Это и есть настоящее счастье

Людмила Лукьянцева
Миниатюра о детях
   
   - Ура, наконец-то, прозвенел звонок с последнего урока. - Надо первой успеть в раздевалку, одеться и бежать домой. Как там пятилетняя сестричка Танюшка справляется с одиночеством? Папа с мамой на работе. Брат Николай варит сталь на заводе, придёт поздно вечером. А  старшая  сестра Нина, обучается на швею в швейной мастерской в городе.  Что Танечка делает одна? Может, плачет? Ладно, что гадать, давай поторапливайся, беги быстрее домой!  Мама мне всегда говорит строго:
   - Тебе, Люда, уже тринадцать лет, и ты полностью отвечаешь за здоровье Танюшки, пока мы все на работе.   
   - Да, сестричка моя очень шустрая.  Я всё время удивлюсь её смышлёности:  маленькая, а такая хитрая -  изучила все тайные уголки дома. Но я всё-таки узнала главную тайну и любимое место, где она пряталась от членов нашей  большой семьи. Танюшка незаметно для всех брала любимую куклу Машу и скрывалась за большим сундуком. Там она кормила дочку «кашей». Когда мама начинала тревожиться: куда малышка пропала? Я ей спокойно говорила:
   - Не беспокойся, мама, скоро ты услышишь колыбельную песню маленькой певуньи для куклы Маши, по ней и найдёшь любимое чадо. Её звонкий голосок будет слышен во всём доме.
   - Что же, подожду ещё минут пять и пойду её искать.
   - Ну вот, мама, слышишь песенку про серенького волчка, сразу не иди к ней за сундук, давай послушаем подольше её чудесный голосок. Я так люблю её пение,  она так красиво и правильно выводит нотки. Вся в тебя, мамуля, пошла...  Голоса такой красоты, как у тебя, ни у кого в нашем краю нет. Ты и нам его с Ниной передала.
 
   - Да, я знаю, Танюшка, что сейчас ты сидишь у окошка и смотришь на дорогу, потому что одной тебе страшновато. Ждёшь меня, чтобы мы смогли скорее пойти гулять на "уличку".
   Потому-то, я и стремлюсь быстрее оказаться рядом с тобой. - Хочу открыть двери и крикнуть:
   - Танюшка, я уже пришла!
 
   - Но, что это такое? Дорогу домой мне преградил товарный состав. Чтобы оказаться у дома, мне надо было, всего-то, перейти через железную дорогу. А там, на другом берегу речки Любушки, уже наше жилище.Ну, слава Богу, закончился этот длиннющий состав, побегу на свой берег к речке. 
   - Господи, послышалось мне что ли? Будто на нашей стороне реки кто-то  пронзительно плачет?  Что я вижу? Да, ведь, это моя маленькая сестричка Танюшка горько плачет. Почему-то, одна стоит у реки, на самом краешке мостика. Смотрит в воду и сквозь слёзы говорит слабеньким голоском: 
   - Леночка! Леночка купается в водичке!
   - Боже, случилось что-то страшное! Думаю, что я не смогу так быстро добежать до нашего мостика. - По видимому, кто-то упал с него в воду. Надо прыгнуть в реку с этого берега и спасать утопающего. Как плыть? Вода покрылась ноябрьским тонким льдом.
   Говорят: люди, обнаружив тонущего человека, думают, прежде всего, о своей жизни - это неправда!  Совсем не так! В  моей душе в этот момент возник  душевный порыв: только успеть спасти! Приказала сама себе:
   - Быстро бросай портфель с учебниками на землю, прыгай  в воду прямо в осеннем пальто(сейчас дорога каждая секунда) и плыви к мостику! О, ужас, какая ледяная вода! Что это? Почему на моих руках столько крови? Ой, да это лёд, острый, как бритва, режет мне на них кожу до глубоких ран.  Вырывает куски ткани из пальто. Вода огнем обжигает моё тело.
   Хорошо, что речка в этом месте не  очень глубокая и широкая. Но мне, уже стадо трудно дышать. Северный ветер бьёт прямо в лицо и превращает капли воды на щеках в ледяные бусинки. Ресницы слипаются от белого инея. Тело начинает коченеть.
   Но, к счастью, мне уже виден мостик и сестричка. Значит, я всё-таки подплыла к нему. Посмотрю, кто там под водой? Вижу под ледяным стеклом на дне лежит Леночка Савченко, четырехлетняя подружка сестры.
   По-видимому,девчушка упала в воду буквально несколько секунд назад. Потому что её синие губы  плотно сжаты, и вода не попадает ей в рот. Волосы, вылезшие из-под шапочки, как водоросли, колышутся в воде.  В открытых глазах тонущей Леночки ужас.
  - Вставай быстро на ноги,- приказала я сама себе, - у мостика уже не глубоко, вода будет всего по пояс. - Хватай малышку за капюшон курточки и вытаскивай на берег!
  - Ну вот, и всё! Мы с тобой, Леночка, на земле, - прошептала я, - онемевшими от холода губами.
   Потом, из последних сил закричала сиплым голосом:
   - Помогите, помогите!..
   - Мне, кажется, что кто-то бежит ко мне на помощь. Да, к счастью, это бабушка Лены - Клавдия Потаповна.
   - Бабуля, берите Леночку на руки. Я буду вас поддерживать, понесём её к нам в дом, он ближе, чем ваш. Видите, она не успела наглотаться ледяной воды, потому что стучит от холода зубами, значит, я появилась в нужный момент и  теперь жизнь её в неопасности.
   Сестренка Таня, всё ещё всхлипывала, бежала впереди нас  и говорила:
   - Леночка, не бойся! Речка уже отпустила нас, чтобы мы в баньке погрелись.
    
