Очаков - не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Во втором классе на уроках пения мы выучили песню «Учил Суворов».
Музыка Анатолия Новикова, слова Мстислава Левашова.


Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.
Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.

Отцом и братом Суворов был
Сухарь последний с бойцом делил.
Отцом и братом Суворов был
Сухарь последний с бойцом делил.

В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.

Он на Очаков, на Измаил
Победно войско своё водил.
Он на Очаков, на Измаил
Победно войско своё водил.

/Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжелый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам./

Учил Суворов: «Вперёд глядеть,
Уж если встали – стоять насмерть»!
Учил Суворов: «Вперёд глядеть,
Уж если встали – стоять насмерть»!

За честь Отчизны я постою,
В ученье трудно – легко в бою.
За честь Отчизны я постою,
В ученье трудно – легко в бою.

В песне названы две крепости: Очаков и Измаил. В моём сознании с тех пор сложилось, что Очаков освобождали, а Измаил брали. Именно тогда, во втором классе, нам разъяснили, что среди советских наград времён Великой Отечественной войны (она закончилась десять лет назад)  есть семь особых медалей за занятие советскими войсками европейских столиц.

Три медали за освобождение:  «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы» и «За освобождение Праги». Освобождали столицы тех стран, народы которых были близки нам по духу, но оказались оккупированными фашистами.

Четыре медали за взятие столиц фашистского  вермахта:  «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За взятие Кёнигсберга».

Значит, и Очаков был населён людьми, близкими нам по духу, по языку, и как сегодня говорят, по менталитету.
(Для справки:  Менталитет (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного 'al') — склад ума, совокупность  умственных,  эмоциональных,  культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации,  народу,  народности. Из Википедии).

Российская империя овладела этим краем после двухдневного сражения 17—18 июня 1788 года. Тогда под Очаковом кораблями русской флотилии и береговыми батареями Суворова была одержана большая победа над турками. После разгрома турецкой эскадры и почти полугодовой осады крепость Очаков была штурмом взята войсками Г. А. Потемкина 6 декабря.


В 1792 году Очаков стал русской крепостью и получил своё нынешнее название. Входил в состав Новороссийской губернии, затем был в составе Херсонской губернии. C 1923 года — украинский город (в составе УССР, затем независимой Украины), курорт и военно-морская база. Морской порт на Днепро-Бугском лимане.

Далёкое прошлое города вспоминать не будем, оно, похоже, недостоверно и  преднамеренно  фальшиво. Почему фальшиво? Да потому хотя бы, что этот город-крепость между морем и степью  был важным фортом, форпостом  Великой Тартарии, великой империи, прошлое которой до неузнаваемости изменено, переделано и вычеркнуто из истории.

С Очаковом связано много исторических событий, больше похожих  на мифы. Мимо этих крутых берегов, якобы,  направлялись на Царьград и за Дунай дружины Олега, Игоря и Святослава. Отсюда турецкие янычары совершали набеги на села, грабили их и уводили в плен невольниц.

Создали легенду,  она есть в Википедии, что название дали турки: ";zi " или "Ачи - кале", что в переводе с турецкого означает ачи - угол, кале - крепость. А ещё ходят легенды, что при "генуэзцах", да и при турках крепость называлась типично - русским словом - Очаков. Впрочем, на  старых картах XVI, XVII и даже XVIII веков нигде нет указания, что эта земля была за турками.  А название ОЧАКОВЪ можно встретить и на месте нынешней Одессы.

В начале XVIII века Очаковом владели турки. Но, похоже, не они строили крепость, турки только отстраивали, укрепляли созданное прежде, но этот период – самый тёмный и в нашей, и в мировой  истории.

В годы русско-турецкой войны 1735–1739 годов русская армия под командованием Бурхарда Миниха подошла к Очакову, в июле 1737 года после грамотной осады и продолжительной бомбардировки заставила капитулировать гарнизон крепости. Участником этого боевого эпизода был небезызвестный барон Мюнхгаузен.

Легендарный враль и гениальный рассказчик прибыл  в Очаков в свите Антона Ульриха в 1737 году вскоре  после штурма. Это такой  факт, о котором стоит сказать особо в пересказе немецкого писателя Рудольфа Эриха  Распе  (нем. Rudolf Erich Raspe; весна 1737 — 16 ноября 1794).

