Глава 3. Аламан Байга - Казахстан

Мирослава Дорофеева
Роман: "Ангел в тени, или Аламан Байга".
(Натурализм, мелодрама.)
Глава № 3.
   Ернар вышел из дома, старенькое крыльцо скрипнуло под тяжёлой поступью, зашёл в баню, плотно притворил за собой дверь, разделся и присел на полок париться. Конечно самое время остаться наедине со своими мыслями. Самые яркие воспоминания были связаны со школьными годами. Когда человек остается в одиночестве и стремится начать новую жизнь, он не вольно возвращается в прошлое. В советские времена все дети были беззаботными, мы копили, а не коллекционировали, именно копили. Потому всегда, часто так и говорили: – «а, дай мне эту марку – я их коплю». Эти воспоминания для Ернара были наиболее трогательными, не забываемыми, душевными. Ведь то что мы копили, давало нам такие возможности, как общаться между собой, мы были дети открытые и радушные. Ведь то что мы копили, было для нас, советских детей, на втором месте по святости. Никакой религии, мы были дети атеистов, и первое место отдавалось маме. Мама – это святое.
  Тогда марки не собирал только ленивый или озабоченный другим направлением в собирательстве. Даже марки от конвертов отклеивали на пару, они были у всех. Ернар вспомнил свой заветный альбомчик. Часть из них он выменял, часть купил на карманные деньги. Ернар улыбнулся своим воспоминанием и тому трепету с которым он относился к своим маркам: машинки, самолёты, кораблики, живопись средневековых мастеров, по которым Ернар узнал о существовании картинных галерей, люди, птицы, ягоды, лица, города – это бал огромный мир разнообразия, собранный в одном альбоме на маленьких клочках бумаги. Марки были польские, советские, кубинские. Причем на кубинских марках было написано слово «CUBA» на английском, а многие дети и Ернар произносили или читали это слова как «СИВА», с умным видом, Ернар улыбнулся своим мыслям, что тогда он не имел не малейшего представления, что где-то есть Куба и там живут люди. Но самые ценные были марки – треугольные и негашёные, то есть без штампа.
   Ернар вспомнил как страстно копил он значки, которых у него было полно. Он их складывал в коробку из-под конфет, вешал рядами на ковер, на вымпелах прикреплял, они валялись под кроватью, в игрушках, попадались на полке с книгами и в шкафу с посудой. Ернар вспомнил, что ему повезло, потому что среди его друзей значки почему-то не ценились и поэтому вся детвора отдавала ему значки, да и понравившийся значок можно было запросто выпросить в подарок. В стране советов любили значки и вымпелы. Любили их делать, любили вручать по поводу и без повода, любили покупать и развешивать в маршрутных автобусах. Родители на работе постоянно получали какие-то значки: то передовик, то за соревнования, то за первенство, то значок дружинника, то за участие в выставках, короче с поводом и без повода у Ернара копились значки.
   Система мотивации служить Советскому Союзу, Родине, Ленину, За Сталина, за патриотизм была крайне примитивной и дешёвой, главное побольше мишуры в виде грамот, вымпелов и значков дали людям, те загордились, что их отличил и продолжают землю рыть носом, трендя о свободе и равноправии. Короче отличился – получи значок, грамоту и гордись. Ну, конечно с высоты прожитых лет я в шоке, а помню гордились же люди этой мишурой. Работали не за деньги, а за идею. Ну, и за значок, медаль, вымпел, грамоту. Поэтому значков было не сказать, что много – их было очень много. Разных, железных литых, массового производства. Появились смешные с приходом девяностых, советские алюминиевые, штампованные потеряли актуальность, а вместе со значками много чего потеряло актуальность с развалом СССР. В мир детства пришли новые мультяшные, пластмассовые значки, которые сменили Волка, Ёжика, Зайца и других героев. Школьников начала девяностых груди и портфели облепили герои Диснея. «Мы росли и взрослели, а вместе с нами «росли и взрослели» значки» - подумал Ернар.
