Вакцинация

Анатолий Белаш
            Как и обещал я в предыдущем опусе «День вакцинации», расскажу о прививке от короновируса. Эта история мало примечательна, и начну я с другого – как я стал убежденным сторонником вакцинации.

             В школьные годы по совету отца я прочитал несколько книжек  микробиолога, профессора Мичиганского университета, популяризатора науки и талантливого писателя Поля де Крюи «Охотники за микробами», «Борьба со смертью» «Стоит ли им жить»   и другие. Увлекательное чтение! Особенно понравилась мне первая из названных книг. Да как не увлечься перипетиями споров между сторонником «самозарождения» жизни под действием «животворящей силы» и Ладзаро Спалланцани с его остроумными опытами. Разве могут оставить равнодушным рассказ о публичном эксперименте Луи Пастера с заражением привитых и непривитых от сибирской язвы коров и овец, истории об открытии Робертом Кохом возбудителей холеры, сибирской язвы, туберкулеза. Автор рассказывает о мужестве Коха, не раз и не два инфицировавшего себя опасными болезнями, но не скрывает и его ошибок.

            Несомненно, чтение умных, увлекательных научно-популярных книг не могло не отразиться на моем отношении к медицине, врачам и вакцинации.

          В советское время прививки были обязательными. В класс приходил завуч, а то и директор школы по прозвищу Император, становился возле двери, а следом шла медсестра со шприцем, ампулами с вакциной и набором стерилизованных иголок. Тогда не было одноразовых шприцев. Поднимался шум, самые смелые, и я среди них, подходили к столу и мужественно принимали укол в плечо. Следом шли «бояки» и «антипрививочники». Тех, кто наотрез отказывался от прививок, не допускали к занятиям, вызывали родителей. Такое было не только в СССР. Во всех штатах США в 1981 г непривитых в школу не принимали.
              В детстве я и мой брат болели корью, коклюшем, свинкой (паротит). Вакцины  от этих болезней создали позднее, что резко снизило заболеваемость, например, корью – в 60 раз. Впрочем, вспышки кори были у нас сравнительно недавно. Сказалась «свобода» девяностых.

       Четырежды меня кусали собаки, и каждый раз меня прививали от бешенства. Последний раз  собаку, меня укусившую, я найти не смог, и мне вкололи полный курс, несмотря на то, что место укола стало опухать, и меня для наблюдения положили в больницу. Врач Сефиров делал мне раньше операцию от аппендицита и спас от перитонита. Его я очень уважал и послушался  совета продолжать уколы. Он рассказал, что недавно в кишлаке от бешенства погиб мальчик, которого родители «спасали» от прививки. (Об этом - в рассказе «Собачья жизнь»).

           Перед выездом в командировку в Африку меня привили от желтой лихорадки. Эта болезнь переносится комарами, живущими в тропических районах, главным образом, в Африке, где ежегодно заболевает около 200 тыс. человек, из которых порядка 30 тысяч умирает. Во время эпидемических вспышек смертность достигает 50-60%. Вакцина против желтой лихорадки создана в 1937 году Максом Тейлором, за что он получил Нобелевскую премию. Вакцина одна из наиболее эффективных и безопасных.

              Теперь человечество столкнулось с новой опасностью - с короновирусом. Проблема в том, что он еще плохо изучен, и неизвестно, как поведет себя в дальнейшем. Появилась масса домыслов и слухов. Тем не менее, мир в кратчайшие сроки создал целый ряд вакцин, что в свою очередь, породило слухи об их ненадежности. Однако вакцинация идет больше года и подтверждает их эффективность.

          Я привился «Спутником» в феврале 2021 года, но через 10 дней после первой прививки заболел. Тест показал ковид-19. Болел не тяжело, температура держалась дня четыре, кашель дольше. Врачи приезжали на дом, привозили бесплатные лекарства, брали материал для тестов.               

             Одновременно заболела дочь. Думаю, она меня и заразила, т.к. работая, общалась с большим числом людей, в том числе, заболевших. Предположение, что я заболел от прививки, решительно отвергаю. Прошло слишком много времени после прививки, но недостаточно, чтобы сформировать  иммунитет. Возможно, она все же повлияла, ослабив воздействие вируса на организм. У дочери болезнь протекала дольше.

           Через 6 месяцев после болезни  и через месяц после прививки от гриппа я вакцинировался «спутником-лайт». Никакого непосредственного воздействия на организм ни первая, ни вторая прививка не оказывали. Сейчас привиты дочь, зять, внуки.  У зятя и внука после вакцинации отмечалось кратковременное недомогание и повышение температуры, у остальных – ничего.

            Не могу  понять антипрививочников. Ссылаешься на историю с ликвидацией оспы, говорят - прошла сама собой, а не в результате вакцинации. А полиомиэлит, паротит, корь и многие другие болезни тоже сами собой, в силу неведомых естественных причин?  Уже созданы вакцины против 40 различных болезней. Несомненно, появятся новые – дремлет «эбола», замахнулась на человека «обезьянья оспа». Сложим руки? Уволим микробиологов? Зачем нам вакцина?
 
              Все это напоминает мне украинскую притчу  -
 «Мужик каже – овес, жинка каже – гричка. Долго спорят. Наконец мужик, не выдержав, сталкивает жинку в реку. Та тонет, булькает, но кричит, отплевываясь, – гричка!»