«...Я направил своего тяжело дышавшего коня к колодцу на базарной площади, чтобы дать ему напиться. Он пил и пил без всякой меры и с такой жадностью, словно никак не мог утолить жажду. Когда я обернулся, то угадайте, милостивые государи, что я увидел? Всей задней части моего бедного коня как не бывало; крестец и бедра - все исчезло, словно их начисто срезали. Поэтому вода вытекала сзади по мере того, как она поглощалась спереди, без всякой пользы для лошади и не утоляя её жажды...
Оказывается, когда я с толпой бегущих врагов ворвался в крепость, внезапно опустили предохранительную решетку и этой решеткой начисто отсекли заднюю часть моего коня. Сначала указанная задняя часть брыкалась изо всех сил и нанесла огромный урон неприятельским солдатам, а затем она быстрым галопом доскакала до луга. С большой радостью я нашел ее здесь... Задняя половина коня успела завязать близкое знакомство с кобылами, носившимися по лугу, и, предавшись наслаждениям со своим гаремом, забыла все перенесенные неприятности...».

Правда, впоследствии взятую крепость пришлось вернуть турка

Вторая осада Очакова произошла в 1788 году и была воспета в оде Державина. К тому времени гарнизон города насчитывал 20 тысяч солдат. Крепость обороняло 300 пушек. В западных предместьях располагался замок Гассан-паши (Батарейный мыс).

Сражения шли два дня, 17—18 июня 1788 года.  Корабли русской флотилии и береговые  батареи Суворова с помощью  брандскугелей (огненных шаров) сожгли и потопили три 64-пушечных линейных корабля, два 40-пушечных и три 32-пушечных фрегата, пять мелких судов. Захвачен 1 турецкий линейный корабль, переименованный в «Леонтий Мученик». После разгрома турецкой эскадры и почти полугодовой осады крепость Очаков была штурмом взята войсками Г. А. Потёмкина 6 декабря.

Для награждения офицеров, участвовавших в штурме крепости, но не награждённых за это орденами, был учреждён "Очаковский крест".

В 1792 году Очаков стал русской крепостью и получил своё нынешнее название.

Во время Крымской войны в 1855 году Очаков был подвергнут бомбардировке с моря четырьмя фрегатами англо-французского флота.

В 1896 году Очаков стал заштатным городом Одесского уезда Херсонской губернии с населением 7218 человек.

В ноябре 1917 - январе 1918 года Очаков находился в составе Украинской Народной республики.
 
Во время Великой Отечественной войны 21 августа 1941 года город был оккупирован наступавшими немецкими войсками.

30 марта 1944 года советские войска 3-го Украинского фронта вместе с силами Черноморского флота в ходе Одесской операции освободили  город от гитлеровских фашистских  войск

Войскам, участвовавшим в освобождении Очакова, приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 31 марта 1944 года объявлена благодарность и в столице СССР г. Москве дан салют 12-ю артиллерийскими залпами из 124 орудий.
Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 3.04.1944 года № 079 в ознаменование одержанной победы воинская часть, отличившаяся в боях за освобождение города Очакова, получили наименование «Очаковской».

В послевоенное время в городе находились советская военно-морская и военная вертолётная база.

В январе 1989 года численность населения составляла 18 976 человек.

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации находившихся в городе рыбоконсервного комбината, АТП-14840 и ремонтно-транспортного предприятия, в июле 1995 года было утверждено решение о приватизации строительно-монтажного треста "Днепробугводстрой" и межхозяйственной ПМК.

По состоянию на 1 января 2013 года численность населения составляла 14 632 человек.


В июле 2017 года правительство США начало строительство военно-морской базы в Очакове в рамках оборонной программы FMCS.


Напротив Очакова хорошо виден прикрывающий его рукотворный остров Первомайский, насыпать который начали еще при Екатерине Второй. На этом острове при Советском Союзе размешалась воинская часть, готовившая морских диверсантов, так называемых морских котиков. А  при Нэзалежной на острове оборудование спилили и продали.

Вообще,  при "незалежности" все разбазарили, разворовали, уничтожили, — такое мнение звучит часто. А что конкретно сделано? Пытались пару лет назад наладить выпуск консервов, но  не смогли. Технологов, которые работали при Советах, не осталось, а своих не вырастили, потому ничего и не получилось. Да и рыболовецких судов уже не осталось.  Так украинцы остались без заводов, без  рыболовных судов, без работы и без перспективы. Зато американцы построят им военную базу. Держи карман шире. Будут американцы для кого-то что-то доброе делать. Посмотрите на Югославию, Ирак, Ливию, Афганистан… После себя они всегда оставляют организованные вооружённые массы, готовые к террору. Талибы, Аль-Каида, ИГИЛ и много много других. Украина уже превращена в такой фашистский анклав, где открыто много лет говорят о войне.

Очаков – это город русской военной славы, который за счёт предателей из Нэзалежной и не только оттуда  превращается усилиями американцев и НАТО в мощную военно-морскую базу для уничтожения Русского Мира, и где тот Суворов, который способен повести русские дружины на борьбу по освобождению человечества? Чувствую, что пора собирать все русские земли, весь русский мир в единый кулак, пока его не ввергли в кровавую уничтожительную  всего живого войну.

