Я не смогу перечислить все фотоаппараты, которые прошли через мои руки за последние шесть десятков лет, однако первый из них – Смена 2 навсегда сохранился в памяти. Его подарила мне мама в День рождения. Как пользоваться этим подарком мне рассказали старшие товарищи во дворе, кроме того в библиотеке нашлась книга с названием “Уроки фотографии”. На первый взгляд весь процесс казался простым – зарядил пленку в кассету, вставил в фотоаппарат, поймал объект съемки в объектив и нажал на спуск. Естественно, первые шаги были неудачными – неправильный выбор выдержки приводил к темным или, наоборот, к засвеченным кадрам, ошибки в диафрагмировании не позволяли получать резкие снимки, а небрежность при зарядке в кассету приводила к царапинам, а то и порче всей пленки. Но надо было пройти через эти ошибки, чтобы освоить такое замечательное занятие, как фотографирование.
В 1961 году по окончании седьмого класса я поступил в Ленинградский кинотехникум. Этому решению в немалой степени способствовало мое новое увлечение. Я не расставался со своей Сменой и фотографировал маму, бабушку, сестренку, товарищей по учебе. Одну из таких фотографий, вполне приличную по качеству, я разместил на страничке “Учеба в Ленинградском кинотехникуме 1961-1965 годы “.
Занятия фотографией отнимали значительное время и были не такими уж дешевыми. Необходимо было приобрести увеличитель “Ленинград” стоимость 17 рублей, рамка 4 руб 25 коп, фонарь 1р50к, набор кювет /ванночек/ для проявителя, закрепителя /фиксажа/ , воды. Учитывая их размеры, это еще 4 рубля. Для придания фотографиям блеска был необходим глянцеватель 11 руб 90 коп. Фотопленка Свема 65 единиц -35 коп, но лучше немецкая Agfa, которая продавалась в пластмассовой кассете за 55 коп, рукав из плотной ткани для зарядки пленки в кассету 1руб 50 коп, бачок для проявления пленки 1руб 50 коп. Химикаты: проявитель для пленки и бумаги по отдельности 20 коп за каждый, фиксаж 14 коп и фотобумага. Стоимость бумаги зависела от размера требуемых снимков. Самые скромные фотографии 9 на 12 см печатались мною на бумаге Унибром, стоимость пачки из 20 листов составляла 20 коп. Для групповых снимков использовалась бумага Новобром или Бромпортрет 18 на 24 см и 24 на 30 см, стоимостью полтора-два рубля за пачку. Жили мы в те годы довольно скромно. Отца не было, мама работала в школе, сестренка ходила в детский садик, а бабушка была пенсионеркой. Я получал стипендию в техникуме, часть которой тратилась на мое увлечение, которое мама всячески поддерживала. Прошли годы, но я никогда не забуду, что именно любимая мама настояла на моих занятиях фотографией, за что ей премного благодарен.
Прошло много лет, но навсегда осталось в памяти, как с наступлением вечера я завешивал одеялом два окна в нашей комнате, и начиналось священнодействие. Увеличенное с негатива изображение проецировалось объективом увеличителя на фотобумагу, затем короткая выдержка и погружение экспонированного отпечатка в раствор проявителя. Тогда и начиналось самое интересное - возникала магия процесса появления изображения на чистом листе фотобумаги, запечатлевшая остановившееся мгновение жизни. Главным здесь было выбрать время выдержки, тот момент, когда изображение станет достаточно контрастным и проработать все детали снимка, что зависело от опыта фотографа. Затем следовала промывка отпечатка и погружение в закрепитель. Надо сказать, что все эти действия производились практически в темноте, при слабом освещении от фонаря с красным стеклом. Зафиксированные в закрепителе фотокарточки тщательно промывались в проточной воде, потом следовало еще одно погружение в содовый раствор, и они прикатывались на зеркало платяного шкафа с помощью резинового валика /цена 60 коп/, для последующей сушки /глянцеватель был куплен позднее/. Высохшие готовые фотографии с треском отскакивали от зеркала, и на этом процесс завершался.
