Черный квадрат

Максим Пестун
 Чуть более 100 лет назад, когда рушились каноны старого искусства, возникали новые течения, верхи не могли править по-старому, а народ не хотел жить…, как выяснилось позже, киевским художником- супрематистом был создан черный-причерный квадрат. Художник работал одновременно в кубизме, футуризме и в «заумном реализме» (алогизмe). Такое количество «измов» и привело его к новому видению реальности.  Ему, как и Альфонсу Алле, тоже стали видеться «битвы негров в темной глубокой пещере»… С кем бились негры история до сегодня умалчивает.
Рушилась, казавшаяся вечной империя, шла война, люди делали и теряли состояния за один день, из ничего возникали новые партии. Новые личности призывали к идеям, за которые их еще вчера поместили бы в психушку, а сегодня им аплодировали толпы. Страна требовала новых веяний во всем. В общем, все переместилось с ног на голову. Надо отметить, что в такой позе общество более или менее удачно простоит еще 80 лет. И неизвестно, сколько еще должно пройти, чтобы оно вернулось в первоначальную позу. Но вернемся к искусству.  Старое «предметное» искусство стало слишком буржуазным и вышло из моды. На смену приходило новое «беспредметное» и безыдейное, главная идея которого и заключалась в отсутствии оной.
Именно такую позицию и декларировал Малевич как «первый шаг чистого творчества»  Тут хочется выделить важный момент!  Художник провозгласил свой квадрат «НУЛЕМ ФОРМ». То есть, «весь мир насилья….» и далее по тексту.
«Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству», говаривал автор.
Но вернемся на 100 лет вперед.  Хорошо зная историю и учитывая, что события столетней давности с удивительной точностью повторяются, молодой харьковский архитектор решил воплотить хорошо зарекомендовавшую себя и проверенную временем идею на родине
автора «нулевых форм». Так возник черный квадрат в архитектуре.
Так же, как  «квадрат» Малевича  стал  нулевой точкой нового отсчета и нулевой пластической формой в искусстве, так «черный театр» стал «нулевой точкой» новой архитектуры.
Малевич видел свой квадрат «пустыней небытия» … Пока еще рано судить о том, станет ли новый театр пустыней или уйдет в небытие, но новая жирная точка отсчета в киевской архитектуре явно поставлена. «Найдена абсолютная форма, которая не может развиваться, двигаться»  - утверждал Малевич. И тут его пророческие слова сбылись! На сегодняшний день вопрос «черного театра» не может  сдвинуться с мертвой точки, хотя конфликт вокруг него  развивается.

Примечателен факт, что впервые «черный квадрат» экспонировался в «красном углу» выставки. Там, где обычно находятся иконы. Этим он «демонстрировал главный модуль новой пластической системы», несущей «стилеобразующий потенциал».
И в наши дни «черный куб» помещен в «красный угол» Киева, там где зарождалась его история, там где находится сердце старого Города, там, где еще остался его почти угасший дух.
Надо понимать, что эта «новая пластическая(металловагонная) форма» планируется, как  «нулевой отсчет» новой киевской ( и, видимо, не только) архитектуры.
Остался неясным вопрос - остановятся ли создатели «черного куба» на четырех авторских повторах, как автор «квадрата», или будут тиражировать их в промышленных количествах?...
Тогда «Пропал (Киев) — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала (черная)тьма …»