Напомню ещё один факт. Была в Очакове улица Шмидта, на ней среди деревьев памятник командиру крейсера "Очаков" Петру Петровичу Шмидту. Напротив - клуб его имени. На мемориальной доске у входа написано: "В этом здании с 6 по 18 февраля 1906 года проходил суд над лейтенантом П. П. Шмидтом и другими участниками восстания на крейсере "Очаков". В клубе есть комната-музей, где собраны документы и экспонаты, об  одной  яркой странице  истории.

В ноябре 1905 года восстали матросы и солдаты Севастополя. Команда крейсера "Очаков" арестовала офицеров и обратилась с воззванием к военным морякам других кораблей. Командование крейсером принял тридцативосьмилетний лейтенант Петр Петрович Шмидт, пользовавшийся большой популярностью среди моряков и рабочих. Именно в те дни рабочие Севастополя избрали его пожизненным депутатом первого в городе Совета. На "Очакове" был поднят сигнал: "Командую флотом. Шмидт". Красные флаги взвились еще на 12 кораблях. Среди них были миноносцы "Свирепый", "Заветный", "Зоркий" и "Святой Пантелеймон" (бывший броненосец "Потемкин").

В музее хранятся фотокопии писем Шмидта. В одном из них он писал: "Я знаю, что столб, у которого встану я принять смерть, будет водружен на грани двух разных исторических эпох нашей родины... Позади за спиной у меня останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную, счастливую Россию".


Приложение

Русский поэт  Гавриил Романович Державин (1743—1816) , тот самый, который Пушкина «заметил и,  в гроб сходя, благословил», написал довольно яркую патриотическую оду. Этой одой с комментариями из академического издания мы и завершим наши заметки.

ОСЕНЬ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ОЧАКОВА

Спустил седой Эол Борея
С цепей чугунных из пещер;
Ужасные криле[1] расширя,
4Махнул по свету богатырь;
Погнал стадами воздух синий,
Сгустил туманы в облака,
Давнул — и облака расселись,
8Пустился дождь и восшумел.

Уже румяна Осень носит
Снопы златые на гумно,
И роскошь винограду просит
12Рукою жадной на вино.
Уже стада толпятся птичьи,
Ковыль сребрится по степям;
Шумящи красно-желты листьи
16Расстлались всюду по тропам.

В опушке заяц быстроногий,
Как колпик[2] поседев, лежит;
Ловецки раздаются роги,
20И выжлиц[3] лай и гул гремит.
Запасшися крестьянин хлебом,
Ест добры щи и пиво пьет;
Обогащенный щедрым небом,
24Блаженство дней своих поет.

Борей на Осень хмурит брови
И Зиму с севера зовет,
Идет седая чародейка,
28Косматым машет рукавом;
И снег, и мраз, и иней сыплет
И воды претворяет в льды;
От хладного ее дыханья
32Природы взор оцепенел.

Наместо радуг испещренных
Висит по небу мгла вокруг,
А на коврах полей зеленых
36Лежит рассыпан белый пух.
Пустыни сетуют и долы,
Голодны волки воют в них;
Древа стоят и холмы голы,
40И не пасется стад при них.

Ушел олень на тундры мшисты,
И в логовище лег медведь;
По селам нимфы голосисты
44Престали в хороводах петь;
Дымятся серым дымом домы,
Поспешно едет путник в путь,
Небесный Марс оставил громы
48И лег в туманы отдохнуть.

Российский только Марс, Потемкин,
Не ужасается зимы:
По развевающим знаменам
52Полков, водимых им, орел[4]
Над древним царством Митридата[5]
Летает и темнит луну;
Под звучным крил его мельканьем
56То черн, то бледн, то рдян Эвксин.

Огонь, в волнах не угасимый,
Очаковские стены жрет,
Пред ними росс непобедимый
60И в мраз зелены лавры жнет;
Седые бури презирает,
На льды, на рвы, на гром летит,
В водах и в пламе помышляет:
64Или умрет, иль победит.

Мужайся, твердый росс и верный,
Еще победой возблистать!
Ты не наемник, сын усердный;
68Твоя Екатерина мать,
Потемкин вождь, Бог покровитель;
Твоя геройска грудь твой щит,
Честь мзда твоя, вселенна зритель,
72Потомство плесками гремит.

Мужайтесь, росски Ахиллесы,
Богини северной сыны!
Хотя вы в Стикс не погружались,
76Но вы бессмертны по делам[6].
На вас всех мысль, на вас всех взоры,
Дерзайте ваших вслед отцов!
И ты спеши скорей, Голицын!
80Принесть в твой дом с оливой лавр[7].