Практические занятия по фотографии проводились в лаборатории института киноинженеров. Небольшие по размерам отсеки, напоминающие купе железнодорожных вагонов, были оснащены всем необходимым для фоторабот, а большой ярко освещенный зал служил павильоном для съемок. Леонид Соломонович Гинзбург, который преподавал кинотехнику и проводил практические занятия по фотографии, был нашим любимым учителем. Профессиональными камерами мы фотографировали друг друга, учились диафрагмированию, расположению снимаемого объекта в кадре, ставили освещение, проявляли и печатали снимки. С каким же удовольствием мы посещали эти занятия, а когда они подошли к концу и зачеты были сданы, еще не раз просили нашего учителя продолжить полюбившиеся уроки!
Начиная с четвертого курса, все учащиеся техникума должны были проходить производственную практику, а точнее, работать киномеханиками в кинотеатрах Ленинграда, совмещая эту работу с занятиями. Несмотря на загруженность, я продолжал снимать, мои знания и навыки в фотографировании совершенствовались, однако, меня перестала устраивать примитивная Смена, и я стал задумываться о приобретении настоящей фотокамеры. Моей мечтой была “зеркалка” – аппарат, купить который было не просто. Несколько месяцев я “охотился” за своей мечтой, прочесывая универмаги и магазины. Зенит образца 1952 года я приобрел за 20 рублей в комиссионном магазине на Московском проспекте 125, познакомившись с продавцом. Велико было мое удивление, когда через несколько месяцев в витрине универмага города Новгорода я увидел новенький Зенит стоимостью 50 рублей. В те годы дефицитные товары можно было отыскать на периферии.
После окончания техникума в 1965 году я был направлен в ПТУ города Боровичи Новгородской области и со мной был пусть не новый, но вполне работоспособный фотоаппарат. Мне нравилось ощущать мягкий щелчок его затвора, он удобно лежал в руках, а видоискатель, отражал большую картинку изображения. Мой Зенит не шел ни в какое сравнение с примитивной пластмассовой Сменой и позволял получать четкие резкие, с хорошей глубиной изображения, кадры. Настройка резкости в зеркальной камере осуществлялась вращением объектива, а не установкой расстояния в метрах. Хороший аппарат придавал мне уверенности в глазах окружающих, а себя я ощущал почти профессиональным фотографом. Как молодым специалистам директор ПТУ должен был предоставить мне и моему товарищу Володе Баранову жилплощадь, но он нас обманул. Развернуться и уехать обратно в Ленинград не хватило смелости, ведь нас “кормили” обещаниями. В маленькой комнате, которую мы снимали в деревянном доме без удобств, развернуть фотолабораторию было проблематично, поэтому я не мог в полной мере насладиться работой своего аппарата. Количество выполненных в том году фотографий было невелико.
В июне 1966 года я был призван в армию. Вот где пригодился мне диплом кинотехника и навыки в любимом увлечении! Я попал в клуб ракетной части, размещенной на Кольском полуострове в поселке Гремиха. О годах службы в Заполярье я подробно написал на своей страничке. В моем ведении находился радиоузел с приемником, усилителем и магнитофоном, киноаппаратура для демонстрации 35 и 16 мм фильмов и, самое главное – фотолаборатория со всем необходимым для съемок. Чтобы не показалось читателю, что я был свободен в выборе объектов для съемок, напомню, что это была абсолютно закрытая военная база. Никаких увольнений и прогулок здесь, в тундре, быть не могло. Я подчинялся военной дисциплине и фотографировал с разрешения и под наблюдением своих командиров.
