Театральная партия Хабенского

Саша Фиолетовый
                Бунт актера продолжается
События после своего прошлогоднего провального бунта в МХТ им. Чехова открыли актеру Хабенскому явно многое. Во-первых, в пылу обвинил худрука Женовача и его сторонников в творческой несостоятельности. Расплата не заставила себя ждать. Константина оставили в театре с моноспектаклем не только на сцене. Одинокой пешкой. И Хабенского на год как бы не стало и не было…
Да, получил ответку от обиженной сальериевской компашки. Но почему та легко прошла? Ведь Смоктуновского, Тарковского эта компашка тоже ненавидела, но топтать боялась. Легко представить, как исходили желчью Михалковы при виде кого-то из этой парочки. Не стал Хабенский и народным любимцем, хотя мелькал на экранах чаще Леонова. Толпа не вышла отбивать «опущенного».
Отгадка простая. Образы, созданные им на сцене и в кадрах, не задержались в памяти. Промелькали мимо, как крылатые подёнки однодневки. Не оставили следа ни в истории театра, ни кино.
Удивительно, но в итоге для него все сложилось словно по щучьему велению (по крайней мере так кажется со стороны). Пешка прошла в ферзи, а точнее в худруки МХТ. Кто-то съязвит, что это забава Минкультуры или спланированная кем-то в верхах подстава. Конкретика не известна. Дебют и миттельшпиль этой театральной партии проходили за закрытыми дверями.
В любом случае «Сальери» никуда не делись, а лишь тактически отступили. Театральная партия Хабенского продолжается. Каким же должен быть его следующий ход?
Один мудро заметит, да сидеть по-тихому, не высовываться и заигрывать с властями. Тогда кукушка накукует ему долгий худруковский век.
Но это как-то не по-бунтарски. Да и чем закончилось шапколомание перед духовными скрепами худрука Боякова в МХАТ имени Горького. Вспомнили.
Другой посоветует Хабенскому пойти по стопам своего бывшего гуру и менеджера театра Табакова. Касса отобьет любую критику и все нападки. Да он уже, считай, последовал заветам гуру: начал возвращать в репертуар театра кассовые спектакли. Молодец. Так держать!
Опять же вспомните. Какой вердикт вынесло время менеджеру Табакову? Мировой бренд театра Станиславского и Немировича-Данченко – это непосильная ноша для любого его худрука. Табаков, сбив со старой аббревиатуры МХАТ букву «А», надеялся увести в сторону вопрос о его состоятельности. Не увел, но превратил театр в Камергерском переулке в МХТЦ – где две последние буквы раскрываются как торговый центр…
После ковида ноша этого бренда стала еще тяжелее. Менталитет россиян после вынужденных думок в изоляции. меняется. Не случайно лидерами по тиражам книг в 2021 году в России стали Стивен Кинг (781,5 тыс. экземпляров, рейтинг РКП), Джордж Оруэлл, Федор Достоевский и Эрих Мария Ремарк, задвинувшие Дарью Донцову.
Но фишеровский ход у Хабенского есть. Тот, что самый достойный и трудный – быть доказательным. Что-то в нем все-таки было. Поставить на сцене МХТ неподёнковую пьесу. Какую же взять? Слышу голос:
– Пьесу русского классика, не промахнется.
Почему, нет? Таких выдающихся постановок в истории театров было не множество, но и не мало. Возникнут с ними сравнения не в пользу Хабенского. Его вины тут нет. Увы, в труппе актеров нынешнего МХТ нет ни Комиссаржевской, ни Качалова, ни Смоктуновского. Как и в других московских театрах. Не считать же таковыми Гошу Куценко, Безрукова и Бузову.
Однако, голос настойчив:
– Пусть поставит ее прикольно, перекроит так, чтоб классика родная мать не узнала. Сегодня такое в тренде!
И станет наш новый худрук МХТ лишь третьим «голубем» после Богомолова и Крымова, которые забрались на головы памятников классиков и обгадили те…
Остается постановка современной непроходящей пьесы. Но тут свои сложности. В цехе драматургов тоже царят сальериевские компашки. Все что выше их «сапога» растаптывают. Что же тогда искать в литературных журналах, на полках книжных магазинов, в текстах победителей конкурсов современной драматургии?..
Тупик в эндшпиле театральной партии Хабенского. Нужная пьеса незнамо у кого и где есть? Видно, у тех драматургов, которые вынуждены были из-за сальериевских «сапогов» писать в стол.
Ау!..