  Раз нахлынули такие воспоминания, хочется рассказать еще и о монетах. Монеты, как и марки иностранные или старинные были у каждого подростка в школе. Не поверю, если вы скажите, что у вас не было ГДРовских пфеннигов, болгарских стотинок или польских грошей. Монет стран соцлагеря в народе ходило очень много – кто-то служил, кто-то отдыхал, кто-то просто был где-то за кордоном. И все везли монеты, которые быстро расходились по рукам. Мамы давали монеты на хлеб и среди них вы обнаруживали деформированный «пятак», который откладывали в свою копилку. Дети СССР, кто так не делал? Эти монетки 30-50х годов как-то отличались от постреформенных. Завитушки, другое количество лент на гербе, другие буквы, шрифт… Помните легендарный фильм «Менялы» - он как раз об этих моментах. Монетки менялись на марки, значки и обратно. А еще монетками играли в «чику», но уже ходовыми, зарабатывая себе на мороженное, сигареты, жвачки и сосачки. Ернар вспомнил: «свою коллекцию монет, он зачем-то закапал в землю, начитавшись пиратских романов.» Конечно сейчас он не побежит голиком из бани выкапывать своё сокровище, но он всегда помнит где они спрятаны. Сейчас там есть очень классные экземпляры.
  На этой страничке повествования самое время упомянуть об открытках. Конечно собиранием открыток занимались девочки. Открытки для девочек были несметные сокровища. Сейчас 21 век за порогом, никто не отравляет открытки в конвертах по почте, нет почтальона, который с тяжёлой сумкой через плечо, под завязку набитой газетами и письмами, крутит педали велосипеда, останавливаясь возле каждого почтового ящика, который висел на заборе. Современное поколение уже не поймёт, как это и зачем, если есть серверы Яндекс, Майл и другие. А ведь раньше, все ценили каждую открытку, которую обнаруживали у себя в почтовом ящике перед 8 марта, 23 февраля, 1 мая, днем рождения и Новым годом. Мы всегда радовались бумажной открытке и теплым словам: «Здравствуйте родные» в начале, «целую» в конце… Открытка была, как лучик света, памятка, что тебя помнят и любят. Дорогая сердцу весточка. Они были всегда очень красивые.
  Вспомнив о красоте открыток, Ернар обнаружил в своих воспоминаниях девочку, она училась на три класса младше, звали её Галлия и однажды очень печально рыдала, когда какой-то нерадивый сорванец наступил на её открытку, упавшую из рук. Позже, открытки стали подом для Ернара, он всегда находил красивейшие открытки и дарил их Галлие. Вспомнил, как сверкали её глаза, когда девочка брала открытку, рассматривала и аккуратно, как сокровище, складывала между страниц в книгу. В глазах всегда искрился восторг и за опущенными ресничками пряталась скромность. Ернар улыбался своим воспоминаниям. Но подумал: «интересно, как сложилась жизнь у той красивой девчонке. Однозначно, она выросла красавицей и умницей.» Когда Ернар закончил школу, Галлия еще три года грызла гранит общеобразовательной школы. Его закрутила взрослая жизнь, поэтому первая любовь, а скорее всего влюбленность не имели продолжения. Но душевные воспоминания о красивой девочке и её застенчивый взгляд, оказывается сохранились в памяти. Ернар тряхнул головой отгоняя радужные воспоминания, полюбовался клубами пара и получив удовольствие от парилки пошёл мыться. Он очень хотел поговорить с родителями, так сказать на свежую голову.
  На улице вечерело, вечера в Алмаатинской области я смело могу назвать сказочными, только потому что комары не докучают. Куда не посмотри, в любую сторону, глазам открываются потрясающие панорамный вид. Всегда видны снежные вершины гор, которые остаются на краю заходящего солнца. Солнце спускается медленно, озаряя восток небес темно-оранжевыми бликами. Всегда в лучах заходящего светила в сознании всплывает народная мудрость: «Утро вечера мудрее». Дом родителей Ернара износился, как седой старик, казалось, немного накренился. Ернар подумал: «нужны срочно перемены». Докурил сигаретку, зашёл в хату. Присел за стол, придвинул стул поближе к отцу. Мать суетилась, накрывала на стол. Приносила еду не мудреную, по принципу – чем богаты, тому и рады.
- Сынок, после баньки и выпить не грешно. Чаёк «Жаным», ладный заварила… За встречу… - Самат-ага салютует пиалой, в которой налит красиво заваренный чай, с травами. Душевно улыбается, в глазах светится любовь к сыну.
- Мы так долго тебя ждали с твоей службы… а теперь и внуков ждем не дождемся… - Мать сразу начала говорить о том, что больше всего таилось в её душе, чего греха таить, каждого года его богатство, а продолжение рода во все времена беспокоит родителей. Мать носом шмыгает, слезинки платком смахивает… В слезинках не горе, в слезинках радость, сын уже дома, сидит рядом с отцом, молодой, красивый. – Теперь все будет хорошо. – мать ставит на стол еще угощения.
