О нашей жизни

Павел Каравдин
О  НАШЕЙ  ЖИЗНИ

Мы знаем очень многое, но иногда не знаем элементарных вещей. Пример из техники. Рулевой ведёт корабль по курсу, наблюдая за стрелкой компаса. Заметив отклонение стрелки, рулевой поворачивает руль, возвращая корабль на курс. В итоге корабль идёт не по прямой, а по синусоиде. В принципе возможно заменить рулевого автоматикой. Поставим справа и слева от стрелки компаса контакты. Стрелка, отклоняясь коснется контакта. Это касание включит рулевую машину для поворота руля. Наш автомат «различает» противоположные (правый и левый) контакты. Корабль продолжает идти по синусоиде. Будем сближать контакты, чтобы уменьшить отклонение корабля от курса. До какого-то момента – это будет помогать, но наступит момент,  когда величина зазора станет настолько малой, что наш автомат не сможет «различать» противоположные контакты, не сможет вести корабль по курсу. Величина зазора – количество изменяет качество управления, качество автоматики в нашем случае.

Всё живое различает противоположные ощущения: приятные от неприятных. Неприятное ощущение вынуждает действовать, чтобы от него избавиться – иначе гибель. (Например, критика вызывает неприятное ощущение. Зажим критики – защитная реакция на неё.) Благодаря принятым мерам, неприятное ощущение ликвидировано, наступило приятное блаженство.  Но хорошего понемножку. Приятное ощущение ведёт к неподвижности, к застою. Неподвижность же – аналог смерти. Но тут вмешивается второй закон диалектики. Избыток приятного превращается в свою противоположность, в неприятное. Например, утоляя голод, мы испытываем приятное ощущение. Постепенно приятное ощущение заменяется неприятным. Оно и вынуждает  нас прекратить приём пищи, чтобы не умереть от переедания. Графически жизнь можно изобразить синусоидой бегущей между двумя противоположными ощущениями. Пока мы живы, мы различаем противоположные ощущения. Когда мы перестаём их различать, наступает смерть.

Мир неоднороден, полон различий, которые мы ощущаем. Но различия бывают двух классов: обычные и противоположные. Например, в радуге много обычных цветов, а в исправном светофоре два противоположных (красный и зеленый) цвета. И наши органы чувств различают два вида ощущений: неприятные от приятных. Пока нам хорошо, мы бездействуем, можем даже не замечать этого, но как только где-то что-то укололо или обожгло, мы начинаем действовать, чтобы избавиться от него. В этом смысле, неприятные ощущения важнее приятных. Если бы их не было, наверное, не было бы и нас. Мы просто утонули  бы в приятностях.

Но есть и противоположные мысли (идеи). Для них Аристотель понял три закона:

1. Закон противоречия или не противоречия. Из противоположных мыслей одна обязательно верна, другая же ложна.
2. Закон исключенного третьего. Так как противоположных мыслей всегда две, то приняв одну за верную, не надо искать никакой третьей. Ее просто нет.
3. Закон тождества. Нужно следить, чтобы в процессе рассуждений, иногда очень длительных, не случилось подмены тезиса. В этом смысле полезно знать историю науки.

Есть и противоположные действия. Они в словарях описываются разными терминами: альтернатива, дилемма, дихотомия и означают выбор одной из двух взаимоисключающих возможностей. Нам говорят, что мир многоцветен, его нельзя описывать только черно-белыми красками. В принципе это правильно, но основу жизни, ее скелет составляет черно-белый выбор. Для того чтобы жить не нужны дорогие меха, бриллианты и многое другое. Нужно жилище, одежда, пища, семья. Если все это есть жизнь продолжается. Но  нашу жизнь украшают многоцветные не существенные подробности: в каких дворцах или хижинах мы жили; какую одежду мы носили; какие яства мы ели; какие женщины (мужчины) нас любили?

БСЭ правильно объясняла альтернативу как выбор одной из двух взаимоисключающих возможностей. Затем в этом же издательстве вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернативу объясняли как выбор одной из двух или нескольких возможностей. Узнав об этом я написал несколько статей и писем, но никто и нигде не опубликовал ни одной моей строчки. Но вышло 4-е издание словаря (1988 г.), где альтернативой называли выбор одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Опять мимо. Взаимоисключающих возможностей не может быть несколько, их всегда только две. Путаница с альтернативой тесно связана с кризисом физики, о котором я пытаюсь писать уже больше 40 лет.

Наша беда в отказе жить по законам природы. Там все особи (волк и заяц)  имеют равные права на жизнь. Идет соревнование на двое ворот, кто кого? Но есть у нас высший научный центр РАН, который всегда играет на одни ворота и всегда прав, ломая жизни, словари, даже науку и не дает вывести физику из кризиса. Такая у нас безнадежная жизнь.