Твоя супруга златовласа,
Пленира сердцем и лицом[8],
Давно желанного ждет гласа,
84Когда ты к ней приедешь в дом;
Когда с горячностью обнимешь
Ты семерых твоих сынов,
На матерь нежны взоры вскинешь
88И в радости не сыщешь слов.

Когда обильными речами
Потом восторг свой изъявишь,
Бесценными побед венцами
92Твою супругу удивишь;
Геройские дела расскажешь
Ее ты дяди и отца[9],
И дух и ум его докажешь
96И как к себе он влек сердца.

Спеши, супруг, к супруге верной,
Обрадуй ты, утешь ее;
Она задумчива, печальна,
100В простой одежде, и, власы
Рассыпав по челу нестройно,
Сидит за столиком в софе;
И светло-голубые взоры
104Ее всечасно слезы льют.

Она к тебе вседневно пишет:
Твердит то славу, то любовь,
То жалостью, то негой дышит
108То страх ее смущает кровь;
То дяде торжества желает,
То жаждет мужниной любви,
Мятется, борется, вещает:
112Коль долг велит, ты лавры рви!

В чертоге вкруг ее безмолвном
Не смеют нимфы пошептать;
В восторге только музы томном[10]
116Осмелились сей стих бряцать.
Румяна Осень! радость мира!
Умножь, умножь еще твой плод!
Приди, желанна весть! — и лира
120Любовь и славу воспоет.

1 ноября 1788


Примечания
Впервые — отдельное издание, Тамбов, около 1788—1789 гг. под заглавием «Осень в селе Зубриловке» (см. «Реэстр российским книгам, продающимся в вольной тамбовской типографии 1793 года»). Затем с измененным заглавием — Изд. 1798 г., стр. 122. Печ. по Изд. 1808 г., т. 1, стр. 136, с учетом поправок к нему, сделанных самим Державиным. Написано в Тамбове 1 ноября 1788г. — в тот период, когда долго не было известий из армии, осаждавшей турецкую крепость Очаков. Участником осады был князь С. Ф. Голицын (1748—1810). Его жена, В. В. Голицына, жила в селе Зубриловке около Тамбова. Державин, «не имея тоже известия о наших войсках, между страхом и надеждой послал ей сию оду» (Об. Д., 621). Очаков был взят 6 декабря, и Голицын вернулся в Зубриловку. 25 декабря Державин поздравил его с победой и с возвращением домой. Поэт И. И. Дмитриев предложил внести в текст стихотворения ряд поправок, но Державин принял далеко не все из них.
1. ; Криле (крылья) — архаическая форма винительного падежа двойственного числа. Первоначально у Державина было «крыла», форму «криле» предложил Дмитриев.
2. ; Колпик (колпица) — птица белого цвета, водящаяся на юге России.
3. ; И выжлиц лай и гул гремит. В Изд. 1798 г. была явная опечатка: «И выжлят лай и гул гремит». Державин исправил опечатку в принадлежавшем ему экземпляре книги (ЦГАЛИ, ф. 180, ед. хр. 3, стр. 123), однако по недосмотру она сохранилась как в Изд. 1808 г., так и в позднейших (в том числе у Грота и Гуковского). Выжлицы — гончие собаки, выжлята — их щенки. Разумеется, охотиться можно только со взрослыми собаками, тем более — не может «греметь» «лай и гул» щенков.
4. ; Орел — российский герб (т. е. Россия), луна — турецкий (т. е. Турция).
5. ; Древнее царство Митридата — Крым, Таврида (Об. Д., 621). Митридат Великий (II—I вв. до н. э.) — царь понтийский и боспорский (страны на севере и востоке Черного моря).
6. ; Хотя вы в Стикс не погружались, Но вы бессмертны по делам. «Фетида, по баснословию, мать Ахиллеса (герой древнегреческих мифов, «баснословия». В. З.), держа его за пяту, погружала его в Стикс, чтоб был неуязвляем» (Об. Д., 621). Стикс — одна из рек мифического подземного царства, купание в водах которой сделало Ахиллеса неуязвимым для оружия, за исключением одной его пяты.
7. ; Принесть в твой дом с оливой лавр — т. е. победу и мир.
8. ; Пленира сердцем и лицом. В данном случае имя «Пленира» употребляется Державиным как нарицательное.
9. ; Ее ты дяди и отца — т. е. кн. Г. А. Потемкина, племянницей которому по матери приходилась В. В. Голицына. Потемкин любил ее, «как отец» (Об. Д., 621). По слухам, Голицына была любовницей Потемкина.
10. ; Томный — удрученный, печальный.