Зарисовки с натуры. Окончание

Алексей Умнов
   Ох, ты радуга-дуга
   Классика жанра – вечерело. Дошёл до поворота на просёлочную дорогу. Монастырь находился, где-то там, через несколько километров. Лесопосадки, холмы-бугры и овраги,– ни хрена не видно ничего впереди, но точно знаю, что есть. Между двух небольших городов, что в одну сторону 20, что в другую столько же,– очередной полумарафон пройден. Знаю, что он небольшим количеством гомосятины заселён, но жрать нет ничего, спать негде ,– если что, думаю, живым не дамся. Мне о нём мой друг один - монах рассказал, ему там крест предлагали, а он убежал. Я ж его и спросил «почему?».  А он мне: «Я присмотрелся, а там одни гомики.»
   Добрался, а у них конец рабочего дня, ( у трудников , там их с десяток было ) а у этих праздник в полном разгаре! Три монаха бритых и ответственный мирянин за стройку. Два монаха по гражданке и один в подряснике. Между собой гавкаются,- выясняют кто главнее. А наместник, я так понял, в городе живёт, а туда наездами. Звонит ему один, насчёт меня. Солнышко спряталось за горизонтом, прощальный его луч касается вершин высоких… не помню какие деревья были.
   – Наместник сказал, что не возьмёт, – произнёс, как отрубил, пробормотал ряженый. Видать я им не приглянулся.)))  Спаси Бог, что хоть накормили. Ихнему мастеру даже стыдно стало за них; он подошёл ко мне и на дорогу отдал последний червонец и пачку LM.
   Лето было, и я сравнительно быстро, по ночной прохладе, добрался до города. А через день уже опять был определён Господом на положенное мне, по списку моего бродяжничества, место пребывания. Всё в этой жизни есть – Промысл Божий.
Мучительный вопрос
   Меня изредка, но настойчиво вопрос мучает: а почему архиереи решили принести западные «демократические ценности» в Церковь Христову? Почему избрания патриарха происходило путём голосования, а не жребия? Правильно! Какая надежда может быть на Бога, при определении Им выбора Своего, Он ведь и ошибиться может, движухи то подковёрной не знает… Забыли… как Господь отбирал власть у епископов и передавал её народу? «Львовское братство 2», вполне реальный вариант развития событий, тем более об этом и некоторые старцы предупреждали, хотя я десять лет тому назад относился к этому с
Иронией, и даже насмехался над своим начальником иеродиаконом.
   Святитель Феофан Затворник говорил о нашем времени, что всё будет блестеть и сиять, повсюду будут слышны чины священнические, внутри же суть – отступление истинное. А что? Описание духовного и материального состояния совпадает, даже очень. Нищих от храмов гоняют без разбора,(читай Самого Христа) за прошение милостыни грозит уголовная ответственность. Мне так и представляется, как какая нибудь @ из охранки епископской, пинает Василия Блаженного. И не стоит удивляться, святые угодники Божии довольно часто навещают нас в телесном человеческом образе, почитайте историю и жития святых.
В монастыре
   В Санаксарском монастыре находятся мощи трёх прославленных Церковью святых: Феодора Санаксарского – игумена, родного дяди Фёдора Ушакова, мощи которого находятся здесь же, и игумена Александра Исповедника. Над Александром, в своё время, издевались революционно настроенные монахи. Отдельно стоит часовня над могилой о. Иеронима,– я к нему часто заходил,– у Бога, все живы.  Проработал около года, но как говорят в монастыре, если хочешь услышать о себе много нового и интересного, наступи монаху на мантию,– наступил своему начальнику. Воспитывал, как то, он меня, а голосок такой тянучий, ну как нарик при ломке, ну я ему так и сказал. И это стало моей последней вылазкой из за печки, но я о другом…
  В начале моего пребывания в монастыре я работал в двух километрах от него, в селе Алексеевка, на территории монастырской пилорамы. Возвращаюсь, как-то, с работы и встречаю на пути мужика, лет 40 с лишним. Разговорились…
   – Ты знаешь, я уже девять лет в монастыре, в лесу живу один, а отец наместник не постригает меня в монахи,- при этом он тяжело вздохнул и печально улыбнувшись добавил,– но он человек духовный, он знает, что делает, о нем ещё многие услышат… видать не судьба… мне монахом быть.
  Вскоре должен был быть большой церковный праздник, иду на службу и вижу… возле входа в храм сияющее небесным светом лицо нового инока… дождался!
 Поставили его келарем, продукты выдавать. А я уже на скотном работал и мне разрешали самому готовить, не всегда успеешь, с этой скотинкой, в трапезную сходить. Погода хорошая, летняя… а чё  если бражульку поставить? Беру сумки, иду за продуктами. Он встречает меня приветливой улыбкой. То сё получил, дошло дело до сахара… обычно давали до двух кг. Подставляю сумку под мешок, который инок приподнял для того, чтобы насыпать мне сладкой смерти, пол мешка, где-то было, и как бахнет… полная сумка! кг. 10!!!
– Ну вот,– радостно заметил монах,– теперь на бражку хватит! – и улыбнулся . А призадумался... Без смирения – никто не спасётся.
 НИКТО!!! Даже патриархи, цари и президенты не срут зефиром и в их жилах не течёт французский парфюм … Все сгниём!!! почти…

