Цвет нации

Сергей Минутин
ЦВЕТ НАЦИИ

Да здравствует истинное и благое просвещение
                И.Я. Яковлев

В настоящее время не только в нашей стране, но и в мире обостряются межнациональные отношения. Для разъединения людей всегда находится больше причин, чем для объединения. Одним из объединяющих факторов является язык на котором говорит народ. Этот фактор, я думаю, всё-таки главный.

Увы, но сегодня в нашей стране уже сделано очень много для того, чтобы русский язык терял людей говорящих на нём. Простой пример, в нашем провинциальном городе с остаточным населением в 20 тысяч человек,  студенты политехнического института защищают свои дипломы на английском языке. Я, честно говоря, не могу представить, чтобы итальянские, американские, немецкие, французские студенты защищали свои дипломы на русском языке даже в своих столицах. А раз так, значит это вполне направленная политика забвения русского языка, ну и геноцида русского народа.
На круглом столе в Общественной палате Российской Федерации, в 2020 году, было отмечено, что за последние тридцать лет русский язык потерял пятьдесят миллионов человек. Конечно, странно что даже в русскоговорящей стране, во всём плохом обвиняют русских, как говорящую на этом языке нацию, а во всём хорошем, кого угодно, но говорящих на других языках.

Примечательно, что даже на государственных телевизионных каналах никогда не приводятся хорошие мнения представителей других народов, хотя бы проживающих на территории России, о русских и русском языке. Возможно, что таких представителей уже нет в нашей современной действительности, той действительности, когда украинцы, казахи, прибалты, армяне…. все граждане бывшего СССР,  включая и самих русских, стремятся забыть русский язык навсегда, но они – эти представители своих наций, стремящиеся к объединению своих народов с русским народом и всех народов в целом,  были раньше в нашей совместной истории.

Об одном из таких людей знающих и почитающих русский язык, как объединяющую народы скрепу, я и хочу рассказать.

Чуваш и великий просветитель Иван Яковлевич Яковлев. Чуваш, не русский, но в настоящее время среди русской интеллигенции формируется движение за причисление Яковлева к лику святых. За что же такая немыслимая честь?

За свою полувековую подвижническую деятельность он открыл в Поволжье свыше 1200 светских школ, оставил огромное духовное наследие.  Но главное, чем характеризуется его жизнь – отношение к людям, как к единому сообществу: «Человечество – это народы. Русские, татары, мордва, чуваши – всё одно: люди»… Кроме того, И.Я. Яковлев прекрасно понимал, что народы должны учиться друг у друга и то, что отдельные народы могут нести на себя тяжкое бремя ответственности за другие народы, заниматься их просветительством и развитием. Именно для этого им необходим единый, общий язык. Одним из таких народов и языков он считал русский народ: «Чтите и любите великий добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли».
 
Яковлев чуваш, патриарх своей национальной культуры, оказался по сути примером для всех прочих народов. Благодаря русскому языку, продвижению лучших образцов культуры, он сумел сплотить низовых и верховых чувашей в единый народ, а затем показал путь сплочения всем остальным народам России.
Яковлев во все периоды своей жизни оставался убеждённым поборником дружбы между народами. Кстати, он был за двуязычие, которое получило повсеместное развитие в Советском Союзе. Более того, двуязычие было его идеалом: с одной стороны, «Русский язык нужен нам, чувашам, как воздух», с другой, - «Русский – не вместо родного, а вместе с родным».

Родился И.Я. Яковлев 13 апреля 1848 года в Симбирской губернии. Скончался в 1930 году.

Всю свою жизнь он изучал разные нации и отдавал должное каждой из них, и пришёл к убеждению, что все мы люди, даже несмотря на то, что:  «Немцы и англичане отличаются тем свойством, что всё хорошее приписывают себе. Плохое стараются приписать другим народам... Науку двигают вперёд не представители двух или трёх национальностей, а учёные всего мира, всех народов, какие существуют на земле. Убеждён, что чуваш Бичурин оказал огромную услугу всему человечеству, открыв Китай».

Яковлев прекрасно осознавал и часто повторял для понимания всеми народами основы управления: « Не от президентов и королей только зависит жизнь народа, а от многих других причин. Жизнь идёт своим чередом, двигается вперёд независимо от королей и президентов».  О чём эти слова? О том, что любой лидер нации по тем или иными причинам может предать свой народ. Увы, но порядочность у каждого человека своя и подчас её ресурс очень ограничен. поэтому не нужно верить в лидеров – нужно верить в народ, в его традиции, в его принципы.

Принципы, которые видел И.Я. Яковлев в своём и других народах просты и величавы: «Если у человека нет ни мыслей, ни чувств, ни достаточного знания предмета, то и на богатом словами языке он ничего разумного не сможет высказать. Но если у бедного народа, высокомерно считаемого диким, есть мысли, чувства, совесть и разум, то поверьте, он умеет найти нужные слова для их выражения».

Яковлев говорил и о смерти языка, как о смерти народа, что сегодня на народов России является очень злободневной темой: «Язык умирает вместе с его нардом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа». Так выходит, что подвергая забвению русский язык и родной язык мордвы, чувашей, татар, бурят и других народов, живущих в России, подменяя их другими языками, а речь уже идёт о смене алфавита в Грузии, Казахстане и т.д с кириллицы на латиницу, готовится забвение этих народов.

Всё духовное наследие И.Я. Яковлева обращено ко всем народам мира, но прежде всего к чувашскому и русскому народу. К русскому, как к скрепе народов живущих в России, к чувашскому и другим народам, как к благодарным ученикам и, что более значимо, учителям русского народа, одним из главных особенностей которого является умение впитывать чужие знания и приспосабливаться к традициям других народов.

Нам, всем народам проживающим на территории России, необходимо вновь учиться слышать и понимать друг – друга.