- Не торопи мать… Сын в дом, а тебе внуков подавай… Пусть на людей посмотрит, себя покажет, вот решить еще надо чем заниматься будет? Может хозяйство поднимать… - отец положил руку сыну на плечо, не сказано радуясь, что его кровинка жив и здоров.
- Старики вы мои старики… Я уже дома… Прорвемся… - Ернар, накрывает ладонью руку отца и поглядывает на мать, все по-домашнему, казахи обрусели. Бедно живут на встречу родственников не зовут. Да и родственники только дальние остались. – Отец, я тебя не спрашиваю, как вы жили без меня, вижу, все очень скромно, едва хватает вашей пенсии на быт и нужды…
- Твоя правда сынок, года три назад сил хватало сено косить, продавал, копейки были, а сейчас наши двести пятьдесят гектар травой заросли, в аренду земля никому не нужна. Вот соседские лошади пасутся и на своих землях, и на наших…. Раздольно им тут…
- Ешь сынок, исхудал на службе… Невесту в дом веди, внуков нянчить будем. - Мать присела к столу, на сына любуется. Подкладывает в чашку еду.
  Самат-ага задумался, медленно кушает. Ернар смотрит на мать, жестом показывает, что хватит еды. Сейчас ему понятны чаяния матери, которая торопит время. Высказывая самое сокровенное. Впрочем, так ведут все матери, которые всю жизнь хранят семейный очаг и создают уют. Восток дело тонкое...
  Мне очень хочется написать о казахских женщинах, люди разных наций имеют свои характерные черты и образы, ведь мое произведение должно получить статус полезной литературы и иметь смысловую нагрузку раскрывающая суть казахской национальности. Среди женщин Востока по своему общественному положению казахские женщины выделяются своей индивидуальностью от других женщин восточных народов и не похожи ни на каких-либо женщин, живущих в этом мире. Казашки занимают высшую ступень в общественной иерархии. Её восприятие мира не определяется только существованием, она самодостаточна с природным шармом. Очень сложно описать характерные черты присущее определенному индивиду, а я рассказываю об особенности женщин казахского народа. Просто мы воспринимаем образ, речь, манеру поведения, а также многие другие черты, которые переплетаются друг с другом в тесную взаимосвязь.
  Казашка по своему естеству обладает математическим складом ума, руководствуется особенностью собственного достоинства. Но приятной особенностью, сопровождающей всю жизнь, является миролюбие, не желание проявлять явную агрессию и демонстрировать сопротивление или возражения. Казашки относятся к миру, к жизни, к мужчинам с любопытством и уважением, но с высоко поднятой головой, без рабской покорности. Она всегда естественна в своем поведении, в ней нет фальши и наигранности. Её радость и счастье всегда вместе проявляются без скрытых умыслов, свежа и скромна без следов какой-либо вульгарности. Гостеприимна и общительна всегда без груза фамильярности. Конечно скрытная, загадочная не выставляет на показ свои душевные чаяния и все сочетается с природной красотой, таким образом притягивает к себе и вокруг себя все положительное.
  О красоте казашек можно писать красивые поэмы, почти все они радужные, а многие из них очень красивые. Я пишу только о казашках, не сравнивая их с сильной половиной человечества. Они как великолепный сосуд наполнены состраданием и сочувствием, до самого края добавлено доверие, что делает их нежными и ранимыми. Свою преданность казашки не чем не маскируют, они трепетно её хранят и лелеют, как самый великолепный цветок в мире, выражая её через свою любовь к возлюбленному, детям, родителям, жизни, Вселенной. Преданность казахских женщин сияет загадочным алмазом в россыпи доверия и искренности.
  Но что самое интересное в юности казашки, как жар-птицы в клетки, их жизнь полна запретов от родителей. Поэтому их жизнь переполняют яркие впечатления тогда, когда они становятся жёнами и матерями, после долгожданной встречи с кем-то единственным, он для них избранником на всю жизнь. Казашка была Создателем задумана и воплощена в материальном мире для семейной жизни, именно в этом заключается её предназначение: «быть примером хранительницы очага для всего мира». Миг вдохновения свадьба, счастливое, как правило многодетное материнство, и домашняя суета от рассвета до заката не обременяют её. Всегда улавливается легкость в походке, стремление все делать лучше, с любовью, едва уловимая улыбка и хорошее настроение светятся в глазах и душе. Она слилась воедино с призванием быть женщиной, не противится судьбе, а аккуратно служит своему призванию всю жизнь. Итог: нравится всем благополучная семья, дети ухоженные, окружённые заботой.