Отец Николай
   Интересная встреча, с интересным человеком. Обычная история одного краткого общения, но оставшаяся в памяти, спустя долгие годы.
   Арзамас, ты пережил свой «золотой век»… Твои горожане возвели величественный собор, в благодарность Господу, за победу в Отечественной Войне 1812 года, потратив на него колоссальную сумму денег. На твоей земле звенели колокола, почти четырех десятков храмов, (многие из которых были разрушены и осквернены большевиками) призывая на молитву верных сынов и дочерей Матери Церкви. А сейчас ты известен только узкому кругу людей, благодаря чудотворным образам находящимся в твоих храмах. Тебя почитали цари и вельможи, вся столичная знать давилась слюной, при воспоминании твоего славного имении. Белокрылые и серые птицы, некогда спасшие Рим, сами пешочком, за сотни вёрст шли к обеденному их столу. Но прогресс, в области транспортного сообщения, лишил тебя получать, далее, экономическое и культурное развитие. Сегодня ты – обыкновенная провинция, но со славным прошлым, так незаслуженно малоизвестным – россиянам.
   Свято-Николаевский женский монастырь, начало двухтысячных, середина января. Трудник (рабочий) Алёша убирает возле входа в храм мелкий снежок, слегка припорошивший асфальт. «Устал», присел перекурить, а заодно и мелочь «стрельнуть» у прихожан. Они обычно рабочим обители никогда не отказывают. А внизу, по тротуару из обители, находились три точки по продаже «эликсира»: молодости, храбрости, дерзости, наглости,– короче, кому как масть попрёт. Денюжку люди дают, а я поминаю, по честному поминаю усопших. Но вот во вратах монастыря появился старичок, довольно благообразного вида. Одёжка старенькая такая, ещё советского образца: пальтишко светло-серенькое невзрачное, шапчонка под цвет, – типа пэтэушная. Стоит смотрит прямо на меня и улыбается.
  – Сынок, тебя как зовут то?
  – Алексей. А тебя как, отец? – естественно поинтересовался я, несколько удивлённый таким поворотом событий. Старческое лицо, но не изъеденное морщинами, излучающие воплощение доброты, располагало к общению.
 – Николай – кратко ответил мой собеседник.
   – Чё, Угодник штоль? – с ответной дружественной улыбкой, но без тени издёвки, шутливым тоном спросил трудник.
 – И Второй, и Новый, – также весело держал ответ мой новый знакомый. (Вскоре, после нашей встречи, мне попалось на глаза житие святого Николая Нового, ранее я о нём не знал. )
 Я встал и подошёл к отцу. Мы немного постояли и потрещали, – о том и о сём. Он мне рассказал, что сейчас бывшие союзные, совсем не союзные, нас, русских христиан, гонят везде. Таким вот образом он и оказался в этих краях.
– А чё, отец, не пропустить ли нам по соточке, в честь знакомства? – подытожил я кратко нашу беседу.
  – Да у меня денег нет, – словно извиняясь произнёс отец Николай.
– Да ты о чём? Пошли, у меня хватит на два по сто пятьдесят! - А дорога вниз была крутая и скользкая, но он взял меня под руку, чтоб ему было твёрже ступать по накатанной тропинке, да и мне тоже. И только тут я обратил внимание, что Николай был в лёгких тапочках! Хотя и было около нуля, но факт: обувка у него была явно не по погоде. Спустились в «магазин», отметили знакомство, начали прощаться. Он полез к себе в карман и достал пачку запечатанную «примы».
– Держи, Алексей, пригодится – его белые зубы, открывшиеся при добрейшей улыбке, не могли принадлежать курильщику, да и на протезы они тоже не походили… Я пытался отказаться, но всё же взял сигареты. Каждый из нас пошёл своей дорогой.
  Не успел я войти на территорию храма, как тут уже подлетела ко мне, непосредственная моя начальница, да с диким криком:
– Вот твой паспорт! Иди собирай свою сумку и ступай давай отсюда!
– Мать, Т. , дай денег на дорогу? – с нескрываемым удивлением, вопросил я к ней, но очень вежливо.
– Иди давай! Ещё «настреляешь»! На водку находишь!
  Так и пошёл дальше Алёша по святым местам… Говорила мне матушка игуменья: «Смотри, Алёша, выгонят тебя монашки», – а она в это время в отъезде была.
   Один священник, приехавший в Арзамас из Азии, отдал монастырю большую икону, с полностью затемнённым, от времени, образом. Он говорил, что на ней изображён, скорее всего, Святитель Дмитрий Ростовский, но чудным образом икона начала «самоочищаться», а в Свято-Николаевском женском монастыре появился ещё один святой угодник Божий, по имени Николай Чудотворец.

Алёша «богослов»
  Около Великого Новгорода 2009 год. Хороший старый монастырь с богатой историей, одна беда была: кроме отца наместника, - монахов и послушников там небыло. Несколько рабочих ( трудников по монастырски ) и один помощник семинарист, который уже на пятом курсе был. Бывший прапорщик, хотя мне кажется, что бывших их в природе не существует. Я в школе по английски читал и переводил со словарём лучше, чем он по церковнославянски. Раз к нему паломница подошла и спросила о грехе и покаянии, ссылаясь на пятидесятый псалом Давида, – Господи! Помилуй меня грешного! Он такую пургу понёс! И эти люди «окормляют» свою паству! Волки в бараньей шкуре! – Не надо,- говорит,- о своих грехах вспоминать,– согрешила, покаялась и забыла.
 Перед трапезой, ( приём пищи ) как-то, он болящий на всю голову, на икону Богоматери крестится, да с матюгами… Меня аж перевернуло внутри! И решил Алёша по поводу монастырской жизни богословский трактат написать, что о ней, этой самой жизни, Святые Отцы думали. Сел написал, и отдал начальнику для ознакомления, а на следующий день утром, меня этот помощник отвёз до дороги, не дав ни копейки денег, а до города 18 километров было. Но это – было начало моего личного спортивного рекорда! В этот день я прошёл 80 километров! Кем быть не лгу!