Тайные закоулки памяти... глава 17

Юрий Чуповский
               
Интересную особенность МОЕГО эмоционального состояния, психологического настроения обнаружил этими днями, пытаясь побороть неприятности, которые свалились на мою голову – пару недель из-за болезни вынужден был проваляться в постели, а затем у моего младшего брата неожиданно инфаркт и полтора месяца в почти коматозном состоянии, из которого он уже не смог выйти. После похорон – тяжёлая продолжительная болезнь родного человека. Всё это – как тяжкий камень на мою душу, но все эти  несчастья не дали мне возможности расслабиться, свалиться в депрессию – вынужден был быть постоянно настороже, от моих действий, поступков зависело очень многое. После стольких месяцев борьбы, преодоления всех этих несчастий появилась возможность свободно вздохнуть, вернуться к отложенным планам, но тут вступает в свои права суровая действительность – в стране бесчинствует ковид-19, сразу  возникают преграды для непосредственного общения. Отменены несколько презентаций, таких желанных встреч со своими читателями, особенно с молодой аудиторией, на которых мечтал представить на их суд, ознакомить  со своими напечатанными книгами, побеседовать, ответить на вопросы. Всё полетело кувырком – сидим дома, общение только через Интернет (но ведь, это тоже огромное счастье – в любой момент ты уверенно можешь увидеться, пообщаться с любым человеком, в любой точке земного шара).

Остаётся только одно – расслабиться, включить мозги, ковыряться в  памяти, чтобы снова, хоть ненадолго, очутиться в своей молодости. Вспомнить те минуты, когда в ТВОЕЙ голове толпились радужные мечты и планы, и ТЫ был твёрдо уверен, что ТЕБЯ ждёт впереди только счастливое будущее и у ТЕБЯ всегда хватит сил и времени, чтобы победить любые неприятности. Господи, сколько же этих воспоминаний накопилось на этих серверах моей памяти (нужных и абсолютно ненужных), которые так тревожат душу и нетерпеливо рвутся на бумагу, в мои мемуары! Вот здесь и возникает вопрос, какие из воспоминаний обязательно должны появиться в моих мемуарах, а какие, порадовав мою душу, должны и дальше оставаться на безграничных серверах МОЕЙ памяти и ждать подходящего момента для выхода в свет и обнародования? Вообще-то меня всегда, ещё с юности, очень интересовали особенности памяти и связанные с ней тайны воспоминаний. В связи с этим, недавно, как-будто ощутив тайный зов, заинтересовался и прочёл на одном дыхании мемуары Вл. Набокова. Был весьма удивлён его, такой необычной, сложной биографией, его фундаментальными знаниями и открытиями в энтомологии. Я с юности знал это имя только как выдающегося писателя, переводчика, поэта признанного и почитаемого во всём мире, но которого критически воспринимала сталинская, советская литературная элита. В то время можно было прочесть только редкие произведения писателя, дозволенные цензурой.
А сейчас он открылся мне, как талантливый мемуарист (сколько нового я узнал из его воспоминаний о той, послереволюционной жизни и о характерах людей, с которыми ему пришлось встречаться на своём, таком покрученном, жизненном пути)! А как же я был рад тому, что ещё с далёкой юности имел такое же представление о бесконечности, о Вселенной, как и знаменитый писатель и учёный! Просто чтобы понять, что такое – время, нужно трезво сравнить продолжительность существования нашей Вселенной и среднюю продолжительность человеческой жизни. Ибо, как сказал Набоков: ”жизнь – это крошечная щель слабого света, с панорамой сегодняшнего дня, между двумя идеально чёрными вечностями”. Тогда сразу становится понятно,  жизнь наша – это мгновение в бесконечности и как же важно за это мгновение успеть выполнить какую-то, возложенную на ТЕБЯ миссию, достичь чего-то достойного и мирно, спокойно уйти, дав жизнь другим!

Сейчас, вспоминая своё прошлое, понимаю – почему, чтобы достичь какой-то цели, мечты, мне всегда приходилось преодолевать какие-то преграды, выдерживать нелёгкие испытания. Так МОЯ судьба воспитывала меня, создавала МОЙ мир, МОЁ мировоззрение, но всё-же позволила исполнить те планы и мечты, которые ставил мысленно для себя! Даже более того – благодаря научному прогрессу смог испробовать свои силы на литературной ниве и всё-таки написал и напечатал три книги своих мемуаров и был удостоен за них звания – ”Лауреат национального конкурса журналистов”!

А затем (два года тому назад), очень неожиданно для меня, мне  предложили напечатать мои мемуары на сайте “Мемуарист”. Естественно, я немедленно посетил эту страницу, чтобы узнать, что это за сайт и кто представлен на нём. Удивлён был чрезвычайно – на этом сайте было представлено около тысячи авторов. Но что меня особенно польстило, так это фамилии авторов этих напечатанных мемуаров – Л. Толстой, Т. Шевченко, И. Бунин, А. Фет, Г. Х. Андерсен, Н. Каманин, Вл. Набоков, Вл. Маяковский, С. Маршак, Г. Меир, А. Вертинский, А. Блок, И. Репин, С.Уточкин, Р. Плятт, Е. Феоктистов, М. Башкирцева, К. Циолковский и многие другие знаменитые фамилии! Даже представить себе не мог, что МОИ воспоминания, мемуары будут напечатаны в одном ряду с такими авторами! Для меня это была высокая честь! Да, я горжусь, что с МОИМИ литературными работами читатели познакомятся наряду с такими выдающимися писателями, учёными!

Признаюсь честно, этими днями, может это в результате пандемии (основное время провожу дома), постоянно забегаю на страницу ”Мемуарист”, запоем читаю воспоминания не только выдающихся писателей, учёных – с удивлением открыл для себя очень интересные исповеди других авторов с непростой судьбой, которым пришлось жить и выдерживать все те тяжкие испытания послереволюционного, сталинского, военного лихолетья. Поэтому часто в своих разговорах подчёркиваю, что, недаром трачу своё время и пишу свои воспоминания, мемуары – думаю, они кому-нибудь да пригодятся. За это сразу получил укор от родных: ”очень уж ты тщеславен, любишь хвалиться своими успехами”. И всё-же, я убеждён – в тщеславии (в разумных пределах), в высоком уважении к себе, к своему Я, нет ничего постыдного. Если в тебе нет здравого личного тщеславия, и ты не умеешь показать его окружающим – ты никогда не достигнешь успеха в жизни, в социуме. Чтобы чего-то достичь в жизни, ты должен иметь уважение к СЕБЕ, как к личности, быть в меру тщеславным и уметь доказать это окружающим!

Мы не должны забывать – всё человечество, вся наша цивилизация, как ни странно, состоит из каждого из нас и каждый в отдельности – это целая Вселенная. Кстати, эти сегодняшние мысли внезапно зацепили и вытащили из тёмных закоулков памяти на свет Божий воспоминания далёкой, далёкой юности, когда зачитывался любимыми произведениями Экзюпери – через всё его творчество красной линией проходит мысль о неповторимости личности и поэтому необходимо очень бережно и чутко изучать каждую человеческую душу, с которой тебя сводит судьба. В связи с этими воспоминаниями хочу озвучить мысли известного знатока человеческих душ – М. Ю. Лермонтова: ”История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление”.