  Сейчас уместно отметить о том, что казахская гостеприимность - это заслуга казахских женщин. Оно держится на хрупких плечах женщин, процветает от вкусностей, которые они искусно умеют готовить. Всегда приходят гости, их частые визиты радуют, гости сидят по долгу, забота о них в руках у казахских хозяюшек. Что самое интересное европейские женщины вообще против многочасовых посиделок дома, а наши казахские старательницы рады гостям. Так вот секрет казашек – это их неутомимость и радушие. Очень интересно гости гостями, а заботится о муже, детях, родителях казашки никогда не забывают и уделяют им очень много внимания. Приятно то, что дух свободы живет в заботливом сердце казахских женщин и они полностью посвящают себя суете о тех, кого почитают. Всегда сила материнского инстинкта увеличивается и процветает в ней. Скорее всего инстинкт матери проявляет самые ярки черты характера – жизнелюбие, терпение, сострадание, доброжелательность, уважение, надёжность, гибкость, вежливость, умение прощать, щедрость, благодарность, кротость, послушание, список ярких черт характера и все в положительном ключе можно продолжать до бесконечности – это всё про казахскую женщину.
  Акцент всегда делается на то, что женщина во все времена бала, есть и будет хранительница очага. Женщина продолжатель рода человеческого поэтому всегда к ней должно быть особое отношение, ей должны все и всегда уделять особенное внимание. По сути мусульманские традиции и географическое месторасположение страны между Европой и Азией создали принципиально не похожий на других вид, свободный, проникнутый возвышенными стремлениями, благородный образ казахских женщин. В Европе расположена только часть территории, в случае проведения границы Европа – Азия по Уралу и Кумо – Манычской впадине. Но Европа как бельмо на глазу у каждого, как открытая книга для большинства, а вот Азия таинственная и больше Европы. Имеет огромное разнообразие и территории, и жителей, и загадки, и при этом мало известна, много о ней вообще не ведомо. Азия – Восток недоступны, непонятны, неизвестны, суеверны с оттенками мистики. Многие люди ничего не знают о казахских просторах и его женщинах. Но казашки посещают другие страны и их наивно считают тайванками, принимают за японок или кореянок.
  Есть много существенных различий между национальностями, а женщины ярче всего подчеркивают индивидуальность нации, к которой принадлежат, они национально – специфичны. Женщины как губки впитали не только свои традиции, но и чужие, они научились жить в гармонии с природой и другими этническими группами. Огромные земельные ресурсы, природа, которая удивительна и неповторима повлияла на казахских женщин и стала составляющим звеном их внутреннего мира. Казашки они как три разных, прекрасных цветка на одном кусте. Исключительно разные по типажу – южные, северные, западные, восточные женщины не лишены своего незабываемого шарма. Все они демонстрируют собой красоту нации.
  Казашки активны, предприимчивы, талантливы, одаривающие всех дорогих им людей теплом и заботой, способны свернуть горы в любой сфере деятельности. Но всегда выбирают уют семейного очага, заботу обо всех и вся, кто и что их окружает. Поэтому казашка представляет из себя самую надежную жену, мать, подругу и в тоже время занимает достойное положение в социуме.  Как легко соблюдают казашки традиции, ценят своих мужей, взамен их оберегает любящее сердце защитника. Всё чем наградила и одарила природа казахскую женщину сочетается с уважением к людям, настоящую дружбу без притворства и независимость без ограничений с отсутствием агрессии. Как положено по законам наследия казашки почитают отца, мужа, ставят его во главу семьи, на первое место своих целей и стремлений, но это не мешает быть им свободными, иметь право и голос давать советы мужу или отцу, она может поступать так, как ей хочется. Я слышала откровенные разговоры мужчин, которые гордо заявляли, что казашек нужно опасаться, потому что, узнав такую прелесть поближе, ты непременно захочешь на ней жениться. Казахские женщины интуитивно стремятся к созданию крепкого, постоянного, однозначного союза на всю жизнь.
  Семейная пара родителей Ернара была замешена на тесте казахских традиций и любви друг к другу. Самат-ага читает молитву, посиделки организованные по поводу встречи с сыном подошли к концу. За окном совсем стемнело, день возвращения в родные края для Ернара закончился теплом в душе и легкой утомленностью. Ернар встал из-за стола, обнял поочередно родителей, поцеловал мать и пошёл спать. Старики ласково смотрели в след сына, понимая, что в их дом, в их жизнь пришли, а точнее приехали перемены вместе с сыном. Каждый из них молча, по-своему молился веря, что перемены будут только хорошие и зебра, «жизнь – зебра», с её черно – белыми полосами, пробежит мимо их дома.