Ракетная часть находилась в состоянии постоянной боевой готовности, и мне приходилось снимать боевую работу и будни части: политзанятия, спортивные соревнования, художественную самодеятельность, делать фото на документы, партийные и комсомольские билеты, доски почета. С большим удовольствием занимался я работой, которая абсолютно совпадала с моим увлечением. Однажды я отправил в армейскую газету фото с учений, сопроводив его очерком об отличившемся воине. Этот материал был напечатан, а через некоторое время на мое имя поступил первый гонорар 3 рубля. Я был в недоумении! Оказывается за это еще и платят! Так как подобного материала у меня было довольно много, то каждый месяц я отправлял фотографии, и заметки о нашей части. Теперь газета “Часовой Севера” серьезно заинтересовала солдат и офицеров полка, которые ждали очередного свежего номера. Мои гонорары в отдельные месяцы доходили до 20 рублей. Для солдата с денежным содержанием 3 руб 80 коп в месяц подобные выплаты были кстати. Я купил хорошую электробритву и часы, а маме отправил посылку c подарками, в которую положил два теплых шарфа и десяток банок дефицитной в Ленинграде тресковой печени.
Ракетные дивизионы полка располагались в разных местах тундры, и мне довелось не раз побывать на острове Витте и полуострове Святой нос. Когда накопилось изрядное количество фотоматериала, я объединил вырезки из газет и фотографии в один альбом. Так появился архив нашего полка. А самой большой своей удачей считаю фото руководителей страны, которое сделал в 1968 году, когда правительственная комиссия во главе с Брежневым посетила Гремиху / История одной фотографии/. Суровый русский север красив во все времена года, и не раз я мечтал о том, как было бы здорово побродить с фотоаппаратом по тундре, в поисках живописных видов и пейзажей . В моем распоряжении были Зенит 3М с объективом Гелиос 44 и один из лучших в то время отечественных фотоаппаратов, скопированный с немецких образцов - Киев, с объективом Юпитер 8 и экспонометром. Но, кто позволит отлучиться из закрытой военной части?
Быстро пролетели два с половиной года службы и вот я дома! Работа в ДК Капранова, учеба в институте, казалось бы не оставляли время на любимое увлечение. Однако я не оставил занятия фотографией. В семейном альбоме тех лет масса снимков самой красивой на свете девушки, которая стала моей женой. Отдельный альбом сына, фото мамы, сестры, бабушки. Вместе с любимой мы ходили на спортивные соревнования, концерты, где я фотографировал матчи Зенита, баскетбольного Спартака, известных артистов. У меня были ФЭД и Зорький, Кристалл и Старт с “прыгающей” диафрагмой, я экспериментировал с длиннофокусными, широкоугольными и телеобъективами, но остановился на аппаратах Зенит с Гелиосом и Киев. Тогда, в далекие семидесятые, это было лучшее из того, что я мог себе позволить. В восьмидесятые годы мы много путешествовали на машине. Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Крым и Кавказ – многое запечатлели мы в поездках по стране. Пригороды Ленинграда - Пушкин, Петергоф, Карельский перешеек, поездки в Великий Новгород, Псков, Печоры, Селигер и исток Волги, Валаам - отовсюду мы привозили редкие кадры. С открытием границ появилась возможность бывать в странах Европы и Азии, фотографировать в уникальных уголках нашей планеты. Мы составляли альбомы после каждой поездки, пополняли наш домашний архив. Сегодня количество фотоальбомов превысило пять десятков.
P.S. Технический прогресс привнес революционные изменения в кино-фототехнику. Давно я пользуюсь цифровой аппаратурой и снимаю небольшой и портативной камерой SONY. Теперь я не печатаю фотографии, а переношу их в компьютер, раздал все фотопринадлежности, а Зенит и Киев надолго убрал в шкаф. Не мог я расстаться с аппаратами, которые сопровождали меня не один десяток лет во всех поездках и путешествиях. Изредка я беру в руки один из них, взвожу затвор, нажимаю на спуск и возвращаюсь мыслями в юность, туда, где, несмотря на трудности, мне было хорошо.