Гауди. Эль Каприччо

Алина Алексеева-Маркезин
 
    Эль-Каприччо - ранний шедевр Антонио Гауди, один из немногих его проектов, выполненных за пределами Каталонии, на побережье Бискайского залива в городке Комильяс, расположенном на территории автономного сообщества  Кантабрия.
 
    Вилла получила игривое название  "Эль-Каприччо" - "Каприз", построенная в 1883—1885 годах по проекту известного каталонского архитектора Антонио Гауди.

     Заказ поступил от Максимо Диаса де Кихано, родственника Эусебио Гуэля, получившего от испанского короля титул маркиза де Комильяс. Здание построено для наследника маркиза. Строительство проходило под руководством архитектора Кристофола Касканте-и-Колома(близкого друга Гауди) . Сам Гауди ни разу не посетил строительную площадку.

       Вытянутое здание имеет три уровня: полуподвал, отданный под кладовку и конюшни ( впоследствии гаражи); нижний этаж, на котором разместились хозяйские помещения, и чердачный уровень - для прислуги.

    Наружная отделка здания, как несложно заметить, выполнена в неомавританском стиле, и снова перед нами во все своей красе предстает Гауди-ориенталист.

      Как и в доме Висенс (1883-1888), Гауди широко использует красный кирпич в сочетании с местным камнем и керамические изразцы в виде подсолнухов и листьев буквально повсюду: горизонтальные их полосы опоясывают стены здания, а башня, напоминающая минарет, сплошь покрыта керамикой.

    Этот проект  раннего Гауди, но уже в этой работе заметны некоторые ключевые моменты, свойственные всему его последующему творчеству.

     Главный фасад подчёркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

   Очень интересны художественная ковка и литье, украшающие верхнюю часть башни - исполнение, как и всегда, на высшем уровне.

     Хороши также балкон со скамьей и оградой и выходящее на балкон поистине "музыкальное окно": когда его открывали или закрывали, противовесы окна, выполненные в виде металлических трубок, издавали весьма приятный музыкальный звук. Апелляция к музыке содержится и в замечательных витражах здания, украшающих музыкальный салон.

    В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами к долине, нисходящей к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже - просторные залы, курильня, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком.

          Что до заказчика, Максимо Диас де Кихано - он так торопился въехать в свою новую летнюю резиденцию, что кое-какие элементы здания остались даже незавершенными - однако судьба распорядилась по-своему: в "Каприччо" он прожил всего 7 дней, после чего скоропостижно скончался от рака.
   
     Дом в наследство достался сестре Максимо,  а потом дом переходил по  к другим родственникам, пока не пришёл в полный упадок и запустение. Только в  1992 году японская компания Mido Development Co. Ltd. приобрела Capricho . На данный момент Эль Каприччо — это музей.