Григория XIII. До этого Европа, как и Русь, пользовалась юлианским календарём. Европейцы не сразу привыкли к празднованию Нового года зимой и долгое время, особенно в деревнях, крестьяне продолжали справлять новогодие по старинке. Над такими людьми подшучивали, собственно, праздник смеха, он же «День дураков» 1 апреля появился именно поэтому.
      А на Руси продолжали пользоваться календарём, введённым ещё Владимиром Крестителем. Это был византийский календарь и начало года в нём выпадало на 1 марта. В 1492 году Иван Третий, он же Иван Великий, дед Ивана Грозного, своим указом перенёс начало года на 1 сентября. И более двухсот лет новый год начинался с 1 сентября. Отголоском этого является традиция начала нового учебного года с этой даты. На григорианский календарь перешли уже при советской власти.    

         Собственно, история начиналась с мифов. Мифы — самая живучая часть человеческой культуры. Хотя бы потому, что мифы — суть объяснения тех, или иных явлений — природных, или культурных. Мифы появляются, живут, какие-то из них умирают со временем, какие-то, наоборот, переживают века. На их место приходят другие. Наше время — время тоже, в какой-то степени, мифологическое. Потому что происходит смена эпох. Верующие называют это «концом света». Новые мифы рождаются прямо у нас на глазах, в том числе посредством СМИ, интернета — мифы информационного общества.
Так что второй идеей и целью моего рассказа-путешествия стала охота за мифами. Но об этом, о мифах вообще и о мифах, как идее, мы поговорим в отдельной главе.
Одним из таких мифов на наших глазах становится уже помянутый выше миф о нашествии новых варваров на старушку-Европу. Действительно ли сейчас происходит тот самый пресловутый «закат Европы вручную», о котором столько твердят? И КТО её закатывает? И почему это она закатывается?
     А что же сама Европа? Почему она не желает противостоять новому нашествию варваров?  Или уже не может? Некому возглавить и повести за собой тех, кто, быть может, и готов сопротивляться. Налицо — явный дефицит героев. А ведь когда-то в них недостатка не было. И викинги, и Жанна Д’Арк, и Роланд... да несть им числа когда-то было. Да вот делись все куда-то.
Где вы, герои?
Куда ушли?
Куда всё подевалось?
Куда уплыли викинги?
       А мы, в заключение этой главы, скажем пару слов о хронологии. С хронологии начали, ей и закончим. Итак, временем рождения европейского суперэтноса следует считать начало IX века. Именно тогда распадается империя Карла Великого, а на смену ей в 962 году приходит Священная Римская Империя германской нации, первым императором которой был Оттон Великий. В 841 году, в битве при Фонтанэ, впервые клятвы для сражавшихся немецких и французских воинов были прочитаны на двух языках: древненемецком и старофранцузском. Собственно эту дату и следует считать отправной точкой, началом существования двух европейских народов. Гумилёв, как и Шпенглер, отмерял жизненный срок каждой культуры и этноса примерно в 1000-1500 лет. То-есть и по Гумилёву, и по Шпенглеру, - история дискретна, а не линейна. Историю следует рассматривать как историю культур и историю этносов, а никак не линейный процесс смены общественных формаций, как утверждают марксисты. И сейчас европейская цивилизация и европейский суперэтнос подходят к своему концу. В фазу обскурации, или угасания, они вступили примерно в середине XIX века. Фрэнсис Фукуяма назвал этот период «концом истории». В какой-то степени он прав. Но конец, это, одновременно – и начало чего-то другого. Вот с этот точки зрения мы и будем смотреть на ситуацию.

Источники:
1.Л.Н. Гумилёв "Этногенез и биосфера Земли".
2. masterok.livejournal.com
3. selyanka.livejournal.com
4. Википедия
5.Яндекс.Дзен."Славяне в V веке.