*****
  Ернара разбудили яркие лучи солнышка, доброго, ласкового, как в народной мудрости: «дома родные стены помогают». Он тихонько встал, наивно пологая, что его родители еще отдыхают. Умылся, проходя мимо стола взял свежую лепешку, из аккуратно сложенной стопочке, предусмотрительно оставленной матерью, лепешки на столе источали аромат домашнего уюта. Родители сидели на лавочке под раскидистой ивой и встретили взгляд сына тёплыми улыбками.
- Вспомню молодость, пойду на речку. Отец, что скажешь? Где твои удочки? – Ернар улыбается, аппетитно пожевывая лепешку.
- Дак. Где быть, как не в сараюшке. Там и свои найдешь, все в доме сохранилось. С тех времен, когда ты еще тут хозяйничал много чего, не выбросили, знали пригодится. – Радушно отозвался отец.
   Дом родителей Ернара приютился на окраине поселка или аула, как казахи называют, им так привычнее. Кирбалтабай, поселок основанный во времена СССР. Со всех сторон окружён пастбищами, через которые протекает речка. Многие километры пастбища богаты растительностью, удивляют разнотравьем и радуют свежестью ароматов. Расформированный совхоз раздали по паям народу, эти щедрые земли приобрели кто в аренду, кто в частную собственность, а получили те кто работал в этом совхозе. До федеральной трассы Алматы - Хоргос километров 40, дорога от поселка проложенная асфальтом была в хорошем состоянии когда-то, а сейчас, начиная с девяностых годов, властям стало не до мелочей, то есть не до ремонта дорог и обслуживания магазинов, многое стало частной лавочкой, не всегда удачно. В Казахстане до власти добрались рвачи и щепачи, они растаскивали богатые земли и убивали экономику под лозунгами мнимой демократии. Беспощадно исказили понятия правды и справедливости. Все законы как дышло, переписали под себя, так что бы хорошо жилось только правящей элите. В поселке осталось домов сорок, асфальтированная дорога разбита, нищета и разруха серым смогом висит над всем населением.
  Ернар загруженный грустными мыслимы вышел за поселок и медленно брел в сторону речки. На берегу под плакучей ивой устроились трое мужчин. Ернар обратил внимание на то, как были одеты мужчины, подумал: «бедно одеты, под истаскала их жизнь». Мужчины на природе устроили посиделки, удивительно, что с раннего утра распивали спиртное, на газете лежала не хитрая закуска. В одном из мужчин Ернар узнал вчерашнего работягу, которого звали Толик. Он вчера у продавщицы из павильона выпрашивал чекушку, а сегодня с раннего утра в компании двух собутыльников его жизнь бьёт ключом, пьянящей влагой из бутылки.
- Что-то «живая вода» быстро заканчивается. Сообразить бы еще, - Толик хлопает по плечу собутыльника, безуспешно пытаясь вытрясти из пачки новую сигарету.
- Ты прав Толян, всегда не понимаю, почему её, родненькой мало. У жинки денег не выпросишь, а Гулька в долг не дает, мы должны ей как земля колхозу… - Собутыльник закончил диалог и смотрит в сторону, туда где медленно идёт Ернар.
- Брат, - кричит Толик, замечая Ернара. Поворачивается в его сторону. Пошатываясь встает. – Брат, - идет навстречу к Ернару. – Брат, выручи еще разок, трохи не хватило…
- Я рыбу ловить иду, - Ернар остановился, спокойно смотрит на Толика, который старается быть трезвее, чем он есть на самом деле.
- Да какая рыба? Ты что зажилил, ну, не хватило, пойми мы тут хорошо сидим, давай с нами на природе, посидим…
  Толик хватает Ернара за рукав, материя трещит, но Ернар еще не проявляет агрессии, ведёт себя дружелюбно, понимая, что пьяному море по колено, делает шаг назад. Драться ему особо не нравилось, по всему было понятно, ведь силы не равны, даже с учетом алкогольного опьянения оппонентов, да ещё не понятно, как в дальнейшем раскладе поведут себя дружки Толика, но некоторый минимальный кайф он при любой расстановке сил получит, так устроены все мужчины, когда дело доходит до драки, природный инстинкт просыпается или срабатывает защитный механизм. Главное учтем защиту Ернару поставила служба в армии, отжимания на плацу и кроссы, да и преимущество всегда у трезвого человека. Толик не удержался на ногах, отпустил руку Ернара и упал на землю, почти у ног спокойного Ернара. Толик упал на четвереньки, кульбиты пьяных людей всегда веселят присутствующих.