   - Ой, как же мне больно!- чуть слышно шептала я, -  скорее бы попасть в дом.
Мокрое пальто, школьная форма, сапоги превратились на мне в твердую корку и сжимают тело мёртвой хваткой. По - моему, я становлюсь ледяной сосулькой.  Ну, слава, Богу, вот уже и двери дома.
  - Клавдия Потаповна, у мамы в столе стоит спиртовая настойка с травами.- Ей она на растирает больные руки и ноги. Достаньте её и разотрите нас с Леночкой, чтобы мы согрелись. Потом, положите внучку греться на печку.  Я лягу под ватное одеяло на кровать. Кажется, втирание помогает: стало чуточку теплее.
   Немного согревшись, спросила Клавдию Потаповну:
   - Бабушка Клава, скажите, пожалуйста, почему дети оказались у реки одни?
   Старая женщина заплакала и поведала мне следующую историю:
   - Перед обедом внучка запросилась в гости к Танюшке. Я подумала, что ты, Люда, уже пришла со школы. Хотела уговорить, пойти гулять вместе. Пришли, а тебя ещё нет. Дверь у вас закрыта на простую щеколду. Дернула за верёвочку и открыла её. Твоя сестричка не захотела вновь оставаться одна, стала громко плакать. Нам с Леночкой было Танечку жаль. Внучка со слезами на глазах уговаривала меня:
   - Бабынька, давай Танечку возьмем  на улочку! Не хочу, чтобы она тут совсем однюсенькая  всхлипывала!
   - Я послушалась Леночку: решила  Таню тепло одеть  и взять с собой на улицу.  Когда вышли во двор, вдруг, вспомнила, что дома не отключила плитку. Сказала детям:
   - Девочки, я сбегаю домой, плитку отключу, чтобы пожар не случился.  Вы постойте здесь, в ограде.  Схожу быстро, никуда не уходите.
   Вернулась, а их нет! Услышала твои  крики и побежала на речку. Большое спасибо, дочка, зато что спасла малышку-внучку. Всю жизнь будем тебе благодарны.

   Вечером к нам пришли родители Леночки и забрали дочку домой. Уходя, тётя Ганна, мать Лены, проговорила:
   - Люда, огромное тебе спасибо за спасение Лены! Ты, теперь, стала для нас второй дочерью. Двери нашего дома для тебя всегда открыты. Приходи в гости в любое время.
   -  Спасибо, тетя, Ганна! Может, уже завтра с Танечкой придем навестить Лену. 
   Но, увы, ни завтра, ни в течение целого месяца  я к ним не смогла прийти: заболела воспалением легких и ангиной. Купание в ледяной воде сделало своё чёрное дело.
   Бабушка Лены приносила мне вареники с вишней, мед и барсучье сало. Мама натирала грудь салом, поила чаем с мёдом. Сергей Васильевич, врач  поселковой больницы, ставил уколы. После того, как спала температура, парили в бане березовым веником. Таня не отходила от меня ни на шаг. Гладила забинтованные, изрезанные острым льдом руки и нежно шептала:
    - Ничего, Людичка, когда ручки заживут, дам тебе поиграть куклу Машу. Мы с ней тебя сильно-сильно любим.
    Почти, каждый день меня навещали одноклассницы и шутили:
    - Люда, ты у нас просто героиня! Спасла тонущего ребенка. Тебе медаль надо дать «За спасение утопающего».
    - Знайте, девочки, дороже любых медалей мне эти две подружки: Танюшка и Леночка. Их спасенные жизни самая высшая награда.
    Леночка тоже болела, но только ангиной. Время летело быстрой птицей. Вскоре, мы обе выздоровели. Снова стали ходить гулять.
    Клавдия Потаповна после случая с внучкой  сильно сдала.  У неё заболело сердце и ноги.  Мы с Танечкой шли на прогулку и заходили за Леной. Девчушка в течение всего времени крепко держалась за мою руку. Видимо, помнила, кто её спас.
    С тех пор, приходилось кататься с горки с малышками мне, не смотря на то, что родители Лены стояли рядом. Ребенок смотрел мне в лицо умоляющими глазами и просил:
    - Люда, пойдем на горочку!  Возьми, меня и Таню за ручки.
    - Что же, мои дорогие снегурочки, пойдёмте покатаемся. Давайте, ещё и в снежки поиграем. Какие вы сегодня весёлые! Ваш заливистый смех слышен на весь посёлок. Смейтесь, смейтесь, смех радует и вас, и ваших родителей. И я посмеюсь вместе с вами, потому что от всей души рада видеть вас живыми и здоровыми. Знайте, мои голубочки, я вас очень-очень люблю! 

   Часто, глядя на них, думала: "Как здорово, что они сейчас, наяву, видят и любят  их окружающий мир. Это и есть настоящее счастье!»