- Я же тебе говорил, не пью, - Ернар миролюбиво продолжил диалог.
- Падла, - вот и полезла пьяная бравада с Толика во все щели. – оборзел, буржуй холёный… - Толик почти что вскочил, поймав равновесие. – Понаедут тут, всякие…
  Далее события разворачиваются почти всегда по одинаковому сценарию, автором которого являются не сами выпивохи, а водка, которая затуманивает им сознание. Ернар уворачивается от кулака Толика. Перехватывает его руку на автопилоте. Легонько отталкивает Толика в сторону его приятелей. Толик падает в кусты…
- Наших бьют … - кричит Толик.
- Эх, Толяна понесло… - бросает реплику собутыльник, но не спешит помогать Толику.
  Толик вылезает из кустов, в руках держит разбитую бутылку розочкой. Принимает бойцовскую стойку, но не настоящую, а с элементами пьяненького клоуна. Ернар группируется защищается, боковым зрением наблюдает за другими мужиками, но ситуация его веселит, просто не хочется пропустить удар розочки. Собутыльники в драку не вмешиваются, только слышатся реплики, комментирующие сложившуюся ситуацию.
- Эх, жизнь Толяна ни чему не учит, как нажрется просыпается в нем десантник. – тихо говорил один из компаньонов Толика, не громко говорил, но Ернар слышал.
- Угомонись… - Поломаю… - Ернар сказал не громко, но очень хотел, чтобы его слова остановили пьяную браваду.
- Убью… Падла… - закричал Толян, и кинулся на Ернара, ну, когда пьяного останавливал диалог.
  Ну, что такое для трезвого Ернара, пьяный рывок вперед Толика? Ернар красиво встретил браваду, без усилий ушел в право, провожая взглядом Толика, которого понесло в полынь. Та картина, которую мы наблюдаем даже дракой смешно назвать и собутыльникам понятно, что Ернар не проявляет воинственности, а сложившаяся ситуация его веселит. Мужики жестами показывают, что в драку не полезут. Видимо им знакома пьяная бравада товарища, которого они не жаждут поддержать, но и бросать пьяное тело, упавшее с высоты собственного роста, не будут. Толик тихонько лежит на боку и постанывает, что-то и он вставать не торопится, кульбиты не взбодрили, а только расслабили, а точнее он больно ударился плечом при падении. Ну, что поделаешь неправильно упал, да и откуда пьяному контролировать как правильно, а как нет.
- Извини брат, -заговорил тот, что был потрезвее. – Толян часто играет в Рембо, он служил в десанте, да водка ему лучшим кушаньем стала. Вижу, ты местный, да и Толян вроде тебя знает. Мы тут, точнее там живем, заберем мы его. Потом познакомимся.
  Мужики дружненько подхватили Толика, он повис на их плечи, и они дружно побрели в сторону аула, даже не оглядываясь. Ернар задумчиво провожал их взглядом думая о том, как жизнь изменилась. Здоровые мужики просто спиваются от безделья. Кто виноват выяснять не хочется, а вот что с эти делать стоит задуматься. Ернар медленно побрел к речке, для многих мужчин рыбалка отдых, развлечение, удовольствие, отдушина, возможность остаться наедине с собой и своими мыслями. Под ногами шуршал песок, тихо плескалась вода, дул легкий, свежий ветерок. Ернар приготовил снасти, закинул удочку и присел на теплый песок, наблюдая за поплавком мысли роились в голове, как сонный улей. Ернар задумчиво отрывает взгляд от завораживающей глади воды, обводит взглядом округу. Любуется красивым пейзажем, к реке спускается табун лошадей. Лошади грациозно склоняют гривы к воде. У Ернара в сознании навязчиво зазвенела мысль, та которая изменит его жизнь, и жизнь его близких, но он еще не мог её ухватить за узды, как того запряжённого скакуна из своего сна. Ернар подумал: «Казалось, в армии я все получил или пережил, там больше оставаться мне не захотелось. Находясь в армии, мне казалось рухнул весь мир. На господ служить больше не захотел. Только что пришёл на гражданку и столкнулся с пьянью и тоской зеленой.  Однозначно с разрухой надо бороться и привлекать к работе эту братву. Точно – это называется бизнес.»